На страницах “Настаўніцкай” не раз подчеркивалось, что 11 лет школы — достаточно большой промежуток времени, чтобы рассматривать его лишь как подготовку к жизни. В этот необычайно важный для взрослеющей личности период ей предстоит осознанно определить свой жизненный путь. Так сложилось в нашей традиции, что вектор развития ребенка задает именно школа, которая учит, воспитывает и развивает, и эти процессы неотделимы друг от друга.

В ходе одного из педагогических дискурсов услышала, что слово “мероприятие” можно трактовать как “меры приняты”. А словарь подсказывает, что мероприятие — это совокупность действий, объединенных одной общественно значимой задачей. И все-таки: мероприятие или событие как бытие вместе, как двигатель к познанию, как содействие, как яркая запоминающаяся встреча школьника и педагога? В каком контексте понятие “мероприятие” применимо к тем, кого мы учим и воспитываем? Какие меры и действия, а точнее, какие педагогические инструменты позволяют вовлечь сегодняшнее “цифровое” поколение в процесс познания и творения нового, в полезные для них самих, социума и общества дела? Классики педагогики предлагают опираться на развитие мотивации.
Общеизвестно, что мотивация выступает той силой, которая побуждает человека к активному действию. Поощрение, нестандартные ситуации, умение педагога заразить своим энтузиазмом учащихся, предоставить возможность проявить себя — это как раз о развитии мотивации. Каждый ребенок индивидуален, значит, какие бы самые совершенные механизмы развития мотивации мы ни применяли, не могут все стать отличниками в учебе. А это и не надо. Общеизвестно, что далеко не каждый отличник достигает успеха в жизни. А что такое успех? Высокая должность, большая зарплата? Мы, взрослые, понимаем, что успех — это найти себя, состояться в профессии, состояться в своем коллективе, мини-социуме, в семье. В наше непростое время и стремительно меняющемся мире, в условиях глобального ценностного конфликта и взрослым бывает непросто в своем самоопределении и самореализации, а детям тем более. Поэтому важным механизмом жизненного самоопределения взрослеющего человека выступает рефлексивное осознание им своей значимости в том социуме, где он проводит большую часть времени, то есть в школьном окружении. Ребенок должен увидеть, понять свою нужность в группе, классе, школе. Когда нам удается достичь баланса личностной значимости и ценности для коллектива, тогда и мероприятие становится событием в жизни взрослеющей личности.
Как практик с полной ответственностью заявляю, что для самореализации школьника как на учебных занятиях, так и за пределами учебных кабинетов в образовательном пространстве страны, города и региона предоставлены самые широкие возможности.
Акции, встречи, диалоговые площадки, конкурсы, олимпиады, конференции разной предметной направленности, профильное обучение, профессиональная направленность классов… Не забываем, что и само учреждение образования организует многочисленные события. Но кто-то должен помочь школьнику разглядеть эти возможности, увидеть в них смысл для себя. Более того, в этом бесконечном потоке мероприятий есть определенный риск их “заорганизовать”, сделать для галочки, просто записать “меры приняты” в соответствующей графе плана. Образование и воспитание, в частности, не сводятся к лекциям, назиданиям, обязательным мероприятиям, хотя и одно, и второе, и третье должно присутствовать в общем спектре дел, но не только и далеко не одни они.
Станет ли это мероприятие событием в жизни взрослеющей личности или память сохранит лишь потерянное на него личное время? Учащиеся в силу своих возрастных особенностей не могут длительное время оставаться просто пассивными слушателями или зрителями. Массовые просветительские проекты на определенном этапе развития нашего образования, в частности после 2020 года, сделали свое дело. Сегодня важно перейти от просвещения к реальным делам. Важно получить обратную связь, разговорить детей, создать условия, когда они сами задают вопросы, понять, как они мыслят. К сожалению, так бывает не всегда. Да и не так уж и просто включить в обсуждение огромные аудитории участников. Все равно большая часть останется пассивной. Но, согласитесь, педагог сегодня — это не просто проводник в мир знаний, он обязан владеть методикой организации диалога, дискуссии, диспута, причем не только в контексте своего предмета, но и в надпредметной сфере. Смыслы закладываются в школе, здесь же формируется критическое мышление. Как видим, все вновь замыкается на личности педагога. Не могу не отметить еще один риск, когда подходы к воспитанию в семье и школе строятся на разных ценностных основах, а ребенок, находясь в таких ценностных ножницах, обращается к виртуальному “другу”. Справедливости ради следует отметить, что за последние годы школьное образование сделало немало в плане единения школы, семьи и социума в деле воспитания.
Порой приходится слышать, кстати, даже от некоторых родителей, что воспитание — это исключительная ответственность родителей. Да, простая логика подсказывает, что именно родители лучше всех знают своего ребенка и понимают, что для него самое важное. Но мы должны исходить из современных реалий. Родители в своем подавляющем большинстве не могут, да порой и не хотят организовать такие формы активности, где ребенок может проявить свою социальную значимость, потому что социальная значимость — это значимость в коллективе. Поэтому, если не мы, педагоги, то кто? — вопрос не риторический.
Время выбрало нас — и мы должны качественно ответить на этот вызов.
Фото на превью из архива редакции, носит иллюстративный характер