Повышам уровень медиаграмотности школьников: занятие «Авторитетные источники информации для самообразования»

- 16:30Журнал "Народная асвета", Образование

Современные подростки часто сталкиваются с фейковыми новостями в интернете, с сомнительными предложениями легкого заработка, но при этом они далеко не всегда могут отличить правду от вымысла. Поэтому в условиях стремительного увеличения потока информации чрезвычайно важным становится формирование у учащихся навыков работы с достоверными источниками, умений определять подлинность информации и пользоваться для самообразования.

Т. И. ЯКУСЕВИЧ, учитель английского языка высшей квалификационной категории гимназии № 6 им. Ф. Э. Дзержинского г. Гродно,
А. Ч. ЖУК, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории гимназии № 6 им. Ф. Э. Дзержинского г. Гродно

Предлагаем вашему вниманию интерактивное занятие «Авторитетные источники информации для самообразования», которое проводилось в нашей школе в рамках программы «Я. Моя семья. Моя Родина» для учащихся 9–11 классов.

Цели: формирование у учащихся представлений об авторитетных источниках информации, умений пользоваться надежными веб-ресурсами для самообразования; повышение уровня медиаграмотности школьников.

Оборудование: компьютер, мультимедиапрезентация, памятка «Как проверить информацию в интернете», листы самооценки «Я – цифровой эксперт» (материалы доступны через QR-код).

Ход занятия

І. Вводный этап

Учитель приветствует ребят, сообщает тему и предлагает обсудить эпиграф: «Цифровые возможности должны служить образовательным целям, а не развлекать учащихся» (А. Г. Лукашенко).

  • Как вы понимаете смысл высказывания? (Ответы учащихся.)
  • С какими понятиями ассоциируется у вас данная цитата? (Образование, информация, саморазвитие, самообразование, непрерывное образование, цифровизация.)

ІІ. Основной этап

Учитель. В современном мире недостаточно иметь знания, полученные в школе или вузе. В обществе востребованы специалисты, гибко осваивающие новые знания, умения и навыки. Поэтому человек, который хочет быть успешным, должен учиться на протяжении всей жизни. Ключевым ресурсом для личностного роста и профессионального успеха становится самообразование.

Вопросы

  • Что такое самообразование? (Целенаправленная познавательная деятельность, осуществляемая с целью приобретения знаний путем самостоятельных занятий.)
  • Каковы цели самообразования? (Расширить кругозор в различных областях, приобрести новые умения и навыки.)
  • Какие способы самообразования вам известны? (Чтение литературы по интересующей теме, изучение периодической печати, информационных интернет-ресурсов; исследовательская деятельность; обучение на различных курсах; консультации экспертов в выбранной области и др.)
  • Какое значение самообразование имеет для человека? (Самообразование позволяет расширить кругозор, развивать свои способности, освоить новые области знаний и др.).
  • Какие темы для самообразования вас интересуют? (Ответы учащихся.)

Учитель. Существует множество источников информации для самообразования, и один из самых доступных – интернет. Но здесь возникает важный вопрос: можно ли доверять всему, что размещено в Сети? Как отличить достоверную информацию от ложной? (Ответы учащихся.)

Давайте рассмотрим несколько ситуаций.

  • Человек ищет медицинскую информацию и заходит на сайт с рекламой «чудо-лекарств».
  • Для написания реферата учащийся использует интернет-материалы без ссылок на источники.
  • Пользователь получает сообщение о крупном выигрыше с предложением перейти по указанной ссылке и ввести личные данные.

В ходе обсуждения учащиеся делают вывод, что в описанных ситуациях речь идет о небезопасных сайтах и что использование непроверенных источников может привести к серьезным последствиям (от получения недостоверных сведений до финансовых потерь или даже угрозы личной безопасности).

  • Сообщение приглашенного эксперта в области информационных технологий

В ходе выступления специалист рассказывает о признаках достоверности сайта, таких как:

  • официальный домен: .gov.by, .edu.by, .by (опечатки или дополнительные символы в имени домена могут указывать на мошеннический сайт);
  • https – безопасное соединение;
  • контакты организации (телефон, адрес);
  • ссылки на источники информации;
  • грамотный текст.

Эксперт обращает внимание учащихся на моменты, которые должны их насторожить: это кликбейт-заголовки («ШОК! Срочно читай!»), требование ввести личные данные, отсутствие сведений о владельце сайта, обилие рекламы и всплывающих окон.

Учитель. Чтобы не стать жертвой сомнительных сайтов, необходимо пользоваться только авторитетными источниками. Давайте выясним, что это такое. Это источники информации, которые представляют признанный опыт, характеризуются надежностью и компетентностью в определенной области. К таковым относятся официальные веб-сайты государственных организаций и учреждений (содержат актуальные данные, статистику и исследования, что делает их надежными ресурсами для изучения различных тем); сайты электронных библиотек (предоставляют доступ к книгам, научным статьям и другим материалам, что позволяет углубить знания в интересующих областях); сетевые версии журналов (обеспечивают доступ к новейшим исследованиям и открытиям); дискуссионные форумы (представляют платформу для обмена мнениями и опытом, получения ответов от  экспертов и единомышленников).

Учащиеся выступают с подготовленными сообщениями об авторитетных источниках (полный перечень доступен по ссылке): учащийся 1 – государственные сайты (официальные данные, законы, услуги: www.pravo.by; www.edu.gov.by; www.minzdrav.gov.by и др.); учащийся 2 – электронные библиотеки и образовательные платформы (книги, научные исследования: www.nlb.by; www.reposit.lib.unibel.by научные публикации БГУ); учащийся 3 – сетевые версии журналов (актуальные новости и аналитика: www.sb.by; www.zviazda.by и др.); учащийся 4 – дискуссионные форумы и профессиональные сообщества (обмен опытом: телеграм-каналы госструктур (@belarus_mz, @mvd_rb); молодежные сайты БРПО и БРСМ и др.).

Вопросы

  • Какими интернет-источниками вы пользуетесь в образовательных целях?
  • Почему важно получать информацию для самообразования из надежных источников?
  • Практическая часть

Инфоразминка «Правда или фейк?»

Учитель показывает карточки с заголовками новостей. Задача учащихся – определить, какие из них настоящие (поднять большой палец вверх), а какие – фейковые (опустить палец вниз). Затем организуется обсуждение и проверка достоверности предложенных новостей в официальных источниках (http://www.sb.by/, http://www.belta.by/, http://www.pravo.by/).

Примеры заголовков

 «Министерство образования объявило новые правила ЦТ»; «В Беларуси запретили Wi-Fi»; «Национальная библиотека открыла доступ к редким книгам»; «В Беларуси отменили все экзамены для школьников!».

Вопросы

  • Как вы определили, что среди предложенных новостей есть фейковые?
  • На что вы обращали внимание при анализе заголовков?
  • Почему необходимо проверять информацию, даже если заголовок звучит убедительно?

Работа в группах

Учащиеся делятся на 3 группы и получают карточки с темами для самообразования: группа 1 – «Как выбрать профессию?», группа 2 – «Где учить английский, если нет денег на репетитора?», группа 3 – «Можно ли стать художником без посещения художественной школы?».
Необходимо найти по 2–3 достоверных интернет-источника, обосновать свой выбор, составить небольшое сообщение по теме.

Организуется презентация результатов работы.

Вопросы

  • Какими сайтами вы пользовались и почему?
  • С какими трудностями вы столкнулись при выборе источников информации для самообразования?

По итогам выступлений учащихся создается банк полезных интернет-ресурсов для самообразования.

Мини-квиз «Инфоэксперт»

  1. Как называются источники, в которых размещена достоверная информация?

     а) экспертные; б) авторитетные; в) авторитарные.

  1. Что такое фейк?

     а) крутая новость; б) шокирующая новость; в) ложная новость.

  1. На каком из сайтов размещено расписание экзаменов?

     а) onliner.by; б) pravo.by; в) rikc.by.

  1. Где можно официально проверить штраф за проезд?

     а) mintrans.gov.by; б) телеграм-чат с другом; в) случайный сайт с рекламой.

  1. Как называется сайт Национальной библиотеки Беларуси?

     а) knigi.by; б) nlb.by; в) biblioteka-bel.by.

Далее организуется беседа с дипломантом областного этапа республиканского конкурса «100 идей для Беларуси» (2023 г.) Дианой Чемерис, презентуется и обсуждается разработанный ею медиапродукт для самообразования – TikTok-репетитор по белорусскому языку «БеларускаЯ» (доступен через QR-код).

III. Заключительный этап

Вопросы

  • Почему важно пользоваться проверенными источниками информации?
  • Какие авторитетные источники вы можете назвать?

Учитель раздает памятки «Как проверить информацию в интернете».

IV. Рефлексия

Учащиеся заполняют лист самооценки «Я – цифровой эксперт», поставив плюс или минус напротив каждого суждения.

  • Я умею отличать надежные сайты от фейковых.
  • Я знаю, где искать информацию для самообразования.
  • Я могу проверить новость на достоверность.
  • Я не ведусь на интернет-мошенничество.

Литература
1. Обучающая программа тематических занятий для учащихся 2–11 классов «Я. Моя семья. Моя Родина». – URL: https://vospitanie.adu.by/images/2024/09/Programma-Ya-Moya-semiya-2024.pdf (дата обращения: 22. 02.2025).
2. Тематические занятия для учащихся 2–11 классов «Я. Моя семья. Моя Родина». – URL: https://vospitanie.adu.by/component/content/article/tematicheskie-zanyatiya-dlya-uchashchikhsya-ii-xi-klassov-ya-moya-semya-moya-rodina.html?catid=41&Itemid=101 (дата обращения: 22.02.2025).

Фото на превью pixabay.com, носит иллюстративный характер