Практикум для педагогов: повышаем профмастерство в вопросах патриотического воспитания школьников

- 13:21Журнал "Народная асвета", Образование

Традиционная советская система воспитания выдержала проверку временем: только настоящий патриот мог победить в Великой Отечественной войне, с полной самоотдачей работать над восстановлением разрушенных городов и сел, промышленности и сельского хозяйства.

В.Ю. ТЫЛЬКОВИЧ, заместитель директора по воспитательной работе Сеницкой СШ им. Янки Купалы

Сегодня нам близка идея формирования у подрастающего поколения потребности и умения жить интересами общества, поэтому так важно учителю грамотно подходить к отбору материала для воспитательных мероприятий соответствующей тематики.

Предлагаем вашему вниманию семинар-практикум «Патриотическое воспитание обучающихся: портфолио идей», в ходе которого классные руководители работали над созданием системы патриотического воспитания.

Цель семинара-практикума: повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников в вопросах патриотического воспитания школьников.

Задачи: совершенствовать методическую компетентность классных руководителей; содействовать осознанию педагогами важности формирования у учащихся ответственного и уважительного отношения к патриотическим ценностям; стимулировать проявление педагогами инициативы и творческой активности.

Ход семинара-практикума

І. Мотивационный этап

Звучит песня «Мой адрес – не дом и не улица, мой адрес – Советский Союз» (сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова).

Ведущий приветствует участников, обращает внимание на песню, предлагает порассуждать над тем, к чему стремились молодые люди середины ХХ века. Учителя приходят к выводу, что для большинства молодежи послевоенного поколения главным считалось служить народу, приносить пользу Родине и стать первоклассным специалистом, так как в фундаменте советской идеологии лежали две основополагающие ценности: справедливость равенства и свободный труд на благо общества. Организуется обсуждение, являются ли данные ценности актуальными и для современной молодежи, а также какие ценности приоритетны в процессе формирования гражданственности и патриотизма (примерные ответы: Родина, независимость, семья, труд, образование, здоровье, культура, природа и др.).

Педагоги знакомятся с темой и задачами семинара-практикума, затем делятся на 5 групп.

ІІ. Основной этап

Ведущий. Многие известные педагоги в основу процесса воспитания ставили общечеловеческие ценности и прежде всего уважительное отношение к Отечеству. Например, В. Караковский писал: «Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Историю надо изучать, чтобы на опыте предков обретать мудрость и не повторять их грубых ошибок. Другого Отечества и другой истории у нас не будет. Есть у тебя силы, смелость, идеи – делай ее лучшей…» Его последователь С. Поляков говорил о ценности Отечества так: «Восприятие себя как звена в исторической цепочке культуры народа и государства – вот суть этой ценности. Общепризнанная логика порождения чувства этой принадлежности от малого – семьи и малой родины как носителей культурной традиции – к большому Отечеству психологически несомненна…» [3].

Эта тема актуальна и сегодня: в декабре 2021 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь была принята Программа патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 годы. Цель Программы – совершенствование государственной политики патриотического воспитания населения через формирование национальной идентичности на основе единых ценностей (стремление к мирной и независимой созидательной жизни, справедливость, единство, развитие), гордости за собственную страну, ее историю и культуру, достижения в экономике, науке и спорте, готовности к защите независимости Республики Беларусь. Достижению данной цели способствует решение следующих задач: внедрение и утверждение общественно-государственных (национальных) ценностей, формирование нации как единого целого, представленного уникальными традициями и культурой; сохранение и обеспечение преемственности традиционных ценностей белорусского общества; популяризация отечественной истории, распространение научно обоснованной информации об историко-культурном наследии, боевых подвигах и трудовых свершениях белорусского народа, важных исторических событиях, памятных местах, их роли и значимости в становлении белорусской государственности; формирование законопослушного гражданина, человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг, привитие глубокого уважения и почитания государственной символики Республики Беларусь; формирование физических, духовных качеств, которые позволят быть морально стойкими, готовыми к выполнению конституционной обязанности по защите Отечества; развитие целостной государственной политики национально-патриотического воспитания. В Программе определены следующие патриотические ценности: Родина (место рождения человека, страна, в которой он родился, культурно-историческая среда, созданная предками); Отечество (страна, государство, с которым личность связана системой отношений, регламентированных правами и обязанностями); семья, преемственность поколений, нация; государственность, государственный суверенитет Республики Беларусь; государственная символика Республики Беларусь (флаг, герб, гимн); историческая память, национально-культурная идентичность; национальная культура.

Фото из архива редакции, носит иллюстративный характер

Согласно Программе патриотическое воспитание населения обеспечивается системой целенаправленных мер мировоззренческого, идеологического, правового, политического, информационного и организационного характера, подкрепленных конкретными мероприятиями.

Задание 1. Ознакомьтесь с информацией на карточках и предложите варианты мероприятий, которые можно проводить с учащимися старших классов (группа 1 – мировоззренческого характера; группа 2 – идеологического; группа 3 – правового; группа 4 – политического; группа 5 – информационного).

Информационные карточки: 1) мировоззрение личности – система взглядов на мир, на отношение человека к обществу, природе, самому себе; основная форма направленности личности; 2) идеология (идея + греч. logos – учение) – социально значимая, теоретически оформленная система идей, которая отражает интересы различных социальных групп и служит закреплению или изменению общественных отношений; объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления; система взглядов и идей, в которой осознаются и оцениваются отношения людей друг к другу и к действительности; 3) правовое воспитание – формирование у граждан правового сознания и поведения. Правовое воспитание личности включает три направления: информативно-ориентированное – правовые знания, представления о правах и обязанностях государства и граждан по отношению друг к другу; мотивационно-стимулирующее – формирование положительной мотивации законопослушного поведения, правовых установок и ценностно-правовых ориентаций; деятельностно-практическое – формирование опыта правопослушного поведения, умений прогнозировать правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий; 4) политическое воспитание – формирование культурно-политической личности, включающей знания о государственном устройстве своей страны, ее национальных идеях и общественных ценностях, понимание сложности и неоднозначности политических действий, обретение учащимися политического опыта, позволяющего делать ответственный гражданский выбор, быть готовыми к активной политической жизни в будущем; 5) информационное образование – это целенаправленный процесс информационного обучения и воспитания личности, распространения информационных знаний через многоуровневую систему образования, а также через СМИ, библиотеки, общественные организации и профессиональные ассоциации, которые связаны с информационной деятельностью и развитием информационного общества [2, 6].

Группы презентуют результаты работы.

Примерный ответ (группа 4).

Мероприятия политического характера целесообразно проводить в 10–11 классах, так как для старшеклассников является актуальным стремление показать себя в общественной деятельности, проявить лидерские качества. Поэтому предлагаем создать клуб «Альтернатива», в рамках которого ежемесячно будут проходить дебаты по волнующим школьников темам, что позволит им высказать свое мнение, услышать иное, а также научиться анализировать информацию и делать правильные выводы.

На первой встрече в клубе целесообразно уделить внимание проблеме лидерства, в том числе и политического. Примерные темы для обсуждения: «Настоящий лидер – это…», «XXI век – век масс или…», «Лидер толпы и лидер народа». Желательно, чтобы перед дебатами ребята познакомились с видами лидерства (политическое, нравственное, асоциальное, научное, школьное, профсоюзное), а также с информацией об исторических личностях – лидерах своего времени.

Ведущий обращает внимание педагогов на представленные в Программе основные направления работы с разными возрастными категориями населения: гражданско-патриотическое, военно-патриотическое, историко-культурное, духовно-нравственное, формирование национальной идентичности.

Задание 2. Предложите план воспитательной работы, проводимой с учащимися разного возраста (по направлениям) (группа 1 – формирование национальной идентичности; группа 2 – гражданско-патриотическое; группа 3 – духовно-нравственное; группа 4 – военно-патриотическое; группа 5 – историко-культурное).

Группы презентуют результаты своей работы.

Примерный ответ (группа 5)

В рамках историко-культурного направления воспитания предлагаем включить в план воспитательной работы классного руководителя:

  • вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность по изучению родного края, составление туристических маршрутов и проведение экскурсий для сверстников из других регионов республики;
  • привлечение школьников к посильному участию в восстановлении исторических и природных объектов района, области, страны и уходу за ними (памятники воинам Великой Отечественной войны и Первой мировой войны, природные объекты и т.д.);
  • включение учащихся в подготовку и проведение цикла воспитательных мероприятий «Беларусь – история и современность», «Люди – главное богатство Беларуси», направленных на популяризацию исторических мест и выдающихся людей – выходцев из Беларуси;
  • проведение комплекса мероприятий «Никто не забыт, ничто не забыто», посвященных жертвам Великой Отечественной войны (с учетом возрастных особенностей учащихся), с опорой на результаты проводимого Генеральной прокуратурой расследования преступлений, совершенных фашистами и их пособниками в годы войны на территории Беларуси.

III. Заключительный этап. Рефлексия

После выполнения заданий и презентации полученных результатов педагоги отбирают идеи для портфолио классного руководителя по патриотическому воспитанию.

ЛИТЕРАТУРА
1. Буткевич, В. В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодежи: пособие для рук. учреждений образования, педагогов, классных руководителей и студентов / В. В. Буткевич. – Минск: НИО, 2007.
2. Гендина, Н. И. Информационное образование: дефиниция и принципы / Н. И. Гендина, И. Н. Рябцева // Вестник Кем ГУКИ. – 2014. – № 27. – С. 217–221. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnoe-obrazovanie-definitsiya-i-printsipy/viewer (дата обращения: 29.11.2024).
3. Григорьев, Д. В. Аксиология воспитания В. А. Караковского / Д. В. Григорьев, Н. В. Григорьева // Народное образование. – 2016. – № 2 – С. 193–199. – URL: https://narodnoe.org/journals/narodnoe-obrazovanie/2016-2/aksiologiya-vospitaniya-va-karakovskogo (дата обращения: 29.11.2024).
4. Камбарова, К. У. Общечеловеческие ценности: понятие и сущность / К. У. Камбарова // Молодой ученый. – 2016.– № 11 (115). – С. 1810-1812. – URL: https://moluch.ru/archive/115/30384/ (дата обращения: 29.11.2024).
5. Программа патриотического воспитания населения Беларуси на 2022-2025 годы. – Минск, 2003–2024. – URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C22100773&p1=1 (дата обращения: 07.12.2024).
6. Белорусская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / науч. ред. С. П. Самуэль [и др.] – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2015.