Продуктивное педагогическое общение: как построить эффективный диалог с учащимися?

- 13:21Журнал "Народная асвета", Новости

Качество образовательного процесса зависит не только от уровня профессиональной компетентности педагогов, но и от характера взаимоотношений с обучающимися, готовности к сотрудничеству и партнерству. Каким должно быть педагогическое общение? Как построить эффективный диалог с учащимися? Этим вопросам был посвящен педагогический совет, который прошел в нашей школе.

Директор Н. Ф. СИЛИЦКАЯ и заместитель директора по учебной работе И. Н. БОЛЕЙЧУК
Крошинской средней школы Барановичского района

Мероприятию предшествовало проведение месячника педагогического мастерства и творчества в виде панорамы открытых уроков, посещение руководством учреждения учебных занятий с целью выявления проблем в организации эффективного взаимодействия участников образовательного процесса, изучение методической литературы и интернет-источников по теме. Особенностью педсовета стало участие в его подготовке актива учащихся школы, что позволило педагогам взглянуть на свою профессиональную деятельность под другим углом, определить первоочередные вопросы в общении с учениками и наметить пути их решения.

Цель педсовета: повышение уровня профессиональной компетентности учителей в вопросах организации продуктивного педагогического общения.

Задачи:

  • познакомить участников с основными стилями педагогического общения, показать их влияние на качество обучения и воспитания;
  • определить проблемы, возникающие между участниками образовательного процесса, предложить пути их решения;
  • разработать кластер «Педагогическое общение»;
  • создать условия для творческого взаимодействия педагогов.

Оборудование: карточки с заданиями, вырезанные из бумаги ромашки, пластмассовые кубики.

Ход педсовета

I. Организационно-мотивационный этап

Ведущий приветствует педагогов, знакомит с темой и планом работы, организует обсуждение эпиграфа: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь» (В. Ключевский). Участники записывают свои ожидания от педсовета и прикрепляют их на лепестки ромашек, которые символизируют общение учителей и учащихся.

II. Информационно-деятельностный этап

  • Мини-лекция «Стили педагогического общения»

Ведущий. В основе процесса обучения и воспитания лежит общение между учителем и учащимися. Согласно определению из «Современного словаря по педагогике», педагогическое общение – форма учебного взаимодействия, сотрудничества педагогов и учащихся. В более широком понимании – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке (занятии) и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива (А. А. Леонтьев). Педагогическое общение направлено на организацию освоения учащимися учебных знаний и формирование на этой основе учебных умений [1]. Таким образом, общение учителя и ученика выступает как средство решения образовательных задач, как основной инструмент социально-психологического сопровождения образовательного процесса и как способ организации взаимоотношений педагога и учащихся, обеспечивающих успешность их обучения, воспитания и развития.

Правильно выбранный стиль педагогического общения способствует созданию атмосферы эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебной деятельности. Стиль педагогического общения оказывает также большое влияние на формирование обучающегося.

Общепринятым является деление стилей педагогического общения на авторитарный, демократический и попустительский (А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский и др.).

Авторитарный стиль общения предполагает, что педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Дети не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива оценивается отрицательно и отвергается. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие школьников властному давлению учителя чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций. Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина на уроке и т.п.) чаще всего позитивны, но психологическая атмосфера в таких классах, как правило, неблагополучная.

Попустительский стиль общения характеризуется стремлением учителя минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. В данном случае реализуется тактика невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся, следствием чего является отсутствие контроля за деятельностью школьников и динамикой их развития. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны.

Стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим, ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого ребенка к решению общих дел. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и взаимоориентация. В результате открытого и свободного обсуждения возникающих проблем ученики совместно с учителями приходят к тому или иному решению. Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, правильная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать его развитие. По внешним показателям деятельности педагоги-демократы уступают авторитарным коллегам, но социально-психологический климат в их классах всегда более благополучен [2].

  • Работа в группах

Задание 1. Составьте из данных элементов краткую характеристику стилей педагогического общения: группа 1 – авторитарный, группа 2 – попустительский, группа 3 – демократический. Результаты представьте в виде таблицы. Определите, к какому стилю близка ваша манера общения с учащимися.

Элементы стилей педагогического общения

Цель: обеспечить чувство психологической защищенности, развивать самостоятельность, воспитывать доверие к миру; придерживаться принципа «оставьте меня в покое!»; вооружить знаниями, умениями и навыками.

Девиз: «Делай как я!»; «Ничего, сам справится»; «Не рядом, а вместе!».

Тактика: мирное сосуществование: рядом, но не вместе; сотрудничество, партнерство; наставления, запреты, нотации, угрозы, наказания, окрики.

Позиция педагога: удовлетворить требования руководства; не брать на себя лишней ответственности; исходить из интересов ребенка и перспектив его развития.

Взгляд на ребенка: как на полноправного партнера; как на обузу и помеху в решении собственных задач; как на объект воздействия.

Группы презентуют таблицу.

Задание 2. Педагоги получают карточки с описанием ситуаций, предложенных учащимися. Необходимо выбрать вариант ответа либо дать свой. Затем ведущий зачитывает версии ребят. В случае примерных совпадений учителя получают кубики, из которых в конце педсовета строится символическое здание школы эффективного педагогического общения.

Ситуация 1. Двое учеников на задней парте во время урока математики незаметно играют в морской бой в телефоне, и вдруг один из них на весь класс кричит: «Ура-а, сбил!» Как должен отреагировать учитель?

Варианты ответов

  • «Вижу, ты хочешь блеснуть знаниями у доски? Милости просим!»
  • «Ты бы с таким азартом решал задачи!»
  • «Кому еще неинтересно на уроке математики, прошу выйти за дверь и там продолжить свои игры!»
  • Свой вариант.

Ответ учащихся. Учитель обращается к детям: «Ребята, сейчас я вам докажу, что математика нужна в жизни. Например, вы хотите заказать пиццу. Какую выгоднее купить: одну большую диаметром 45 см за 10,6 руб. или две поменьше диаметром 30 см по 5,3 руб.? Не спешите отвечать «две маленькие», так как они дешевле. Применим формулу площади круга и получим, что площадь двух маленьких пицц – 1413 кв. см, а площадь большой – 1590 кв. см. Следовательно, выгодно купить одну большую пиццу».

Ситуация 2. На уроке ученики передают друг другу с задней парты записку. Прочитав ее, смотрят на потолок, хихикают и передают дальше. Записку перехватывает учитель и, прочитав ее, тоже смотрит на потолок. Класс взрывается хохотом. Как должен повести себя учитель?

Варианты ответов

  • Не заострять внимание на чьей-то глупой шутке.
  • Посмеяться вместе с учениками и продолжить урок.
  • Отчитать зачинщика, написать замечание в дневник.
  • Свой вариант.

Ответ учащихся. Учитель улыбается и хвалит детей: «Мне нравится, что вы – дружный класс с чувством юмора. А смех, как известно, продлевает жизнь. Молодцы, я за вас рада!»

Ситуация 3. Учитель русского языка подготовил к уроку схемы и опорные конспекты. Войдя в класс, он обнаружил их перевернутыми. Что должен предпринять педагог?

Варианты ответов

  • Сделать вид, что ничего не заметил.
  • Пожурить детей и повесить таблицы правильно.
  • Обидеться и снять таблицы с доски, сказав: «Не хотите – не надо».
  • Свой вариант.

Ответ учащихся. Учитель начинает урок как ни в чем не бывало и объясняет новую тему, затем предлагает учащимся начертить схемы в тетради. Возникает проблема – неудобно списывать. Многие не успевают перенести схемы в тетрадь. Учитель снимает таблицы и проводит пятиминутную тестовую работу, при этом разрешает пользоваться схемами и опорами из своих тетрадей. Ребята сидят, опустив головы, понимая, что проблему создали себе сами.

Организуется обсуждение ответов, ведущий вручает кубики учителям, чьи решения были близки к ответам учащихся. Участники делают вывод о необходимости создания на уроке атмосферы взаимопонимания, дружелюбия и сотрудничества.

Ведущий. Педагогический такт, высокий уровень коммуникативной культуры учителя и умение решать конфликтные ситуации, безусловно, играют важную роль в процессе обучения и воспитания. Однако не меньшее значение в обеспечении эффективности педагогического взаимодействия между учителем и учащимися имеет уровень его профессиональной компетентности.

Профессиональная компетентность педагога включает в себя владение следующими компетенциями: коммуникативной (умение выстраивать взаимодействие в коллективе), исследовательской (навыки обобщения опыта на основе анализа научных источников), информационно-технологической (навыки работы с информацией и техническим оснащением), психолого-педагогической (умение учитывать возрастные особенности учащихся в ходе организации учебных занятий), рефлексивной (навыки самоанализа), предметно-методической (владение преподаваемым предметом и методическим инструментарием) [3].

Ведущий подчеркивает, что в результате опроса учащихся были выявлены качества, которыми, по мнению детей, должен обладать учитель, предлагает ознакомиться с ними и выполнить задание.

Задание 3. Соотнесите качества педагогов с профессиональными компетенциями.

  1. Умение излагать материал доступным языком, объяснять сложные вещи простыми словами. (Предметно-методическая, психолого-педагогическая.)
  2. Умение вызвать интерес к своему предмету, использовать цифровые технологии в обучении. (Предметно-методическая, информационно-технологическая.)
  3. Уважительное отношение к учащемуся. (Коммуникативная.)
  4. Ровное отношение ко всем ученикам, отсутствие деления детей на любимчиков и изгоев. (Коммуникативная.)
  5. Умение разрядить обстановку, снять эмоциональное напряжение уместной шуткой, поддерживать атмосферу психологического комфорта. (Коммуникативная, психолого-педагогическая.)
  6. Умение расположить к себе учащихся. (Коммуникативная.)
  7. Терпение и выдержка по отношению к ученикам, которым нужно многократно объяснить учебный материал. (Коммуникативная, предметно-методическая.)
  8. Умение найти индивидуальный подход к ребенку, при необходимости оказать помощь в учебе. (Коммуникативная, психолого-педагогическая, предметно-методическая.)
  9. Умение признать свою неправоту. (Рефлексивная.)
  10. Высокий уровень эрудиции и владения преподаваемым предметом. (Предметно-методическая.)

Задание 4. Проанализируйте основные причины конфликтов между учителями и учениками, предложите пути их устранения.

Примерные причины конфликтов: недостаточный профессионализм учителя как предметника; демонстрация своего превосходства, предвзятое отношение к ученикам, проявляющееся в систематическом занижении отметок, в выделении любимчиков; неумение учителя вызвать у учащихся интерес к своему предмету; акцентирование внимания окружающих на психологических проблемах и недостатках ребенка; личностная оценка ученика, а не его поступка; неумение сплотить коллектив, неспособность найти индивидуальный подход к ученику; нарушение требований школьного распорядка учащимися; невыполнение домашних заданий; неготовность к уроку; нарушение дисциплины; пропуски занятий без уважительной причины; личностные конфликты между педагогами и учащимися.

Примерные ответы участников: стремиться вовлечь всех ребят в активную познавательную деятельность на уроке; поддерживать атмосферу непрерывного общения с классом; быть последовательным в предъявлении требований к ученикам; хорошо знать преподаваемый предмет, постоянно повышать уровень профессионального мастерства; применять современные методы и формы обучения; создавать на уроке ситуацию успеха для каждого ребенка; добиваться качественного усвоения материала всеми учащимися; рационально использовать время на уроке; организовать при необходимости индивидуальную работу как с высокомотивированными, так и со слабыми учениками; способствовать развитию самостоятельности школьников; уважительно относиться к каждому учащемуся, не допускать оскорблений, обидных прозвищ, грубых замечаний.

Ответы презентуются в виде памятки.

III. Практический этап

Ведущий предлагает участникам в группах на основе материалов педсовета и 10 заповедей Симона Соловейчика, автора книги «Педагогика для всех», разработать кластер «Педагогическое общение». Результаты обсуждаются.

IV. Заключительный этап

Ведущий подводит итоги.

Проект решения педсовета

  1. Учителям рекомендовать к применению в образовательной практике разработанный кластер продуктивного педагогического общения, осуществлять анализ своей профессиональной деятельности с позиций эффективности педагогического общения.
  2. Заместителю директора провести индивидуальные беседы с педагогами и продолжить мониторинг взаимоотношений учащихся и учителей.
  3. Педагогу-психологу организовать тренинговые занятия по ознакомлению учителей с психологическими приемами, с помощью которых можно научиться управлять своими эмоциями с целью предупреждения конфликтных ситуаций.

V. Рефлексия

Участники строят из кубиков символическое здание школы эффективного педагогического общения и сотрудничества, обмениваются впечатлениями о мероприятии.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2021. – 928 с.
  2. Педагогика: учеб пос. для студ. пед. учеб. зав. / В. А. Сластенин [и др.]. –ф М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.
  3. Шевченко, О. Н. Педагогический совет «Компетентностная модель педагога» / О. Н. Шевченко, Л. Н. Охремук // Народная асвета. – 2021. – № 11. – С. 58–61.

Фото на превью из архива редакции, носит иллюстративный характер