Проектная мастерская «Экологическая азбука»

( мастер-класс  по созданию проекта  экологического воспитания в условиях учреждения образования в рамках деятельности ресурсного центра «Развитие экологической культуры учащихся через использование методов проектов»)

Цель: создание условий для понимания педагогами сущности экологического воспитания учащихся, развития  творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии.

Задачи: повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами; развивать у педагогов стремление осуществлять экологическое воспитание учащихся; формировать профессиональные знания и умения по методике экологического образования.

Участники проектной мастерской:  педагоги

Оборудование: изображение дома на листе формата А4, эмблемы, карточки с заданиями.

Ход проведения творческой мастерской:

1.Ориентировочно-мотивационный этап.

Вступительное слово ведущего.

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого — тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо больше внимания уделять экологическому воспитанию детей уже с первых лет жизни.

К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется всё: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей.  Загрязнение почв происходит из-за применения ядохимикатов. Растут горы бытового мусора. В результате нерационального использования земель происходит истощение почв. Нарастает беспокойство о наших «соседях по планете» — растениях, животных, которые испытывают двойной гнет: во-первых, загрязнения и разрушения  среды  обитания; во-вторых, от непосредственного влияния со стороны человека. В результате многие виды исчезли с лица Земли. Таким образом, перечисленный выше минимальный свод информации свидетельствует о том, что проблема экологического воспитания  школьников не надумана и что ее решение должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической деятельности.

2. Актуализация субъектного опыта участников.

В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения к природе? В чем берете вину на себя как педагог?

(Непонимание, любознательность и интерес познать, подражательность детей. Безразличие и невнимание взрослых  к поведению детей. 
Отсутствие системы и целенаправленности работы с детьми и взаимодействия с семьями учащихся и др.)

3. Этап целеполагания.

-Как с греческого переводится слово «экология»? («эко»-дом, «логос» — наука. Наука о доме. Термин «экология» введен немецким биологом Э.Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова «экойс», «экус» – дом, обитание,  жилище и понимается как наука о среде обитания  или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среды).

Создать  проект   экологического воспитания учащихся – задача нашей творческой мастерской.  Мы говорим,  земля – наш родной дом, экология в переводе значит учение о доме. Поэтому проект экологического воспитания «построим» в форме  красивого, уютного, большого дома.

4. Формирование групп для работы творческой мастерской.

Приём «Подарок»  (предлагается участникам взять эмблемы,  по выбранным эмблемам объединиться в  группы; улыбка – пожелание  здоровья  и хорошего настроения, цветок – красоты и душевного спокойствия, звёздочка – исполнения заветных желаний, солнышко – тепла  и любви).  Рассаживаются по группам.  

5. Работа над созданием проекта в малых группах.

Группы определяются, какую часть дома будут «возводить»:  1 группа – «закладывает» фундамент, основу дома, 2 группа – «возводит» стены дома, 3 группа – «вырезает»  окна и двери, чтобы свет и тепло проникали в дом, 4 группа – «накрывает» крышу дома, чтобы защитить его от дождей и ненастья. Собрав все части дома, мы создадим проект экологического воспитания в школе.

(Выполнив задание, участники прикрепляют карточки к подготовленным  заранее шаблонам: фундамент, стены, окна, крыша)

1 группа.

Определите   основные  категории, которыми должен  оперировать педагог в ходе его практической работы с учащимися по экологическому воспитанию.  Найдите  определение каждому термину (карточки разрезаны, прикрепляют к шаблону «фундамента»)

Экологическое образование  конечный результат, итоговая система знаний по экологии, которой должен овладеть ученик на каждом этапе обучения,  предусмотрена государственном стандартом
Экологическое воспитание   формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии, которые он усвоил в процессе обучения
Экологическая культура  реальное, каждодневное поведение человека в природе
Экологическое мышление   способность видеть многочисленные связи, существующие в природе и на их основе прогнозировать ближайшие и отдаленные последствия тех или иных поступков и мероприятий
Экологическое сознание  единство экологического образования, экологического воспитания, экологической культуры и экологического мышления, что составляет сущность личности

2 группа.
Определите задачи экологического воспитания, восстановив 

пропуски в тексте (прикрепляют к шаблону «стен» дома)

Формирование системы элементарных  …   знаний и представлений;

Воспитание …,   …    отношения к природе;

Развитие    …          по отношению к окружающему миру (осознание красоты природы, желание ее сохранить);

Формирование элементарных навыков   …                     ….

(Экологических,  гуманного, бережного, эмоционально-положительного, эстетических чувств, рационального природопользования)

3 группа.

Записать   формы работы  к  каждой группе  методов  по эковоспитанию и совместной деятельности  учителя и учащихся.

(прикрепляют к шаблону «окон» дома)

Наглядные:  … 

(Наблюдение. Демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций. Тематические выставки. Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов. Фотовыставки и т.д.)

Практические : …

(Игры. Опыты. Моделирование. Экспериментирование. Трудовые операции. Смотры-конкурсы. Марафоны. Аукционы. Экологические тренинги. Подкормка птиц, борьба с мусором, изготовление кормушек, скворечников для птиц. Сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материал и т.д.)

Словесные:   ….

 (Рассказ. Чтение художественных произведений о природе. Беседы. Диспут. Конференция.  Анкетирование, проведение опросов. Круглые столы. Семинары. Консультации. Викторины и т.д.)

Методы, предполагающие сочетание разных методов и форм работы: …  (Проектный метод. Экскурсии. Экологические праздники и досуги. Экологические акции.  Ярмарки. Фестивали. Театрализация. Агитбригада. Мастер-классы. КВН и т.д.) 

4 группа.

Распределить  общеучебные результаты  экологического  образования  учащихся по уровням усвоения (карточки разрезаны, прикрепляют к шаблону «крыши» дома)

Описательный уровень Описывает  и воспроизводит факты, сведения, законы, явления,  закономерности; их содержание, сходства и различия, смысл терминов и понятий
На основе внешних признаков сравнивает, классифицирует, обобщает, характеризует
Приводит примеры факторов, явлений, законов
Извлекает  необходимую информацию из текстов различных жанров, выявляет  основную и второстепенную информацию
Передаёт  содержание текста
Объяснительный  уровень Устанавливает причинно-следственные связи возникновения  и развития явлений экологического характера
Рассматривает и объясняет  различные мнения, точки зрения
Выбирает источники информации,  осуществляет их внешнюю и внутреннюю критику, анализ
Представляет результаты изученного в форме конспекта, схемы, графика, таблицы
Уровень элементарной деятельности Осуществляет те или иные поступки, позитивные для  социоприродного окружения (как природы, так и общества)
Заботится об окружающей  социоприродной среде, осуществляет деятельность  по улучшению экологической обстановки  ближайшего окружения
Использует приобретённые знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни
Умеет проводить эксперименты, наблюдения, ухаживать, соблюдать правила поведения в природе
Участвует  в рейде по очистке территории, по озеленению класса, школы и т.п.
Уровень проектной деятельности Проектирует  собственную траекторию решения экологических познавательных задач на основе личностного самоопределения в системе ценностей
Участвует в групповой исследовательской работе, представляя результаты индивидуальной и групповой работы в формах конспекта, реферата, сочинения, мини-исследования, исследовательского проекта, а также умеет публично презентовать результаты своей работы
Проводит экологические исследования социоприродного окружения, демонстрируя умение ставить задачи и организовывать собственную деятельность по их достижению без внешнего контроля и понуждения
Самостоятельно создаёт алгоритмы деятельности при решении широкого круга проблем, в том числе творческого и поискового характера

6. Презентация работ групп (выступления по одному педагогу из группы, прикрепляют шаблоны на доске, «возводят» дом).

7. Рефлексия.

— Какие новые знания получили, посетив мастер-класс?

— Каким образом могут быть использованы    представленные материалы для  экологического воспитания школьников?

ИННА УТЮЖ,
учитель русского языка и литературы Оюцевичской базовой школы Кореличского района Гродненской  области.