Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: что нужно знать педагогам

- 13:30Интервью, Школа управления

О состоянии детского дорожно-­транспортного травматизма, его профилактике и роли в этом педагогов и родителей корреспонденту “Настаўніцкай газеты” рассказала старший инспектор по особым поручениям главного управления Госавтоинспекции МВД Республики Беларусь подполковник милиции Анна Банадык.

— Осень — подходящее время, чтобы напомнить нашим детям о безопасности дорожного движения.

Безопасность детей — это забота взрослых и прежде всего родителей. Безусловно, нельзя умалять при этом работу педагогов и всех субъектов профилактики. Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма рассматривается как одно из важнейших и приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел. В тесном взаимодействии с Министерством образования, Министерством здравоохранения, Министерством по чрезвычайным ситуациям и другими заинтересованными на постоянной основе реализуется комплекс профилактических мероприятий по привитию детям навыков безопасного поведения на дороге, предупреждению правонарушений, повышению уровня ответственности водителей и родителей, а также совершенствованию дорожных условий вблизи детских учреждений, привлечению к решению данной проблемы органов государственного управления и общественности.

В результате слаженной работы за последние 10 лет в стране отмечается сокращение основных показателей аварийности с участием несовершеннолетних. Так, если в 2013 году на улично-дорожной сети в 580 дорожно-транспортных происшествиях (далее — ДТП) погибли 36 детей (причем в возрасте до 16 лет), то в 2023 году количество происшествий с участием несовершеннолетних сократилось на 30%, погибших — в 2,5 раза.

В январе — сентябре 2024 го­да сократилось число дорожно-­транспортных происшествий (с 333 до 329) с участием несовершеннолетних. В них погибли 14 и ранен 361 ребенок. По вине взрослых пострадали 285 из 375, или 76,0% несовершеннолетних.

Дети-пешеходы считаются самыми незащищенными участниками дорожного движения. Так ли это?

Да, дети в силу своих возрастных особенностей не всегда способны правильно оценить дорожную ситуа­цию. Малыши в дошкольном и младшем школьном возрасте вообще не воспринимают автомобиль как угрозу. Для них игрушка, мяч гораздо важнее здоровья и жизни, когда они бросаются под колеса автомобиля, чтобы их спасти. В переходном возрасте возникают другие трудности: подростку свойственно пренебрежение опасностью. Он уверен, что с ним не произойдет то, что случается с другими. Поэтому осторожности, внимательности, дисциплине должны учить детей педагоги, воспитатели, родители.

Важно постоянно напоминать юным пешеходам правила безопасного поведения, в том числе во дворе. Объяснять детям, что переходить проезжую часть необходимо исключительно по пешеходному переходу, при этом даже на разрешающий сигнал светофора необходимо остановиться и убедиться, что водители вас заметили и пропускают. Также нельзя резко выходить или выбегать на дорогу из-за припаркованных автомобилей и сооружений, даже если эта дорога находится во дворе. В осеннее время, когда световой день становится все короче, в условиях ограниченной видимости необходимо обязательно обозначить себя световозвращающими элементами.

Отмечу, что, увидев детей у проезжей части, водители должны снижать скорость, а во дворах выбирать минимальные ее значения, ибо из-за любого автомобиля, дерева, другого уличного объекта может появиться ребенок. Чрезвычайно важно не оставлять маленьких участников движения без присмотра и не позволять играть вблизи проезжей части. При переходе дороги крепко держать ребенка за руку, а малолетних лучше взять на руки. Родители должны быть для детей примером правильного и безопасного поведения на дороге.

Согласно статистике, в этом году 124 несовершеннолетних стали участниками ДТП, являясь пешеходами. Погибли 5, ранены 119 детей. Анализ показывает, что 46 из них получили травмы на нерегулируемых пешеходных переходах, 20 — на регулируемых (7 пересекали проезжую часть на запрещающий сигнал светофора). 15 переходили проезжую часть вне пешеходного перехода, 8 получили травмы на краю проезжей части или обочине, 11 — внезапно выбежали на дорогу из-за предметов, ограничивающих видимость, 4 — на тротуаре или остановочном пункте, 20 — во дворе или жилой зоне.

— Сегодня очень популярны среди детей и подростков средства персональной мобильности. Как обеспечить их безопасное участие в дорожном движении?

Важно знать, что в ПДД предусмотрен запрет на использование средств персональной мобильности детьми до 14 лет (кроме пешеходных и жилых зон).

Передвигаться на таких устройствах с 14 лет необходимо по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине, не создавая препятствия другим участникам дорожного движения. Пересечение проезжей части дороги на средстве персональной мобильности должно осуществляться по велосипедному переезду или велосипедной дорожке, а в случае их отсутствия по пешеходным переходам. Пересекать проезжую часть нужно со скоростью идущего шагом пешехода. В темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом, а на средстве персональной мобильности должна быть установлена и включена фара. Также рекомендуется использовать защитный шлем. Пешеходу, который имеет средство персональной мобильности, запрещается передвигаться на нем со скоростью более 25 км/ч; быть в состоянии опьянения; не держаться за руль (при его наличии); перевозить других лиц вне специально оборудованных мест для сидения.

Однако уже в ближайшее время будут внесены изменения в Правила дорожного движения, касающиеся передвижения на средствах персональной мобильности и велосипедах. Одно из них коснется необходимости спешиваться на пешеходных переходах и велопереездах.

Снимок используется в качестве иллюстрации

— Велосипед — очень востребованный вид транспорта, особенно в сельской местности. Какие требования предъяв­ляются к юным велосипедистам?

Лицу, которое не достигло 14 лет, запрещается управлять велосипедом на дороге без сопровождения совершеннолетнего лица. Ехать на велосипеде разрешено только по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов.

С 14 лет двигаться по проезжей части дороги велосипедистам разрешается только в случае отсутствия обочины, тротуара, пешеходной или велосипедной дорожки, но не далее 1 метра от правого края дороги. При пересечении проезжей части дороги велосипедист вправе не спешиваться. В темное время суток на велосипеде должны быть включены: спереди — фара, излучающая белый свет, а сзади — фонарь, излучающий красный свет. При этом вне населенных пунктов велосипедист должен быть одет в одежду повышенной видимости со световозвращающими элементами. Перевозить пассажиров на велосипеде запрещено! За исключением случаев перевозки детей в возрасте до 7 лет в велосипедном шлеме на дополнительном специально оборудованном сиденье, фиксирующем (предохраняющем) ноги ребенка. Всегда необходимо помнить, что велосипедисты обязаны в разы быть внимательнее и осторожнее других участников дорожного движения. В качестве велосипедистов участниками ДТП стали 64 несовершеннолетних, из них 1 погиб и 63 получили ранения. Анализ ДТП показывает, что 34 получили травмы на пешеходном переходе, 11 пересекали проезжую часть по линии тротуаров или обочин, 3 стали участниками ДТП во дворе, 6 — на краю проезжей части, 4 пересекали проезжую часть вне пешеходного перехода, 6 внезапно выехали со второстепенной дороги.

— А как насчет езды на мопеде и мотоцикле?

Детям до 16 лет нельзя садиться за руль мопеда (скутера). Прежде чем ощутить себя водителем мопеда, подросток обязан сдать экзамен в ГАИ и получить удостоверение категории АМ. Для этого необходимо в порядке самоподготовки сдать в ГАИ теоретический экзамен по ПДД. Право на управление легким мотоциклом (подкатегории А1) предоставляется лицам, достигшим 16-летнего возраста, при этом необходимо сдать как теоретический экзамен по знанию ПДД, так и практический. Для управления данными транпортными средствами требуется не только наличие водительского удостоверения, мопед и мотоцикл должны быть зарегистрированы в ГАИ. Запрещено выезжать без застегнутого мотошлема. Как и любое транспортное средства, мопед и мотоцикл должны эксплуатироваться только в технически исправном состоянии, без каких-либо переделок.

В этом году частниками ДТП стали 29 несовершеннолетних водителей механических транспортных средств, в которых 1 погиб и 28 были травмированы: 27 водителей мототранспорта (15 из них имели водительское удостоверение, управляли в мотошлеме зарегистрированным транспортным средством) и 2 водителя автомобиля (не имели водительского удостоверения).

Родителям крайне важно контролировать досуг детей и подростков и исключить их доступ к ключам от транспортных средств. Важно отметить, что получить травму или погибнуть в дорожном происшествии рискуют люди, не пристегнутые ремнем безопасности, сидящие как на передних, так и на задних сиденьях автомобиля. Для безопасной перевозки маленьких пассажиров самым надежным является специальное детское автокресло. Отправляясь в поездку на автомобиле, не забывайте о том, что ребенка до 12 лет необходимо перевозить с использованием специального удерживающего устройства, соответствующего его весу и росту. Удерживающее устройство должно быть правильно установлено и закреплено в автомобиле.

Большая часть несовершеннолетних участников дорожного движения (158) в текущем году получили травмы в качестве пассажиров транспортных средств. Погибли 7, ранен 151 ребенок. При этом 68 несовершеннолетних пассажиров перевозились с нарушением установленных правил (39 — без использования детского удерживающего устройства, 20 — без ремня безопасности, 6 — пассажиры мотоцикла без мотошлема, 1 — малолетний на велосипеде без специально оборудованного сиденья и шлема, 2 — в тележке к мотоблоку).

Дорожно-транспортное происшествие — это трагедия, поэтому так важно обучение детей поведению на улице, и оно должно начинаться с семьи и продолжаться в учебном заведении. К сожалению, в обществе не до конца сформировалась позиция родительской ответственности и родительского контроля, ее надо развивать и закреплять. Для особо нерадивых предусмотрена ответственность в соответствии со статьей 10.3 КоАП за невыполнение родителями обязанности по воспитанию детей.

Алла КЛЮЙКО