Профилактика жестокого обращения с детьми: интерактивная лаборатория для родителей «Наказание без насилия»

- 13:27Журнал "Народная асвета", Новости

Семья и школа – главные институты воспитания, от эффективного взаимодействия которых зависит успешная самореализация ребенка, его личностный рост, мотивация к обучению, сохранение физического и психического здоровья, социальная адаптация. В нашем учреждении образования организация сотрудничества семьи и школы направлена на гармонизацию отношений между педагогами, учащимися и родителями через проведение разнообразных воспитательных мероприятий. Большое внимание мы уделяем психолого-педагогическому просвещению родителей, при этом выбор тем осуществляем с учетом их актуальности.

Е. С. САКОВИЧ,
педагог-психолог
первой квалификационной категории
СШ № 11 им. генерала армии А. И. Антонова г. Гродно

Предлагаем вашему вниманию интерактивную лабораторию «Наказание без насилия» для родителей учащихся 1–11 классов.

Цель: содействие формированию у родителей осознанной потребности в создании благоприятных условий для жизни детей, их развития и воспитания.

Оборудование: пластиковый стаканчик, клубок ниток, зеркало, листы формата А5, памятки «7 правил наказания» и «7 правил поощрения».

Ход лаборатории

I. Организационный этап

Ведущий организует обсуждение взятой в качестве эпиграфа цитаты А. С. Макаренко: «Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания».

II. Основной этап

Родителям предлагается выполнить ряд упражнений.

Упражнение «Психологическая разминка». Каждому участнику необходимо сделать шаг вперед, если он согласен с предложенными высказываниями.

  • В нашей семье со стороны детей время от времени возникают «приступы непослушания».
  • Мы чаще хвалим ребенка, чем ругаем и наказываем.
  • Считаю себя хорошим родителем.
  • У нас с ребенком возникают сложности и нет взаимопонимания.
  • В нашей семье бывает так: один родитель наказывает, а другой тут же упрекает его в излишней строгости и начинает утешать ребенка.
  • В нашей семье в воспитании детей главное – это пример взрослых.
  • Мы делаем все возможное, чтобы нашему ребенку было комфортно.

Вопросы для обсуждения

  1. В чем проявляется непослушание ваших детей?
  2. К каким мерам воздействия на ребенка вы чаще всего прибегаете в случае проявления им непослушания?
  3. Можно ли считать повышение голоса на ребенка или произносимые в его адрес бранные слова насилием?
  4. Как вы думаете, чего ждет от родителей ребенок даже в случае совершения им серьезного проступка?

Упражнение «Стаканчик». Ведущий берет в руки пластиковый стаканчик, пускает его по кругу и просит родителей представить, что это сосуд, в который они могут поместить все самое важное и дорогое. Когда стаканчик возвращается к ведущему, он, держа его в руках, высказывает слова восхищения, а затем сминает.

Вопросы для обсуждения

  1. Что вы почувствовали? Можно ли считать, что в отношении вас было применено эмоциональное насилие?
  2. Как часто наши дети испытывают те же чувства, когда мы обесцениваем, принижаем значимость тех или иных событий, вещей и, может быть, даже людей, которые для них важны?
  3. Почему в процессе воспитания часто наказание идентифицируется с насилием?

Упражнение «Надо подумать». Учителя делятся на 4 группы. Участники группы 1 и 2 дают определение понятия «насилие» и описывают последствия насилия для ребенка; участники групп 3 и 4 дают определение понятий «наказание» и «насилие» и объясняют, в чем их отличие.

Ведущий организует обсуждение, а затем предлагает познакомиться с теоретической информацией и дополнить свои ответы.

  • Информационная минутка

Насилие – общественное отношение, в ходе которого одни индивиды (группы людей) с помощью внешнего принуждения, в том числе представляющего угрозу жизни, подчиняют себе других – физически или психологически.

Виды насилия: физическое – это любое действие, совершенное над человеком против его воли с применением физической силы, а также бездействие, причиняющее человеку физические страдания (нанесение увечий, телесных повреждений и побоев, пинки, пощечины, имеющие систематический характер); сексуальное – принуждение человека силой, угрозой или обманом вопреки его желанию к какой-либо форме сексуальных отношений; экономическое – форма домашнего насилия, к которой относятся умышленное лишение жилья, еды, одежды, другого имущества, денежных средств и документов или возможности пользоваться ими, оставление без присмотра или попечительства, создание препятствий в получении необходимых услуг по лечению или реабилитации, запрет работать, принуждение к труду, запрет учиться; психологическое – насилие, проявляющееся в частых оскорблениях, постоянном крике, запугивании, угрозах, шантаже, ругани и использовании нецензурных слов, открытое неприятие, критика.

Последствия насилия. Испытанная ребенком жестокость оставляет след на всю жизнь и приводит к самым разнообразным последствиям, которые объединяет одно – ущерб его здоровью или опасность для жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения. К ближайшим относятся физические травмы, повреждения, острые психические реакции в ответ на любую агрессию, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Среди отдаленных последствий выделяют различные заболевания, нарушения в физическом и психическом развитии. Результатами насилия часто являются низкая самооценка, повышенная тревожность, агрессия и аутоагрессия, неспособность к доверительным отношениям с другими людьми, одиночество, депрессивные состояния, подозрительность и недоверие, импульсивность и поведенческие расстройства, мысли о самоубийстве, чувство вины, пессимизм, негативные установки, склонность к зависимости от окружающих, эмоциональные проблемы, асоциальное поведение, неадекватное сексуальное поведение и др.

Одни родители в воспитании детей применяют весь доступный арсенал воздействий на ребенка – от физического «ремня» до психологических унижений и экономических ограничений. Некоторые же, напротив, читая и узнавая о насилии, боятся совершить ошибку и из одной крайности бросаются в другую: любое физическое прикосновение, например, одернуть руку ребенка, считают физическим насилием, запрет на просмотр телевизора или использование компьютера – экономическим, а запрет выходить из комнаты расценивают как жестокое обращение.

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребенка в случае нарушения им определенных норм и правил. Наказание не должно приводить к физическому или психологическому ущербу. Одно и то же действие может быть как насилием, так и наказанием – все зависит от контекста. Если смотреть телевизор, играть на компьютере или в телефоне, выходить из комнаты родители запрещают необоснованно, просто так, по настроению, то это насилие. А когда ребенок предупрежден, между ним и родителями был предварительный договор и ребенком дано согласие на подобное наказание в случае невыполнения каких-либо обязательств, то это наказание.

Упражнение «Ассоциации». Для разделения понятий «насилие» и «наказание», а также понимания того, что наказание не всегда является насилием и оно необходимо в ходе воспитания ребенка, родителям предлагается на каждую букву данных понятий подобрать слова-ассоциации, а затем обсудить полученные результаты.

Упражнение «Паутина». Участники располагаются по кругу. Играющий роль ребенка становится в центр круга и берет клубок ниток. Оставив в руке начало нити, он передает клубок одному из участников, который произносит в его адрес грубую фразу (например: «Сейчас же иди отсюда!», «Ты что, не понимаешь? Я тебе миллион раз говорила!», «Уйди! Мне надоело на тебя смотреть!» и т.д.), затем оставляет в своей руке часть нити и возвращает клубок обратно. Таким образом играющий роль ребенка отдает и принимает клубок, из-за чего вокруг него образуется паутина.

Вопросы для «ребенка»

  1. Как вы чувствовали себя в роли ребенка?
  2. Что вы испытывали, когда слышали в свой адрес нелестные слова?
  3. Появлялось ли у вас желание дать отпор, защитить себя?

Вопросы для родителей

  1. Легко ли вам было обвинять ребенка?
  2. Какие чувства вы испытывали при этом?
  3. Как помочь ребенку выпутаться из этой паутины?

После обсуждения участникам предлагается смотать клубок, произнося в адрес ребенка добрые слова (например: «Если ты постараешься, у тебя все получится», «Ты хороший друг», «Я хочу тебе помочь» и т.д.).

Упражнение «Кнут и пряник». Группам необходимо составить свод правил о том, когда и как следует поощрять и наказывать ребенка (группы 1 и 2 – правила наказания, группы 3 и 4 – правила поощрения), и представить результаты.

В процессе презентации ведущий фиксирует на доске предложенные варианты, а затем предлагает сверить полученные продукты с уже имеющимися правилами.

  • Информационная минутка

7 правил наказания (по В. Леви)

  1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, не наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний на всякий случай.
  3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.
  4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.
  5. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева родителей, а их огорчения. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.
  6. Какой бы ни была вина ребенка, не унижайте его, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.
  7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.

7 правил поощрения

  1. Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.
  2. Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
  3. Словесно выражайте одобрение своему ребенку за его успехи и поведение.
  4. Постарайтесь чаще использовать выражения типа: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» –
    это способствует формированию у подростка самоуважения, навыков самоанализа и критичности мышления.
  5. Дарите своему ребенку подарки (не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей семьи) и учите его их принимать (никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность).
  6. Чаще прибегайте к моральному поощрению, деньги используйте в качестве поощрения только для того, чтобы ребенок учился ими распоряжаться разумно.
  7. Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка, например, дарите подарки на день рождения и Новый год, в начале и в конце учебного года, во время удачного выступления. Учите ребенка ценить поощрения от родителей.

Упражнение «Смятый лист». Каждый участник получает чистый лист и задание вспомнить ситуации, когда он вел себя по отношению к своему ребенку грубо, а может быть, и жестоко, наказывал несправедливо, говорил оскорбительные слова. В процессе описания этих ситуаций необходимо сминать лист, а после того как весь лист смят, его следует распрямлять, вспоминая то хорошее, доброе, что было сказано ребенку или сделано для него.

Вопросы для обсуждения

  1. Изменился ли лист бумаги после проведенных манипуляций?
  2. Получилось ли у кого-нибудь сделать лист таким же ровным и гладким, каким он был изначально?
  3. Какой вывод можно сделать после выполнения данного упражнения?

Упражнение «Письмо». Каждому родителю предлагается написать благодарственное письмо своему ребенку, которое должно начинаться со слов «Твое рождение для меня…» и заканчиваться словами «Спасибо, что ты есть…».

III. Заключительный этап

Каждый участник на стикере записывает ключевую мысль, которую определил для себя в ходе занятия, и размещает свой стикер на доске.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М. В. Осорина. – СПб.: Питер, 2017. – 448 с.
  2. Рыбалкина, С. В. Защитим своих детей от своей жестокости: родительское собрание / С. В. Рыбалкина. – URL: https://infourok.ru/zanyatie-dlya-roditelej-s-elementami-treninga-zashitim-svoih-detej-ot-nashej-zhestokosti-5447737.html (дата обращения: 03.03.2025).
  3. Широкова, Г. А. Практикум для детского психолога / Г. А. Широкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 314 с.

Фото на превью pixabay.com, носит иллюстративный характер