Семья и школа – главные институты воспитания, от эффективного взаимодействия которых зависит успешная самореализация ребенка, его личностный рост, мотивация к обучению, сохранение физического и психического здоровья, социальная адаптация. В нашем учреждении образования организация сотрудничества семьи и школы направлена на гармонизацию отношений между педагогами, учащимися и родителями через проведение разнообразных воспитательных мероприятий. Большое внимание мы уделяем психолого-педагогическому просвещению родителей, при этом выбор тем осуществляем с учетом их актуальности.

педагог-психолог
первой квалификационной категории
СШ № 11 им. генерала армии А. И. Антонова г. Гродно
Предлагаем вашему вниманию интерактивную лабораторию «Наказание без насилия» для родителей учащихся 1–11 классов.
Цель: содействие формированию у родителей осознанной потребности в создании благоприятных условий для жизни детей, их развития и воспитания.
Оборудование: пластиковый стаканчик, клубок ниток, зеркало, листы формата А5, памятки «7 правил наказания» и «7 правил поощрения».
Ход лаборатории
I. Организационный этап
Ведущий организует обсуждение взятой в качестве эпиграфа цитаты А. С. Макаренко: «Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания».
II. Основной этап
Родителям предлагается выполнить ряд упражнений.
Упражнение «Психологическая разминка». Каждому участнику необходимо сделать шаг вперед, если он согласен с предложенными высказываниями.
- В нашей семье со стороны детей время от времени возникают «приступы непослушания».
- Мы чаще хвалим ребенка, чем ругаем и наказываем.
- Считаю себя хорошим родителем.
- У нас с ребенком возникают сложности и нет взаимопонимания.
- В нашей семье бывает так: один родитель наказывает, а другой тут же упрекает его в излишней строгости и начинает утешать ребенка.
- В нашей семье в воспитании детей главное – это пример взрослых.
- Мы делаем все возможное, чтобы нашему ребенку было комфортно.
Вопросы для обсуждения
- В чем проявляется непослушание ваших детей?
- К каким мерам воздействия на ребенка вы чаще всего прибегаете в случае проявления им непослушания?
- Можно ли считать повышение голоса на ребенка или произносимые в его адрес бранные слова насилием?
- Как вы думаете, чего ждет от родителей ребенок даже в случае совершения им серьезного проступка?
Упражнение «Стаканчик». Ведущий берет в руки пластиковый стаканчик, пускает его по кругу и просит родителей представить, что это сосуд, в который они могут поместить все самое важное и дорогое. Когда стаканчик возвращается к ведущему, он, держа его в руках, высказывает слова восхищения, а затем сминает.
Вопросы для обсуждения
- Что вы почувствовали? Можно ли считать, что в отношении вас было применено эмоциональное насилие?
- Как часто наши дети испытывают те же чувства, когда мы обесцениваем, принижаем значимость тех или иных событий, вещей и, может быть, даже людей, которые для них важны?
- Почему в процессе воспитания часто наказание идентифицируется с насилием?
Упражнение «Надо подумать». Учителя делятся на 4 группы. Участники группы 1 и 2 дают определение понятия «насилие» и описывают последствия насилия для ребенка; участники групп 3 и 4 дают определение понятий «наказание» и «насилие» и объясняют, в чем их отличие.
Ведущий организует обсуждение, а затем предлагает познакомиться с теоретической информацией и дополнить свои ответы.
- Информационная минутка
Насилие – общественное отношение, в ходе которого одни индивиды (группы людей) с помощью внешнего принуждения, в том числе представляющего угрозу жизни, подчиняют себе других – физически или психологически.
Виды насилия: физическое – это любое действие, совершенное над человеком против его воли с применением физической силы, а также бездействие, причиняющее человеку физические страдания (нанесение увечий, телесных повреждений и побоев, пинки, пощечины, имеющие систематический характер); сексуальное – принуждение человека силой, угрозой или обманом вопреки его желанию к какой-либо форме сексуальных отношений; экономическое – форма домашнего насилия, к которой относятся умышленное лишение жилья, еды, одежды, другого имущества, денежных средств и документов или возможности пользоваться ими, оставление без присмотра или попечительства, создание препятствий в получении необходимых услуг по лечению или реабилитации, запрет работать, принуждение к труду, запрет учиться; психологическое – насилие, проявляющееся в частых оскорблениях, постоянном крике, запугивании, угрозах, шантаже, ругани и использовании нецензурных слов, открытое неприятие, критика.
Последствия насилия. Испытанная ребенком жестокость оставляет след на всю жизнь и приводит к самым разнообразным последствиям, которые объединяет одно – ущерб его здоровью или опасность для жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения. К ближайшим относятся физические травмы, повреждения, острые психические реакции в ответ на любую агрессию, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Среди отдаленных последствий выделяют различные заболевания, нарушения в физическом и психическом развитии. Результатами насилия часто являются низкая самооценка, повышенная тревожность, агрессия и аутоагрессия, неспособность к доверительным отношениям с другими людьми, одиночество, депрессивные состояния, подозрительность и недоверие, импульсивность и поведенческие расстройства, мысли о самоубийстве, чувство вины, пессимизм, негативные установки, склонность к зависимости от окружающих, эмоциональные проблемы, асоциальное поведение, неадекватное сексуальное поведение и др.
Одни родители в воспитании детей применяют весь доступный арсенал воздействий на ребенка – от физического «ремня» до психологических унижений и экономических ограничений. Некоторые же, напротив, читая и узнавая о насилии, боятся совершить ошибку и из одной крайности бросаются в другую: любое физическое прикосновение, например, одернуть руку ребенка, считают физическим насилием, запрет на просмотр телевизора или использование компьютера – экономическим, а запрет выходить из комнаты расценивают как жестокое обращение.
Наказание – это отрицательная оценка поведения ребенка в случае нарушения им определенных норм и правил. Наказание не должно приводить к физическому или психологическому ущербу. Одно и то же действие может быть как насилием, так и наказанием – все зависит от контекста. Если смотреть телевизор, играть на компьютере или в телефоне, выходить из комнаты родители запрещают необоснованно, просто так, по настроению, то это насилие. А когда ребенок предупрежден, между ним и родителями был предварительный договор и ребенком дано согласие на подобное наказание в случае невыполнения каких-либо обязательств, то это наказание.
Упражнение «Ассоциации». Для разделения понятий «насилие» и «наказание», а также понимания того, что наказание не всегда является насилием и оно необходимо в ходе воспитания ребенка, родителям предлагается на каждую букву данных понятий подобрать слова-ассоциации, а затем обсудить полученные результаты.
Упражнение «Паутина». Участники располагаются по кругу. Играющий роль ребенка становится в центр круга и берет клубок ниток. Оставив в руке начало нити, он передает клубок одному из участников, который произносит в его адрес грубую фразу (например: «Сейчас же иди отсюда!», «Ты что, не понимаешь? Я тебе миллион раз говорила!», «Уйди! Мне надоело на тебя смотреть!» и т.д.), затем оставляет в своей руке часть нити и возвращает клубок обратно. Таким образом играющий роль ребенка отдает и принимает клубок, из-за чего вокруг него образуется паутина.
Вопросы для «ребенка»
- Как вы чувствовали себя в роли ребенка?
- Что вы испытывали, когда слышали в свой адрес нелестные слова?
- Появлялось ли у вас желание дать отпор, защитить себя?
Вопросы для родителей
- Легко ли вам было обвинять ребенка?
- Какие чувства вы испытывали при этом?
- Как помочь ребенку выпутаться из этой паутины?
После обсуждения участникам предлагается смотать клубок, произнося в адрес ребенка добрые слова (например: «Если ты постараешься, у тебя все получится», «Ты хороший друг», «Я хочу тебе помочь» и т.д.).
Упражнение «Кнут и пряник». Группам необходимо составить свод правил о том, когда и как следует поощрять и наказывать ребенка (группы 1 и 2 – правила наказания, группы 3 и 4 – правила поощрения), и представить результаты.
В процессе презентации ведущий фиксирует на доске предложенные варианты, а затем предлагает сверить полученные продукты с уже имеющимися правилами.
- Информационная минутка
7 правил наказания (по В. Леви)
- Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
- Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, не наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний на всякий случай.
- За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.
- Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.
- Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева родителей, а их огорчения. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.
- Какой бы ни была вина ребенка, не унижайте его, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.
- Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.
7 правил поощрения
- Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.
- Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
- Словесно выражайте одобрение своему ребенку за его успехи и поведение.
- Постарайтесь чаще использовать выражения типа: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» –
это способствует формированию у подростка самоуважения, навыков самоанализа и критичности мышления. - Дарите своему ребенку подарки (не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей семьи) и учите его их принимать (никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность).
- Чаще прибегайте к моральному поощрению, деньги используйте в качестве поощрения только для того, чтобы ребенок учился ими распоряжаться разумно.
- Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка, например, дарите подарки на день рождения и Новый год, в начале и в конце учебного года, во время удачного выступления. Учите ребенка ценить поощрения от родителей.
Упражнение «Смятый лист». Каждый участник получает чистый лист и задание вспомнить ситуации, когда он вел себя по отношению к своему ребенку грубо, а может быть, и жестоко, наказывал несправедливо, говорил оскорбительные слова. В процессе описания этих ситуаций необходимо сминать лист, а после того как весь лист смят, его следует распрямлять, вспоминая то хорошее, доброе, что было сказано ребенку или сделано для него.
Вопросы для обсуждения
- Изменился ли лист бумаги после проведенных манипуляций?
- Получилось ли у кого-нибудь сделать лист таким же ровным и гладким, каким он был изначально?
- Какой вывод можно сделать после выполнения данного упражнения?
Упражнение «Письмо». Каждому родителю предлагается написать благодарственное письмо своему ребенку, которое должно начинаться со слов «Твое рождение для меня…» и заканчиваться словами «Спасибо, что ты есть…».
III. Заключительный этап
Каждый участник на стикере записывает ключевую мысль, которую определил для себя в ходе занятия, и размещает свой стикер на доске.
ЛИТЕРАТУРА
- Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М. В. Осорина. – СПб.: Питер, 2017. – 448 с.
- Рыбалкина, С. В. Защитим своих детей от своей жестокости: родительское собрание / С. В. Рыбалкина. – URL: https://infourok.ru/zanyatie-dlya-roditelej-s-elementami-treninga-zashitim-svoih-detej-ot-nashej-zhestokosti-5447737.html (дата обращения: 03.03.2025).
- Широкова, Г. А. Практикум для детского психолога / Г. А. Широкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 314 с.
Фото на превью pixabay.com, носит иллюстративный характер