Развитие высшей школы, университетской науки, использование технологий ИИ – в интервью с Андреем Иванцом

- 11:06Компетентно, Образование

С 2026/2027 учебного года будет начат набор и обучение по экспериментальным образовательным программам Высшей школы естественных наук и технологий на базе БГУ. В настоящее время идет разработка необходимой нормативно-правовой базы, учебно-планирующей документации и подбор профессорско-преподавательского состава, рассказал корреспонденту «Настаўніцкай газеты» министр образования Андрей Иванец.

Современная парадигма

— Андрей Иванович, завершен ли процесс по сокращению непрофильных специальностей в вузах и не повлияет ли это на количество определенных специалистов?

— В прошлую вступительную кампанию мы прекратили набор по 10 непрофильным специальностям в 5 университетах, а в этом году — в 20 вузах еще по 40 спе­циальностям. В следующем учебном году мы завершим данную поэтапную работу. Основная цель — обеспечить высокое качество подготовки специалистов с высшим образованием именно по профильным направлениям. Вуз должен иметь соответствующую материально-техническую базу и квалифицированный профессорско-преподавательский состав для реализации учебных программ и обеспечения высокого качества подготовки специалистов. Важно подчерк­нуть, что речь не идет о полном прекращении подготовки по этим непрофильным специальностям в стране, а о переводе их в профильные учреждения, где подготовка будет более целенаправленной. Причем в профильном вузе предусмотрено увеличение мест, поэтому не стоит беспо­коиться о том, что такой шаг повлечет сокращение количества специалистов.

Принято постановление № 572 Совета Министров, которое регламентирует порядок прогнозирования и формирования государственного заказа на подготовку кадров. Автоматизированная система “Госзаказ и Прием” позволяет учитывать потребности конкретных заказчиков кад­ров на 4—5 лет в разрезе конкретной специальности и колледжа либо вуза. Базовые организации учреждений образования имеют приоритетное право заказа спе­циалистов, но такой статус наклады­вает дополнительные обязательства на них. Ведь базовая организация обязана обеспечивать практическую подготовку обучающихся: предоставлять места для прохождения практик, способствовать выполнению курсовых и дипломных работ с привлечением работников для преподавания некоторых дисциплин.

В вузах продолжается создание цент­ров компетенций. На базе университетов уже функционируют 4 таких центра и планируется открыть еще около 10. Они позволят вовлечь заказчиков кадров в процесс подготовки будущих специалистов. Например, сейчас совместно с Минэнерго создаются центры компетенций на базе региональных вузов для подготовки специалистов для энергетического комплекса.

На днях принята Концепция развития инженерного образования до 2035 года. Это не только стратегический документ, но и план конкретных мероприятий с поэтапными задачами и индикативными показателями эффективности. В рамках этой концепции как раз и реализуются проекты по созданию учебных мастерских на предприятиях и центров компетенций в вузах. Хотя концепция охватывает все уровни образования — от общеобразовательных школ до инженерно-технических центров. Все это направлено на системное развитие инженерного образования и подготовку квалифицированных кад­ров для стратегических отраслей экономики страны.

Научные ориентиры

— Каким образом образовательный хаб, создаваемый на базе БГУ, будет способствовать развитию научно-исследовательской деятельности молодежи?

— С 2026/2027 учебного года будет начат набор и обучение по экспериментальным образовательным программам Высшей школы естественных наук и технологий на базе БГУ. В настоящее время идет разработка необходимой нормативно-правовой базы, учебно-планирующей документации и, соответственно, подбор профессорско-преподавательского состава. Но уже к концу текущего календарного года будут опубликованы специальности, профили и направления обучения, по которым выпускники 11-х классов смогут начать подготовку к поступлению в эту школу.

Основные особенности экспериментальных программ включат три ключевых направления. Первое — увеличение объема фундаментальных дисциплин со сжатым сроком изучения, что потребует более высокой мотивации и подготовленности абитуриентов, а затем и студентов, в числе которых будут победители олим­пиад, участники научно-исследовательских конкурсов, выпускники Национального детского технопарка и другие одаренные ребята.

Второе — значительное возрастание индивидуальной работы студентов (до 75%) с закреплением за ними наставников из числа профессорско-преподавательского состава, которые помогут определиться с тематикой исследований.

Третье — обучение на последних двух курсах будет проходить на базе конкретных предприятий или научных организаций, что позволит подготовить специалистов с практическим опытом работы.

В рамках поддержки университетской науки активно формируются региональные научно-технические программы. Они позволят на пятилетний цикл обеспечить системную работу по научно-инновационному сопровождению конкретных предприятий региональными вузами. Кроме того, эти программы будут способствовать привлечению молодежи к научной дея­тельности и подготовке кадров высшей научной квалификации, которые займутся разработкой актуальных тем для кандидатских и докторских.

Для повышения эффективности научных исследований также разработаны новые критерии формирования заданий в рамках госпрограммы научных исследований. В их выполнении должны участвовать не менее 10 исполнителей, в том числе аспиранты или докторанты для обеспечения подготовки диссертационных работ. Также важно вовлечение молодежи — магистрантов и студентов старших курсов — на оплачиваемой основе для стимулирования их участия в научной деятельности.

В этом году для поддержания молодых ученых мы объявили и уже будем завершать конкурс научно-исследовательских работ для предоставления грантов нашего ведомства. Такое интеллектуальное соревнование мы проводим раз в два года. Особенность нынешнего в том, что мы внесли изменения и поправки в положение конкурса. Отныне соответствующие гранты будут предоставляться, как правило, молодым ученым — руководителям команд, в которые входят кандидат наук, аспиранты и магистранты. Это позволит формировать молодежные группы по приоритетным направлениям. К началу учебного года подведем итоги конкурса. Полагаем, что порядка 20 крупных проектов получат нашу поддержку. Надеемся, что практически в каждом вузе (а у нас 21 подведомственный вуз) будут сформированы такие молодежные коллективы. Они в том числе будут сопряжены и с формирова­нием так называемых студенческих конструкторских бюро. К слову, над положением о них мы в настоящее время активно работаем.

— Не могу не спросить: а какие меры предпринимаются для интеграции технологий искусственного интеллекта в образовательный процесс как на уровне школ, так и университетов?

— 30 мая в Академии образования пройдет республиканская педагогическая конференция “Практическое применение технологий ИИ в образовательном процессе”. На ней мы обсудим и проект инструктивно-методического письма. Было решено, что в ИМП по каждому предмету будет включен отдельный раздел с рекомендациями по применению технологий ИИ, а также с перечнем ресурсов, форм использования и контроля в учебном процессе.

Мы запустили онлайн-платформу на сайте Академии образования, где уже размещаются материалы для самообучения педагогов. В настоящее время завершается прием заявок на республиканский конкурс методических разработок. Поступило более 1,5 тысячи заявок от учителей по использованию ИИ. После анализа и корректировки эти материалы будут опубликованы в открытом доступе, чтобы каждый учитель мог воспользоваться ими в своей работе.

На уровне школы пока изменений не планируется, однако к следующему учебному году мы разработаем новую программу по предмету “Информатика” с включением тем по применению ИИ и обучению школьников работе с этим инструментом.

В вузах другая парадигма. Здесь речь идет о формировании дополнительных и новых компетенций у молодых специалистов. Например, будущий журналист должен уметь создавать не только текстовые, видео-, аудио- и фотоматериалы, но и распознавать дипфейки. Будущий инженер — использовать программные продукты на базе ИИ для конструирования деталей, узлов, агрегатов и других изделий. Если это будущий учитель, то и он в рамках педагогической деятельности должен владеть теми азами, основами, которые пригодятся ему как специа­листу. Для этого завершается подготовка рекомендаций по внедрению этих компетенций на базе всех 22 учебно-методических объединений. В ближайшее время эти рекомендации будут доведены до университетов, а каждая кафедра в разрезе своих дисциплин (а их порядка 3,5 тысячи в системе высшего образования) внесет конкретные дополнения к учебным программам с учетом профессиональных требований и рекомендаций УМО.

Лето с пользой

— Андрей Иванович, что пожелаете накануне лета как нашим педагогам, преподавателям, так и учащимся, студентам и абитуриентам?

— Всем педагогам страны желаю наб­раться сил, энергии и вдохновения для нового учебного года, чтобы оставаться творческими, креативными и жизнерадостными. Пусть ваши уроки дарят не только знания, но и тепло, заботу и частичку себя вашим ученикам!

Ребятам хочу пожелать использовать лето с пользой: отдохнуть и одновременно поработать. Ведь первый заработанный рубль поможет им прочувствовать свою самостоятельность и этапы взросления. Напомню, ребята могут трудоустроиться при помощи портала государственной службы занятости, где для несовершеннолетних размещены отдельные вакансии.

Абитуриентам желаю спокойствия и уверенности в себе. Мы создадим все необходимые условия для комфортной и успешной сдачи выпускных и вступительных экзаменов, а также для поступления в колледжи и вузы. Подчеркну еще раз, что задания ЦЭ и ЦТ строго соответствуют школьной программе, ничего выходящего за ее пределы не будет. Все те подходы, которые были апробированы в рамках РЦЭ и РТ, будут полностью сохранены. Конечно же всем ребятам желаю осознанного выбора будущей профессии!

Ольга АНТОНЕНКОВА
Фото Олега ИГНАТОВИЧА