Развиваем речь и мышление

- 11:31Педагагічная майстэрня

Использование фразеологизмов в речи позволяет чётко, точно, кратко и метко выразить мысль, чувство, своё отношение к окружающей действительности. Без фразеологии язык неполон. Фразеологический материал доступен учащимся для освоения, позволяет на конкретных примерах раскрыть национальную специфику русского языка, образное мышление народа.

Познание фразеологии русского языка есть не только путь обогащения словаря учащихся, формирования образности речи, но и средство расширения их кругозора, воспитания общечеловеческих ценностей, культуры речевого общения.

Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний о значении фразеологизмов

  1. Замените фразеологизмы близкими по смыслу словами.

Пальчики оближешь (очень вкусно); дрожать как осиновый лист (бояться); как кот наплакал (мало); со всех ног (очень быстро); сесть в калошу (оказаться в неприятном положении); из мухи слона делать (преувеличивать).

  1. Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик.

Засучив рукава; в поте лица; пальцем не пошевелить; сложа руки; палец о палец не ударить; не покладая рук.

  1. Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите предложения.

Света красиво, как курица лапой, написала предложение. Лена остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой. Щенок был очень некрасивым, глаз не оторвать. Мы дружно работали, сложа руки.

Петька сломя голову остановился. У Сергея от удивления аж глаза на лоб полезли. На лугу мы промокли, воды в рот набравши.

  1. Прочитайте. Запишите рядом с каждым фразеологизмом из первого столбика противоположный ему по значению фразеологизм из второго.
Хоть иголки собирай жить своим умом
Хоть косой коси хоть глаз выколи
Душа в душу развязать руки
Связать руки как кот наплакал
Язык проглотить как кот с собакой
Жить чужим умом растёт во рту

 

  1. Объясните смысл выражений:

А) Перебивался с хлеба на квас.

Б) Жил на чужих хлебах.

В) Без хлеба не проживёшь. Хлеб — всему голова.

Г) У кого хлеб родится, тот всегда веселится.

Справочный материал: Перебивался с хлеба на квас — жил бедно. Жил на чужих хлебах — жил за чужой счет. Без хлеба не проживёшь. Хлеб — всему голова — важный продукт в питании человека. У кого хлеб родится, тот всегда веселится — достаток в доме.

  1. Объедините в группы фразеологизмы, которые своим значением соответствуют данным прилагательным: а) маленький, невысокий, б) хороший, отличный, в) вкусный:

Аршин с шапкой, хоть куда, растаять во рту, за уши не оттянешь, от земли не видать, коту по пяту, на все сто, пальчики оближешь, под стол пешком ходит, язык проглотишь.

  1. Антонимы и синонимы среди фразеологизмов (работа в группах):

Прочитайте фразеологизмы. Подберите к фразеологизму первого столбика:

1 группа — близкие по смыслу фразеологизмы;

2 группа — противоположные по смыслу фразеологизмы.

Золотые руки С глазу на глаз
Капля в море Смотреть сквозь пальцы
Один в поле не воин Мастер на все руки
Закрывать глаза Кот наплакал
Брать себя в руки Воспрять духом
Засучив рукава Рукой подать
За тридевять земель Спустя рукава
Повесить голову Выходить из себя

 

  1. Установите соответствие и соедините стрелкой (фразеологизмы и их значение).
Кот наплакал очень далеко
От горшка два вершка бездельничать
Бить баклуши маленький
Семь вёрст до небес мало
Пешком под стол ходит далеко
Намылить шею запомнить
На краю света маленький
Зарубить на носу наказать

 

  1. Дополните фразеологизмы недостающими словами. Запишите фразеологизмы.

Зарубить …   —  твердо запомнить.

Работать   спустя   …  —   плохо, не стараясь.

Как снег …   —   неожиданно.

Прикусить …  —  замолчать.

В час по …   —  очень медленно.

Бить …  —  бездельничать.

Ни к селу, …  —  неуместно.

Ни в зуб …  —  ничего не понимать.

Справочный материал: на носу, ногой, рукава, язык, на голову, по чайной ложке, баклуши, ни к городу.

… до Киева доведёт; … носа не подточит; … плюнуть; … ушла из-под ног; … раздора; … царя небесного; … —  соль.

Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь.

О них обычно говорят водой …

Мы исходили городок

Буквально вдоль и …,

И так устали мы в дороге,

Что еле волочили …

У маленького Паши

Ботинки просят …

Митя был молодцом,

Не ударил в грязь …

  1. Вставьте в данные фразеологизмы вместо точек существительные— названияживотных.

Как с … вода.

…   всегда грязь найдёт.

Упрямый как …

Слышно, как …   пролетит.

Работать как …

Голодный как   …

Вертеться как   …   в колесе.

Злой   как …

Справочный материал: гусь, свинья, осёл, муха, лошадь, волк, белка, собака.

  1. Отметьте знаком “+”, как говорято человеке, который работает неохотно, с ленцой.

А) Работает, засучив рукава; Б) Работает спустя рукава; В) Работает спорно; Г) Работает на совесть.

Отметь знаком “+”, как говорят о человеке, который сам не пользуется чем-то и другим не даёт?

А) Родился в рубашке; Б) Собака на сене; В) Сел в калошу; Г) Попал впросак.

  1. Составьте такие вопросы, чтобы в ответах использовались данные фразеологизмы:

Зимой снега пожалеет, каши не сваришь, ловить ворон, надуться как мышь на крупу, глядеть правде в глаза, одним ухом.

  1. Объясните значения фразеологизмов. Сколько значений они имеют?

А) Мальчик был ни живой ни мёртвый от страха. Б) Дядя так устал за день, что был ни живой ни мёртвый. В) Алёна мечтала о том времени, когда она вырастет и станет на ноги. Г) После долгой болезни мама, наконец, стала на ноги. Д) Дом был пустой, хоть волков гоняй. Е) В здании давно было не топлено, хоть волков гоняй.

Упражнения, способствующие усвоению школьниками категориального признака фразеологизма — устойчивости

  1. Прочитайте. Какие из фразеологизмов записаны правильно? В каких фразеологизмах имеются ошибки? Исправьте ошибки и запишите фразеологизмы.

Беречь как зеницу глаза, встать не с той ноги, гнаться за двумя зайцами, губы заговаривать, покраснеть до кончиков волос.

  1. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.

Держать … востро (уши, ухо).

Смотреть сквозь … очки (розовые, темные).

С … нос (голубиный, гулькин).

Делать из … слона (комара, мухи).

Не в своей … (чашке, тарелке).

  1. Найдите во фразеологизмах слова, которые употреблены неправильно. Исправьте ошибки:

Бить баклуши, ждать у океана погоды, играть с пламенем, не из робкой пятёрки, продеть впросак, кричать во всю Петровскую, как есть дать, намотать на нос, пускать пыль в лицо.

  1. Добавьте глагол, существительное к следующимфразеологизмам:

* очертя голову, сложа руки, спустя рукава, от зари до зари, от корки до корки.

* на лоб лезут, отбиться от, клевать, пропустить мимо, задирать, смотреть правде в, развесить. 

Упражнения, направленные на формирование образности речи младших школьников

  1. Прочитайте предложения. Какое из предложений, по вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему так считаете.

Ничего не помню, всё вылетело из головы. — Ничего не помню, всё забыл.

Вы не слушайте Андрея: он всегда делает из мухи слона. — Вы не слушайте Андрея: он всегда преувеличивает.

  1. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

Елена Ивановна объясняла решение задачи, но Вася не слушал. Олег услышал, что поездка откладывается, и загрустил. Кристина целый день бездельничала. Мы догадывались, что он нас обманывает. Сергей услышанному очень удивился.

Справочный материал: повесить нос, пропустить мимо ушей, глаза на лоб полезли, бить баклуши, водить за нос.

  1. Выберите правильный ответ:

“Белая ворона” — это человек в белом, испуганная ворона, человек, не похожий на других.

“Бить баклуши” — это бездельничать, работать, бить кого-то.

  1. Дополните предложения:

А) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело (нос).

Б) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые (уши).

В) Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (ветер).

  1. Упражнение в словоупотреблении фразеологизмов.

Прочитайте и объясните фразеологические обороты, приведённые в справочном материале.

Прочитайте текст. Замените выделенные слова фразеологизмами.

После школьных уроков мы устали. На факультативных занятиях мы сосредоточились. Работали старательно. Показали, что можем работать очень хорошо.

Справочный материал: не хлопая ушами, валились с ног, засучив рукава, на все сто.

Комплексное задание 

Прочитайте текст. Найдите в тексте фразеологизмы (задание может быть предложено в игровой форме: “Кто больше найдет фразеологизмов в тексте?”).

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему всё нипочём. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй — в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Всё с него как с гуся вода, всё ему, что об стенку горох.

— Нет, мать, — заключил однажды отец, — я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть, сложа руки.

И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют…

(По Э.А.Вартаньяну.)

Ирина ГЛАДКОВСКАЯ,
учитель начальных классов средней школы № 2 Черикова.