Развиваем творческие способности младших школьников

Творческие способности являются не только важной профессиональной характеристикой, но и качеством, позволяющим современному человеку быстро адаптироваться в меняющихся социальных условиях. Задача школы — активизировать и развивать творческий потенциал детей с раннего возраста. Уделяю этому большое внимание в своей деятельности. Развиваю творческие способности у младших школьников на всех уроках, но прежде всего на уроках языка и литературы.

Русский методист Д.И.Тихомиров утверждал, что буквально с первых школьных шагов обучения надо “приучать ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать мысль и чувство образовательным содержанием. Не научившись как следует читать, ни один человек в мире не стал творческой личностью! Личностью — самобытной, думающей о жизни, стремящейся по своим силам ее созидать”. Моя работа направлена на формирование гармонично развитой личности и ее мировоззрения, развитие творческого мышления, эмоциональной сферы, обогащение умственного потенциала учащихся. На каждом уроке стараюсь заинтересовать и увлечь детей специально подобранными заданиями, помогаю обогащать личный опыт ребенка. Учебная деятельность с базовыми знаниями, умениями и навыками должна сочетаться с творческой деятельностью, связанной с развитием интеллектуальных задатков учащихся, их познавательной активности.

Творческие работы оживляют обучение, вызывают у детей радость и воодушевление. Именно поэтому на уроках литературного чтения стараюсь использовать как можно больше таких видов работ. Среди них — работа с чистоговорками (“ча-ча-ча горит в комнате свеча”, “тё-тё-тё отложи своё шитьё”) и пословицами. Обогащаю ими речь детей, учу уместно употреблять их в различных речевых ситуациях. Школьники собирают пословицы на определенную тему или продолжают их. Например, раздаю карточки с началом и концом пословицы. Одни читают начало, другие — продолжение. Затем учащиеся объясняют смысл полученной пословицы. Кроме того, предлагаю закончить какую-нибудь историю пословицей, придумать небольшие рассказы по двум пословицам на выбор, нарисовать к пословице картинку, сочинить пословицу.

Довольно интересной является работа с загадками, которая позволяет дать сведения об изобразительных средствах языка, научить сочинять загадки с использованием сравнений и олицетворений. Сначала разбираю с детьми, как построена загадка. Учащиеся приходят к выводу, что в загадке предмет описан, указаны его признаки, но не прямо, а с намеком. Затем дети сами сочиняют загадки, основанные на сравнении: “Жёлтая монетка — в небе видим нередко!” (Солнышко). Объявляю конкурс на лучшую загадку.

Дети любят сочинять стихотворения. Сначала знакомлю школьников, чем отличается проза от стихотворения (ритмом, рифмой, выразительностью, яркостью, краткостью, точностью). Чтобы сочинять стихи, нужно быть очень внимательным человеком, уметь наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, рифмовать. Провожу игры “Кто больше подберет рифм” (“пирожок — рожок, горшок…”; “даль — медаль, жаль, печаль…”), “Скажи в рифму” (“На ромашку у ворот // Опустился вертолёт — // Золотистые глаза. // Кто же это? … (Стрекоза)”), “Сочините последнюю строчку в стихотворении” (“Сел на ветку снегирёк. // Брызнул дождик — он промок, // Ветерок, подуй слегка, // (Обсуши нам снегирька.)”). Предлагаю написать акростих (“Мы // Очень // Рады // Отличной // Зиме”; “Разноцветными игрушками // Елочка сверкает, // Какой волшебный // Аромат она источает”) и сочинение (сочинение-повествование, сочинение-повествование с элементами описания, сочинение-описание, сочинение-рассуждение, сочинение заметок в газету, репортаж, выпуск стенгазеты и т.д.). Например, при написании сочинения-описания на тему “Зима” дети подбирают как можно больше подходящих прилагательных (глаголов) к предложению, записанному на доске: “Под моими ногами тихо белые снежинки… (шумели, шелестели, трещали, скрипели и т.д.)”. При выполнении такой работы учащиеся пользуются словариком синонимов и антонимов, причем сами составляют некоторые группы синонимов: красивый — изящный, пригожий — хорошенький, прекрасный — прелестный, очаровательный — симпатичный. Дети раскрывают значения этих слов, составляют с ними предложения (“Снежинки ажурные, причудливые, пушистые, искусные”, “Небо лазурное, изумрудное, голубое”, “Тишина торжественная, мёртвая, таинственная”, “Солнце янтарное, золотистое”, “Тени от деревьев лиловые, фиолетовые”), а потом пишут сочинение.

Учу детей сочинять сказки (по началу, коллективно составленному плану, опорным словам). Учащиеся еще в 1 классе знают, чем отличается сказка от рассказа (в сказке оживляются предметы, присутствуют волшебство, чудесные превращения и приключения).

Сказка о весне и дружбе

В одной далекой сказочной стране жили принц и принцесса. Правда, это были необычные принц и принцесса, потому что однажды злой колдун, завидуя их дружбе, превратил их в ледяные скульптуры. С тех пор молодые прекрасные люди никогда не могли быть вместе, из-за чего были очень несчастливы. И никто не мог им помочь. Но однажды в эту далекую северную страну пришла настоящая весна. Солнышко пригрело — и принц с принцессой стали таять. Сначала они очень испугались этому, но потом, превратившись в веселый ручей и взявшись за руки, принц и принцесса поняли, что они снова вместе и никогда уже не расстанутся. Впереди у них была долгая и счастливая жизнь.

Предлагаю детям сочинить басни с нравоучительным смыслом, осуждением какого-нибудь порока, недостатка и поступка через правильно подобранные аллегории.

Овечка и волк

Однажды увидел волк на лугу овечку. Подошел и говорит ей:

— Приходи ко мне, овечка, вечером в гости. Я тебя вкусным ужином угощу.

Овечка согласилась. Пришла к волку, а он запер ее на замок.

Глупая овца не догадалась, что она и будет вкусным ужином.

Использую работу с фразеологизмами. Например, предлагаю подобрать их к изображению кошки. Дети с помощью фразеологических словарей находят фразеологизмы: живут как кошка с собакой; между ними черная кошка пробежала и т.д. Учащиеся охотно рисуют картинки к фразеологическим оборотам.

Творческие работы расширяют у детей читательский кругозор, развивают воображение, формируют представление о литературе как о живом организме, составляющие элементы которого взаимосвязаны, динамичны и взаимообусловлены.

Екатерина КУЗЬМИНЧУК,
учитель начальных классов средней школы № 20 имени Героя Советского Союза Д.М.Карбышева Бреста.