Ректор БГУКИ: 40% наших выпускников распределяются в учреждения образования

- 13:10Интервью

БГУКИ празднует полувековой юбилей. За это время здесь были подготовлены тысячи артистов, музыкантов, танцоров, актеров, режиссеров, а также педагогов­-организаторов и библиотекарей. Какие навыки и компетенции наиболее важны для выпускников, идущих работать в школы, — корреспондент “Настаўніцкай газеты”  обсудила с ректором вуза Натальей Карчевской.

Созвездие талантов

— Наталья Владимировна, Белорусский государственный университет культуры и искусств — главный творческий вуз страны, но он готовит специалистов и для системы образования. В какие учреждения ежегодно распределяются ваши выпускники?

— В университете 4 факультета и 16 специальностей. Многие из них ориентированы как на культуру, так и на образование, потому что присваивается вторая квалификация “преподаватель”. В числе таких специальностей — “Социально-культурная деятельность” с профилизацией “Рекреация и педагогика досуга”, “Музейное дело и охрана историко-культурного наследия”, “Музыкальное народное инструментальное творчество”, “Музыкальное искусство эстрады”, “Хоровое творчество”, “Искусство народного пения”, “Хореографическое искусство”, “Декоративно-прикладное искусство”, “Искусствоведение”, “Режиссура театра” и “Режиссура представлений и праздников”.

Многие выпускники идут работать во дворцы и центры дополнительного образования детей и молодежи, распределяются в Минский городской образовательно-оздоровительный центр “Лидер” и др. Студенты успешно работают педагогами-организаторами в школах, мы получаем хорошие отзывы о них. Очень востребованы и наши библиотекари. Чаще всего заявки на таких выпускников приходят от университетских библиотек, но и от школьных тоже бывают. Хочу обратить внимание, что сегодня библиотека — это не просто место, где в тишине читают книги, а настоящий социокультурный центр. Поэтому наши студенты учатся работать с большими массивами данных, аналитикой, цифровизацией, организовывать выставки и творческие встречи с писателями — а это все соответствует направлениям деятельности современных библиотек.

Ежегодно около 40% специалистов распределяется в учреждения образования. На направлениях, где присваивается квалификация “преподаватель”, традиционно достаточно большой компонент подготовки по педагогике, общей и возрастной психологии. Поэтому наши выпускники имеют право работать педагогами на всех уровнях получения образования, начиная от школ, гимназий и заканчивая колледжами и вузами.

— Поступают ли целевые заявки на подготовку специалистов для учреждений образования?

— Да, ежегодно. Например, в этом году была заявка от Дворца детей и молодежи и еще две от центра “Лидер”, им как раз нужны педагоги-организаторы. Централизованная система детских библиотек Минска и БНТУ тоже заявляли места на целевую подготовку библиотекарей. Хотя с сожалением могу констатировать, что учреждения образования пока не особо пользуются этой возможностью.

— А если ваш студент 3—4 курса самостоятельно находит себе подработку в школе или центре дополнительного образования, сможет ли он распределиться туда?

— Конечно, особенно если он там проходил преддипломную практику. Хотя в соответствии с положением о порядке распределения приоритет будет отдан тем учреждениям, которые заранее подали заявку в автоматизированную систему “Заказ на подготовку кадров”. Сегодня число заявок превышает количество наших выпускников, поэтому преимущество все-таки имеют те, кто заблаговременно позаботился о своих будущих кадрах.

— Как и когда подавать заявку на подготовку необходимого специалиста?

— Автоматизированная система ежегодно принимает заявки до 1 октября. Организации подают их, исходя из того, кто им понадобится через 4 года. На сегодняшний день заявки на прием 2026 года уже сформированы. Те, кто не успел сообщить о своей потребности в тех или иных кадрах, могут сделать это сейчас либо чуть позже, но будущих специалистов под их нужды наберут уже лишь во время вступительной кампании — 2027.

— Все вузы отслеживают закрепляемость выпускников на первых рабочих местах. Остаются ли ваши ребята работать в учреждениях образования?

— В большинстве своем выпускники БГУКИ остаются в выбранной профессии. Работа в образовании — точно такая же творческая, как и в культуре. Честно говоря, там даже есть определенные преференции по уровню оплаты труда, поэтому у наших выпускников хорошая закрепляемость в УО. Так, некоторые из моих первых выпускников, которые 20 лет назад окончили университет, до сих пор работают на первом рабочем месте и как раз в системе образования.

К слову, многие творческие коллективы системы образования мы считаем свои­ми, потому что в нашей стране не принято делить их по ведомственному признаку. В университетских проектах и на государственных специальных мероприятиях мы с удовольствием работаем со школьными коллективами. Один из них — образцовый ансамбль “Карусель” из столичной средней школы № 162, и таких коллективов очень много в системе образования.

Кладезь умений

— Какие навыки и компетенции наиболее важны для ваших выпускников, идущих работать в школы? Каким должен быть сов­ременный педагог?

— Те ребята, кто нацеливается на работу с подрастающим поколением, обязаны особое внимание уделить педагогике и возрастной психологии. Они должны понимать, что несут ответственность за их воспитание, а значит, в первую очередь они — воспитатели, формирующие культуру будущих поколений. Поэтому компетенции культуросообразности и патриотизма — самое главное, что они должны заложить в души своих учеников. И наши студенты это прекрасно понимают. Ведь когда идешь в общеобразовательную школу, очень важно увлечь детей своим видом искусства или той деятельностью, которой занимаешься. Иначе в школе тебе будет неуютно и пользы никакой не принесешь, значит, и держать тебя там никто не будет. А молодому специалисту, да и не только, все же хочется быть востребованным и видеть результаты своего труда. Поэтому я все время говорю студентам и выпускникам: всегда помните о том, что в первую очередь вы воспитатели.

— Что бы вы посоветовали молодым педагогам, которые работают с детьми по творческим направлениям? Как заметить талант ребенка?

— Самое главное, на мой взгляд, в работе педагога — это любить то, что делаешь, иметь терпение и понимать, что результат обязательно придет, раньше или позже у детей все получится. Всегда нужно помнить: волшебство обязательно случится. А как быстро — зависит от того, сколько усилий приложит сам волшебник к этому процессу.

— Какие инновационные методы и технологии используются в университете при подготовке будущих специалистов?

— Кейс-технологии, методы мозгового штурма, авторские методики и т.д. Учим наших студентов работать и с искусственным интеллектом как с полезным инструментом. Для того, чтобы затем со своими учениками они могли разговаривать на одном языке, используя современные технологии и ИИ.

К тому же, подчеркну, эффективность и уникальность обучения в нашем вузе обеспечиваются тем, что преподаватели досконально знают свои предметы и придумывают новые подходы, благодаря которым студенты не отстают от запросов практики, а, наоборот, идут впереди реального сектора нашей культуры.

Не сбавлять темпа!

— Наталья Владимировна, от имени “Настаўніцкай” поздравляем университет с юбилеем, пусть он по-прежнему остается центром передовых знаний, творческих идей и профессио­нализма! Но интересны и дальнейшие планы по развитию вуза…

— Создана целая программа по модернизации вуза на пятилетку. Запланированы определенные шаги по укреплению материально-технической базы, развитию университетской науки и творческой составляющей. Мы стремимся увеличить количество научных школ и остепененных преподавателей, планируем реализовать новые масштабные художественные проекты и т.д.

Сегодня двигаться в ритме БГУКИ учатся не только ребята из Беларуси и России, но и из Китая, Африки, Литвы, Латвии, Израиля, Японии.

50 лет для университета — это время молодости по сравнению, например, с БГСХА, которая празднует 185-летие.  БГУКИ — один из самых молодых вузов в стране, и рассчитываем, что надежды, которые возлагаются на нас, мы сможем оправдать.

К слову, мы всегда помним, что история нашего вуза началась в 1975 году в том числе со специальности по библиотечному делу, выделенной из Минского педагогического института имени А.М.Горького. Поэтому у нас очень трепетное отношение к учителям и педагогическим специальностям. А ещё БГУКИ — один из немногих, кто в свое время отказался от уменьшения часов на педагогические дисциплины. Мы надеемся, что интегрируем в себе все лучшие достижения, которые есть и в образовании, и в культуре, что позволит дальше готовить высококлассных специалистов.

Ольга АНТОНЕНКОВА
Фото из архива БГУКИ