За последние пять лет система профессионального образования Беларуси претерпела значительные изменения, направленные на модернизацию, повышение качества подготовки квалифицированных рабочих кадров и адаптацию к современным требованиям рынка труда. Все ли сделано? Обсудим с ректором РИПО Валерием Голубовским.

— Валерий Николаевич, что собой представляет современная система профессионального образования в цифрах?
— Всего в Беларуси 290 колледжей, которые находятся в подчинении не только Министерства образования, но и министерств культуры, спорта, сельского хозяйства. В данный момент количество учащихся на уровнях профессионально-технического и среднего специального образования превышает 180 тысяч человек. Их обучением занимается чуть более 18 тысяч педагогических работников. Отмечу, что в последние годы увеличивается количество поступающих выпускников 9-х классов. Рассчитываем, что в ближайшее время в колледжи будет приходить минимум половина девятиклассников.
Для предотвращения износа материальной базы, особенно в региональных колледжах, реализуется двухуровневая стратегия — открытие центров компетенций и учебно-производственных мастерских. В колледжах функционируют уже 53 центра компетенций. Их задача — опережающее внедрение новейших технологий и обучение работе на высокотехнологичном оборудовании. В год обучение в центрах проходит порядка 30 тысяч человек, причем не только из числа тех, кто осваивает программы ПТО и ССО, но и студенты, которым необходима практика по прикладным компетенциям.

Учебно-производственных мастерских более 70. Они открываются на базе крупных предприятий с численностью от 1 тысячи человек. УПМ должны помочь в решении нескольких ключевых задач. Первая — качественное практическое обучение: учащиеся отрабатывают навыки на реальном оборудовании, которое используется в производственных условиях, что обеспечивает затем их “бесшовный” переход на предприятие. Вторая задача — подготовка в условиях производства по профессиям, которые не являются массовыми. Ведь в ПТО подготовка ведется примерно по 400 рабочим профессиям, хотя их в классификаторе около 7 тысяч.
Модернизировать и интегрировать
— Расскажите о главных достижениях профобразования за последнюю пятилетку.
— Основное достижение — изменение нормативно-правовой базы и развитие научно-методического обеспечения. В 2016—2020 годах были заложены основы модернизации Национальной системы квалификаций. Сейчас создано 22 секторальных совета при республиканских органах госуправления, объединяющих представителей Минтруда, Минобразования и отраслевых ведомств. Это позволило синхронизировать разработку профессиональных и образовательных стандартов, сократить сроки разработки и обновления учебно-программной документации, обеспечить актуальность содержания подготовки специалистов и повысить их соответствие требованиям рынка труда.
В новой редакции Кодекса об образовании было введено понятие “модуль”. Даже когда учащийся теоретически проходит познавательный учебный модуль, у него формируется некая компетенция, то есть способность разбираться в той или иной сфере деятельности и применять ее в своей работе. Это первое. А второе заключается в том, что когда мы выявляем очередное требование рынка труда и находим новую компетенцию, то сразу же проектируем образовательный модуль, который затем интегрируем в содержание учебного плана. Для этого в Кодексе об образовании заложен вариативный компонент для колледжей, позволяющий включать в обучение требования, которые предъявляет определенный заказчик кадров.

Нами были переформатированы подходы к работе центров компетенций колледжей, что повысило их эффективность и уровень оснащения. Были введены и пересмотрены подходы к статусу “ведущий колледж” на отраслевом и региональном уровнях. Чтобы получить его, колледж должен соответствовать ряду критериев. Это нововведение позволило нам скоординировать работу, обеспечить необходимые инструменты для налаживания эффективных связей лучших предприятий реального сектора экономики и сильнейших колледжей. Сейчас 13 из них имеют статус ведущего, но здесь вопрос качества, а не количества. И по одному из законов диалектики переход количества в качество — это наш случай, когда мы через сито вычленяем лидеров.
В нормативной базе мы внесли изменения и в подходы к организации практик. Сегодня механизм, когда на заключительном этапе (третьем году обучения на уровне ПТО) учащиеся могли зарабатывать деньги на выпуске готовой продукции, мы расширили и на ССО. Это, во-первых, очень усилило мотивацию ребят приходить на практику и действительно закреплять там свои навыки, а во-вторых, способствует формированию культуры труда и производственных отношений во время обучения, что позволяет предприятиям за счет практикантов отчасти решать кадровый дефицит.

Кроме того, мы запустили две серьезные платформы. Первая — “ПрофиТест” — предназначена для ранней профессиональной диагностики. Тестирование помогает школьникам определить их склонности, интересы и рекомендуемые профессии, для того чтобы выбор ими специальностей был более осознанным. Хотелось бы, чтобы дети проходили данный тест как можно раньше, ведь он поможет не только сориентироваться выпускникам 9-х классов, но и определиться даже с допрофилем. Мы также запустили первую в Беларуси цифровую платформу “ПРОФБиблиотека.by”, которая официально зарегистрирована как государственный ресурс. На ней размещены не только учебные пособия, но и образовательные стандарты и планы по специальности с переходом на те учебники, которые нужны для нее. Подписываются на этот ресурс не только наши колледжи — к нему проявляют интерес и вузы, в том числе российские.
— Ряд инноваций в системе профобразования реализован под руководством РИПО. Как они влияют на качество подготовки специалистов?
— Год качества стал своеобразным триггером для переосмысления роли каждого на своем рабочем месте. Так вот, наш институт качеством профессионального образования занимается давно, была реализована не одна стратегия, и сейчас мы совершенствуем подходы.

Важнейшим нашим достижением стало утверждение Концепции управления качеством профессионально-технического и среднего специального образования на 2024—2030 годы. Она является практическим инструментом, который, во-первых, определяет роли и задачи всех участников системы профобразования: от республиканских органов управления (РИПО, Департамента контроля качества образования) до региональных уровней (учредителей, колледжей, индустриальных партнеров). Во-вторых, концепция вводит единую матрицу критериев и показателей, охватывающую всю образовательную деятельность: планирование цифр приема, организацию обучения и воспитания, практики, конкурсов профмастерства и определения уровня удовлетворенности заказчиков кадров и выпускников результатами обучения. Это позволяет ежегодно анализировать эффективность образовательной деятельности, выявлять слабые места и работать над их устранением. В-третьих, мы унифицировали подходы к оценке, синхронизировав критерии концепции с процедурой аккредитации колледжей, что позволяет исключить дублирование документооборота и нацеливает на реальный результат. Для внедрения концепции совместно с Департаментом контроля качества образования проведена масштабная разъяснительная работа во всех регионах страны с руководителями колледжей и их учредителями.
Все эти подходы можно рассматривать как достижения, интерес к ним проявляют и на постсоветском пространстве. Сегодня белорусский опыт изучают многие страны: Россия, Казахстан, Азербайджан, Узбекистан. Например, 7—8 октября пройдет ІІ Белорусско-узбекский форум, во время которого будет оказана консультационная и методическая поддержка узбекским колледжам на основе опыта Беларуси в развитии системы ПТО и ССО.
85-летие системы ПТО отмечают все страны бывшего СССР. В Беларуси 1—2 октября пройдут торжественные мероприятия, международная конференция с участием представителей стран СНГ и “Город мастеров” на площадке Национальной библиотеки.
Оперативно и своевременно
— Колледжи сотрудничают с предприятиями при открытии новых специальностей. Удается ли им вовремя готовить квалифицированных специалистов, способных работать на модернизированных производствах?
— За последние пять лет система ПО демонстрирует динамичное реагирование на потребности рынка труда. Как только появляется новая технология, сразу же поступает запрос на новую профессию либо на изменение содержания существующих специальностей. Сегодня в основном востребованы рабочие профессии, которые составляют 70—80 % производственного персонала организаций.

Так, по запросу ряда предприятий возобновлена подготовка по определенным рабочим профессиям либо открыты совершенно новые. Например, в рамках модернизации «Интеграла» и МТЗ введены квалификации «техник-мехатроник» и «техник-метролог», отражающие переход к автоматизации и цифровизации производств. Получить их можно в Минском государственном колледже цифровых технологий и Колледже современных технологий в машиностроении и автосервисе. Когда увеличился объем производства на «БелОМО», то сразу же поступил запрос на подготовку оптиков. Данная профессия открыта в Минском государственном колледже автомобилестроения. Возросла потребность и в специалистах по информационной безопасности, что обусловлено принятием законов о защите информации и персональных данных. В Минском радиотехническом колледже появилась специальность «Техническое обеспечение информационной безопасности»
Вообще существует два пути создания нового направления. Первый — открытие в колледже специальности, которая уже есть в системе, но является новинкой для данного региона. Для этого используются ресурсы центров компетенций и УПМ на предприятиях. Второй — возникновение принципиально новых, эту работу как раз таки и проводят ведущие колледжи страны совместно с РИПО. После апробации такие специальности становятся достоянием всей системы профобразования.
В связи с активной модернизацией предприятий ключевой задачей стала своевременная адаптация образовательных программ колледжей к новым технологиям. Для этого РИПО реализует комплексный подход. Ведущая роль отводится обучению педагогических кадров методике выявления изменений на рабочих местах и интеграции этих изменений в учебные модули. Этим мы занимаемся уже в течение двух лет через курсы повышения квалификации и семинары.
На основе действующего профстандарта «Педагогическая деятельность в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования» разработаны диагностические инструменты. С их помощью мы провели диагностику более 2,5 тыс. педагогов и мастеров. Выявленные проблемы становятся основой для точечного обновления содержания учебных программ и эффективного повышения квалификации, что позволяет восполнять нехватку знаний преподавателей.

Связь между колледжами и предприятиями сегодня развивается в том числе и через целевую подготовку, на которую ежегодно наблюдается увеличение заказа. Наш институт активно проводит выездные семинары для представителей предприятий, разъясняя механизмы кадрового заказа, организацию практик и использование центров компетенций. Важно, что в этих встречах участвуют не только специалисты по кадрам, но и заместители гендиректоров, что свидетельствует о растущей актуальности.
Ведь успех целевой подготовки зависит не только от колледжа, но и от подхода предприятия. Здесь нужно изначально отобрать мотивированных абитуриентов, пусть даже и не с самыми высокими баллами, но с искренним желанием работать по профессии. Такой специалист с большей вероятностью закрепится на производстве.
Инновации, инициированные РИПО, направлены на построение гибкой, ориентированной на результат системы профобразования. Внедрение концепции качества, непрерывное обучение педагогов и развитие целевой подготовки создают основу для формирования высококвалифицированных специалистов, отвечающих современным требованиям экономики. Дальнейший прогресс зависит от тесного взаимодействия всех сторон, особенно от изменения мышления руководителей предприятий в отношении активного участия в подготовке своих будущих кадров.
По нарастающей траектории
— Конкурсы профмастерства стали общемировой тенденцией, новым витком развития профобразования. В этом году состоялся очередной ProfSkills Belarus. В каком направлении дальше будет двигаться конкурсное движение в нашей стране?
— В конкурсном движении идем по нарастающей траектории. Мы своевременно переориентировались, и национальный чемпионат стал масштабным мероприятием с участием различных стран. Последнее состязание стало наиболее массовым, приехало около сотни представителей зарубежных стран — не только СНГ, но и Китая, Пакистана и др.
Нами разработан комплексный план по развитию конкурсного движения. По поручению министра образования стараемся этот план упорядочить, чтобы подготовка, прежде всего экспертов (мастеров производственного обучения), проходила не только раз в два года (незадолго до финала), но и на протяжении межсезонья. Уже сейчас определены площадки центров компетенций, где планируется стажировка мастеров по соответствующим компетенциям, а также ребят, которым предстоит готовиться к областным отборам. С теми же, кто будет выступать на республиканском этапе, тренировки будут проводить уже эксперты республиканского уровня.

Кроме того, ежегодно мы участвуем в четырех российских чемпионатах в Калуге, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве. Учитывая, что такие состязания организуются регулярно, разрабатывается график эффективной подготовки белорусских участников.
К слову, благодаря конкурсам профмастерства появляются новые компетенции, которые со временем проникают в образовательные программы, а иногда становятся основой для новых специальностей, что напрямую отвечает запросам экономики.
Горизонты видны
— Сегодня важно, не разрушив то хорошее, что есть в отечественной системе профессионального образования, найти принципиально новые подходы и механизмы, которые отвечали бы вызовам времени. Как дальше будет развиваться ПО в нашей стране?
— Горизонты нам видны. У нас есть четкое видение развития системы профобразования, и оно было сформировано на этапе разработки Концепции управления качеством профессионально-технического и среднего специального образования на 2024—2030 годы. Сегодня, анализируя то, что сделано за последние пять лет, могу сказать, что определенные задачи выполнены с опережением. Так, мы вышли на единый вид — колледж, разработали профстандарты, а на их основе — образовательные стандарты. Хотя все это в планах стояло на 2026 год.
Все больше детей с ОПФР приходят в систему за получением рабочей профессии. В этом направлении проводится межведомственная работа на пересечении Минобразования, Минтруда и Минздрава. Каждый в своей части сделал очень много шагов на протяжении последних лет. Мы и дальше будем вести активную работу по созданию условий и соответствующей образовательной среды для таких ребят.
Конечно, нас ждет массовое внедрение цифровых технологий и ИИ в образовательную деятельность. Пока мы начали обучение педагогических работников методике применения ИИ, но в следующие пять лет это масштабируется. При этом все должны помнить про информационную гигиену и быть готовыми не к слепому использованию результатов, выданных искусственным интеллектом, а к их перепроверке, адаптации и применению в своей работе.
Учитывая нарастающую сложность работ в реальном секторе, уровень квалификации выпускников колледжей нужно повышать. При этом мы понимаем, что не все смогут его освоить, поэтому программы профтехобразования останутся, ведь традиционные работы и массовые профессии в ближайшее время точно не заменят никакие автоматизированные системы.
Продолжим развивать аграрный сектор более прицельно, например, через создание на базе центров компетенций моделей цифровых агропредприятий с использованием беспилотных систем, что сделает работу в АПК более привлекательной для молодежи.
Безусловно, будем искать новые подходы в воспитательной работе. Молодежь приходит другая, и их родители уже новой формации. Нужно пересматривать формы проведения мероприятий, методы вовлечения в них. Поэтому будем работать над созданием воспитывающей среды, максимально интегрированной с образовательной, и развивать наши трудовые ресурсы на благо Беларуси.
— Валерий Николаевич, что пожелаете коллегам в канун 85-летнего юбилея системы профессионального образования?
— Нашим педагогам и мастерам желаю сохранять лучшее, что есть в системе ПО, и развивать ее, внедряя новые технологии. Ветеранам — здоровья на долгие годы! Конечно же, хочется поблагодарить их за проделанный труд и оставленный нам задел. Обучающимся — осознанного выбора и умения использовать все возможности, которые государство создает для освоения профессии и развития себя как всесторонней личности. Ведь с тем багажом, который они наработают в период обучения в колледже, они смогут развиваться дальше на протяжении всей жизни. Ну а нашей системе и стране — устойчивого развития! И чтобы любые вызовы чаще воспринимались как возможности, преодолевая которые мы будем создавать будущее нашего государства!
Ольга АНТОНЕНКОВА
Фото автора и Олега ИГНАТОВИЧА





