Давайте представим на минутку, что эмоции превратились в людей. Поразительно наблюдать, как важно, переваливаясь с ноги на ногу, шагает эмоция “удовольствие”, как, примкнув к земле, на корточках пробирается эмоция “интерес”, как смело и порой нахально ведет себя эмоция “гордость”, как сладко посапывает в кровати, насытившись вдоволь, эмоция “удовлетворение”. Эмоции порой дружат друг с другом, порой ссорятся, но есть одна особенная эмоция — ревность, с которой никто не хочет водиться, потому что ревность — плохая подруга.
История 1. Ревность и неприязнь: история одного удочерения
Игорь и Наталья пришли в социально-педагогический центр с целью пройти диагностическое обследование в качестве кандидатов в усыновители. Супруги наперебой доказывали, какие замечательные взаимоотношения сложились между ними. Только цветодиагностический тест семейных отношений говорил о существовании в семье противоборства двух лидеров: мужа и жены. Я пояснила супругам, что если они считают, что ребенок восстановит трещину в отношениях, то ошибаются. Ребенок — это труд, бессонные ночи, нагрузка, требующая много внимания, сил, терпения.
Прошло несколько месяцев. Супружеская пара удочерила девочку Танечку трех лет. Здоровая, красивая, умная — ничто не предвещало проблем. Но полоса неприятностей не миновала…
Кровная мать девочки была наркоманкой и изготавливала наркотик прямо на кухне: в подъезде стоял запах ацетона, пока соседи не сообразили и не вызвали правоохранительные органы. Как рассказывали очевидцы, двери в кухне не было, поэтому “заботливая” мать занавешивала дверной проем простыней. Так она уберегала дочь, находящуюся в другой комнате, от вдыхания ядовитых паров. Удочерители были проинформированы об этом, но не придали значения. А спустя месяц девочка заболела тяжелой формой астмы.
Наталья вспоминает: “Казалось, жизнь перевернулась. Больницы, доктора, уколы, слезы дочери, ревность мужа”.
Игорь стал безумно ревновать — его фигура стала на второй план. Трещина в отношениях превратилась в пропасть. Ревность вызвала у Игоря бурю негативных чувств и спровоцировала конфликты с женой. Он обвинял Наталью в том, что она недостаточно его любит и ценит, променяла на ребенка, грозил, что в скором времени найдет супруге замену, обвинял в неудачном выборе ребенка. Наталье неприятно было это терпеть, и она подала на развод. Супружеская пара расталась. Сегодня Наталья проживает с дочерью и новым мужем в Москве. Игорь раз в год забирает Татьяну к себе в гости.
История 2. Ревность и манипуляция: история воссоединения семьи
Двойняшки Антон и Богдан воспитывались в приемной семье Елены с трех лет. Мальчикам было по 10 лет, когда нашлась их кровная мать, лишенная 7 лет назад родительских прав. Мать упорно пыталась добиться встречи с сыновьями, но мальчики категорически отказывались от общения.
Вскоре стало понятно, что Елена всячески препятствовала воссоединению семьи, ревнуя детей и боясь потерять работу (приемный родитель была предпенсионного возраста). Действовала тонко: для двойняшек стали организовываться аукционы невиданной щедрости. Например, в ближайшее время планировалась покупка нового велосипеда, а в холодильнике всякий раз мальчиков поджидал торт.
Елена бросалась к исполнению любых прихотей ребят, разрешала то, что ранее было запрещено. Всё делалось для того, чтобы Антон и Богдан в сторону матери даже взглянуть не могли.
Мальчики попалиcь на крючок, поэтому и относились к кровной матери с негативом, не желая огорчить суперзаботливую и суперщедрую Елену.
Но ресурс неискренности, как и финансовый, имеет особенность заканчиваться. А запросы мальчиков, ожидания о выполнении капризов в никуда не исчезают. Вот и получилась ситуация, в которой манипуляция детьми бумерангом отразилась на самой Елене. Теперь уже дети начали манипулировать ей, требуя привычного подчинения и выполнения прихотей. Не выдержав, Елена предпочла уйти на пенсию, юноши были переданы на воспитание в другую приемную семью. Новым приемным родителям пришлось несладко на пути перевоспитания мальчиков. Дети начали общаться с биологической матерью, и вскоре она восстановилась в родительских правах.
История 3. Ревность и протест: история баловня-бунтовщика
В отделение детского социального приюта женщина по имени Галина привела сына Егора шестнадцати лет. Со слезами на глазах Галина истерично прокричала: “Заберите его от меня. Я больше так не могу. Он неуправляем. Я напишу заявление, что отказываюсь от него. Я не справляюсь”.
Егор тоже выглядел расстроенным. Только взгляд у него был какой-то агрессивный, исподлобья, с ненавистью. И с его уст посыпалась нецензурная брань самыми непристойными словами в отношении матери. Егора не смущало даже присутствие специалистов.
Чуть позже в кабинете психолога, несколько успокоившись, Галина рассказала, что Егор родился больным ребенком. Заболевание требовало постоянного контроля со стороны врачей, периодической госпитализации, непрерывного наблюдения со стороны матери. Несколько раз Егора реанимировали. Из-за болезни мальчик не посещал детский сад, некоторое время обучался на дому. С мужем Галина развелась, обратилась в суд для лишения его родительских прав, иск был удовлетворен.
Галина в одиночку занималась воспитанием сына, чрезмерно заботясь и ограждая от всех мыслимых и немыслимых трудностей. И вырос ребенок-нарцисс. В школе он обижал детей, при этом мать, словно волчица, бросалась на защиту сына даже в случае его вины. Во дворе мог отобрать у младших детей деньги, при этом мать самоотверженно защищала сына в инспекции по делам несовершеннолетних.
У Галины наладилась личная жизнь, она вышла замуж, родился еще один сын. И тут всё началось… Егор дико ревновал мать к отчиму и брату. Внимание мамы теперь приходилось делить и получать лишь 1/3 долю. Такое положение дел категорически не устраивало юношу, он запротестовал: начал портить мебель, одежду, позволял себе ущипнуть младшего брата, подсыпал соль, пересаливая еду, чтобы ее невозможно было есть. Мать награждалась всяческими эпитетами, содержащими нецензурную брань. Ситуация зашла в тупик, и Галина обратилась в социально-педагогический центр.
***
Ревность — плохая подруга позитивным эмоциям, но лучший друг негативным, таким как страх, обида, злость, зависть… Список можно продолжать.
Почему возникает ревность? На мой взгляд, наиболее обоснованный ответ можно найти в концепции Вадима Петровского. Мы бессознательно подставляем себя на место тех, кого любим, идентифицируемся с ними. Потеряв любимого, наше “Я” словно уменьшается, лишается важной части.
Что делать ревнивцу, чтобы перестать ревновать? Прежде всего успокоиться. Для этого можно использовать специальные приемы.
Упражнение “Счет в уме”
Медленно считайте от 1 до 10, затем в обратном порядке. Как только в промежуток между числами попытается вклиниться какая-то мысль, мгновенно переключайте внимание на счет. Ритм слов, как ритм прибоя, обладает способностью успокаивать, не дает потонуть во время приливов и отливов потока мыслей.
Упражнение “Психоэнергетический зонтик”
Представьте, что над вашей головой образовался зонтик, который защищает вас от волнения. Уверенно и крепко держите ручку этого зонтика на протяжении 5—7 минут. Что вы чувствуете? Возвращайтесь к этому состоянию всякий раз, когда попадаете в ситуацию переживания.
Упражнение “Все краски”
Посмотрите внимательно на свою комнату и найдите все предметы красного цвета. Теперь дайте себе задание в течение дня найти десять любых поводов для радости, зафиксируйте их. Привычка искать и находить повод для светлых эмоций незаметно снимет серые шторы раздражения и ревности.
Успокоившись важно постараться взглянуть на вещи объективно. Для этого представьте, что события произошли с незнакомым человеком. Можно использовать приемы из упражнения “Знакомство с привычным”.
Упражнение “Знакомство с привычным”
Расскажите, какой вы видите ситуацию, с который столкнулись, со следующих позиций:
с орбиты космического спутника;
с высоты птичьего полета;
с вершины рядом стоящего дерева;
с собственной ладони;
из глубокого подземелья;
глазами любопытного волшебника.
Ответьте себе на вопрос: что сделала вторая сторона, та, к которой испытываете ревность, необычного? Отразите все за и против, посмотрите на результат отстраненно, можно опять прибегая к приемам из упражнения “Знакомство с привычным”.
В жизненных историях, описанных выше, концовка могла бы быть иная, если бы Игорь, Елена и Егор объективно взглянули на ситуацию и оценили ее с позиции рациональности и безвинности объектов собственной ревности.
Виктория ГУЛЬЧИК,
педагог-психолог
ГУО “Мозырский районный
социально-педагогический центр”
Фото: volgastory.ru