В Гомеле растет интерес к китайскому языку: на сегодня в трех учреждениях образования он изучается наравне с английским, еще в 13 школах и гимназиях его выбрали для факультативных занятий, объединений по интересам, также учащиеся осваивают его на платной основе. Подробности — в материале корреспондента «Настаўніцкай газеты».

Тренд в образовании
Китай — стратегический партнер Беларуси. Многие организации и предприятия Гомельской области гордятся опытом сотрудничества с китайскими провинциями. В сфере образования также активно поддерживается развитие отношений между двумя странами. К слову, китайский язык пользуется большой популярностью среди учащихся Гомеля. Дети не только с увлечением осваивают иероглифы и тональное произношение, но и активно проявляют себя, участвуя в конкурсах и олимпиадном движении. Так, в прошлом году по итогам заключительного этапа республиканской олимпиады самым юным дипломантом стала учащаяся шестого класса гимназии № 56 Гомеля имени А.А. Вишневского Ольга Стаценко. Она завоевала диплом III степени по китайскому языку. Юная гомельчанка смогла добиться потрясающего результата в том числе благодаря подготовке и поддержке педагога Анастасии Песко. На республиканском этапе международного конкурса «Мост китайского языка» шестиклассница получила диплом I степени (в младшей возрастной группе), а на заключительном этапе в Пекине заняла IV место.
Как прокомментировала начальник управления образования Гомельского горисполкома Светлана Аминова, китайский язык преподается как полноценный предмет в гимназиях № 56, 71, с нового учебного года к ним присоединилась гимназия № 51. Также факультативы, объединения по интересам и занятия на платной основе открыты в гимназиях № 10, 14, 36, 46, 51, 56, 71 и Гомельской Ирининской гимназии, средних школах № 2, 21, 22, 44, 50. С этого учебного года планируется изучение языка Поднебесной и в средней школе № 32.
Спрос огромный
В прошлом учебном году учащиеся 5, 7, 9—11-х классов гимназии № 51 впервые стали изучать язык Поднебесной на факультативных и платных занятиях. Их для гимназистов проводила учитель английского языка Олеся Воробей, которая прошла переподготовку в РИКК БГУ. С сентября к освоению китайского приступили третьеклассники, что позволит заложить прочную языковую базу с ранних лет обучения.

— Десять третьеклассников постигают азы китайского языка как основного иностранного, — говорит О. Воробей. — Еще 30 учеников начального звена, которые по школьной программе учат английский язык, дополнительно посещают платные занятия по китайскому. В начальной школе настоящий ажиотаж: многие родители первоклассников и второклассников хотят, чтобы их дети ходили на занятия именно по китайскому. Уже в прошлом году было понятно, что интерес к пилотному проекту по изучению этого иностранного языка чрезвычайно высокий.
Нынешние третьеклассники еще только знакомятся с новым предметом, однако маленькие ученики уже успели впечатлить своими знаниями педагога.
— К моему удивлению, дети знают о Китае многое: они понимают, что это страна, демонстрирующая высокие темпы экономического развития, также это притягательное туристическое направление с великолепной природой, знаменитыми достопримечательностями и гостеприимными людьми, — отмечает учитель. — Ребята с энтузиазмом принялись за изучение иероглифов. Уже на втором уроке они выучили их 10, учащиеся могут составить простое предложение. Вскоре будут рассказывать о себе, о семье, режиме дня, школе, о любимых продуктах питания, о хобби и об увлечениях. К концу третьего класса они научатся писать и формулировать простые предложения по базовым темам.
Восточная культура
Учитель выстраивает уроки таким образом, чтобы они были не только познавательными, но и увлекательными:
— Когда у детей появится небольшой словарный запас, займемся изучением интонации и тонов. Это важно, так как одно и то же слово, произнесенное с разными тонами, может иметь совершенно разные значения.
Чтобы ознакомить учащихся с культурой и традициями КНР, Олеся Михайловна уже спланировала мероприятия на весь год. Намечается ярко встретить китайский Новый год и увлекательно провести Неделю иностранных языков в гимназии.
— Наш кабинет оформлен в соответствующем стиле, школьники с удовольствием приходят на уроки, — обращает внимание собеседница. — Привезла из Китая после стажировки множество элементов, которые прекрасно вписались в интерьер. Например, аутентичность создают такие предметы, как бамбуковая старинная книга, китайские веер и фонарики, флейта и фигура панды. Каждое занятие сопровождается рассказами о стране, что поддерживает интерес учеников.
Отсканировав QR-код, можно посмотреть уроки каллиграфии или научиться рисовать бамбук в технике китайской живописи. Такие элементы не только разнообразят уроки, но и вдохновят юных гомельчан на изучение восточной культуры.
Директор гимназии № 51 Александр Пахучий на вопрос, почему необходимо постепенно вовлекать учащихся в изучение китайского языка, ответил:
— Основная задача, стоящая перед гимназией, — воспитание конкурентоспособных молодых людей, которые по завершении обучения будут востребованы в современном мире. А для этого, скажу словами Л. Кэрролла, «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!».
Елена КАСЬЯН-ПАВЛЕНКОВА
Фото предоставлены гимназией № 51 Гомеля








