Особенностью трудовой деятельности начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же обязанности и несут ту же ответственность, что и педагоги с многолетним стажем, однако не имеют достаточного практического опыта.
Согласно пункту 6 статьи 72, пункту 4 статьи 73, пункту 3 статьи 75 Кодекса Республики Беларусь об образовании молодые специалисты — это выпускники, работающие в течение срока обязательной работы по распределению. Для лиц, получивших среднее специальное, общее высшее и специальное высшее образование, устанавливается срок обязательной работы по распределению два года.
Молодой учитель физической культуры и здоровья Лошницкой гимназии Анна Шибаева
Цель работы с молодыми специалистами — сделать их успешными, создать пространство, где они могли бы реализовать себя. Задача руководства учреждения, методической службы региона заключается в создании такой системы работы с молодым педагогом, которая поможет организовать его деятельность, будет стимулировать личностное развитие, творческую инициативу и в конечном счете утвердит его уверенность в выборе профессии. Для решения этой задачи в регионах организована работа школ молодого педагога.
В учреждении образования молодому специалисту (группе) назначается наставник — более опытный педагог. Хорошо подготовленный, неравнодушный наставник помогает молодому педагогу адаптироваться в новом коллективе, привыкнуть к укладу школьной жизни, учит работать с документацией.
Грамотное управление процессом адаптации и становления содействует не только профессиональному росту молодых специалистов, но и развитию учреждения образования. Судить об успешности адаптации молодого учителя можно по завершении рабочего цикла — учебного года.
Одно из направлений работы с молодым педагогом — использование, а затем и создание собственных электронных образовательных ресурсов. Так как недавние студенты активно используют гаджеты и медиапространство, возникла идея методической поддержки молодых специалистов региона в смешанном формате. Молодые педагоги ежедневно выполняют свои функциональные обязанности, поэтому не могут посещать занятия школы молодого педагога часто. Но, имея доступ к сетевым ресурсам, они могут выполнять задания и общаться с коллегами онлайн, то есть дистанционно.
Смешанное обучение — образовательная модель, в которой гармонично сочетаются формы организации обучения как в реальном, так и в виртуальном образовательном пространстве. Это одно из многочисленных определений, и оно полноценно отражает суть такого подхода к образовательному процессу.
B-learning (Blended learning) — это сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения, в котором используются специальные информационные технологии, такие как компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы и т.п.
Полусинхронное онлайн-обучение — обучение, при котором определены дата начала и окончания занятий (дедлайны), и в этот промежуток времени обучающиеся имеют доступ к учебной информации, могут в соответствии с заранее разработанным графиком получать от преподавателя консультации в режиме онлайн. Все учебные материалы заранее размещены на онлайн-платформе, видеохостинге или тестовой среде. Преподаватель проверяет выполненные задания и высылает обучающимся результаты спустя определенное время.
Иван Якименко
По инициативе учебно-методического центра управления по образованию Борисовского районного исполнительного комитета методические формирования системы образования Борисовского района представлены в виде интернет-ресурса “Борисовское образовательное сетевое сообщество” (БОСС). БОСС молодых специалистов уже пятый год служит площадкой для школы молодого педагога, его материалами пользуются коллеги, работающие первые два года.
Посетив первый семинар, его участники получают теоретический блок, инструкции и доступ к материалам. В течение двух месяцев, до следующей очной встречи, учителя проходят анкетирование, выполняют задания, имеют возможность задавать вопросы методисту и обсуждать их с коллегами. Площадкой служит Google Classroom, используются сервисы LearningApps, Online Test Pad, Quizizz, созданный в центре информатизации и инновационных разработок Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, сервис BoxApps и др. На семинаре, при живом общении, корректируются и уточняются ответы онлайн-тестов, обсуждются разработки фрагментов уроков, интерактивные упражнения. Методист планирует содержание и объем заданий для новой четверти с учетом итогов семинара. Всего за год проходит пять семинаров (4 + 1 итоговый).
Циклограмма работы с молодыми специалистами первого года представлена в таблице.
*В — виртуально, Р — реально
Таким образом, форму работы с молодыми специалистами, используемую в Борисовском образовательном сетевом сообществе молодых специалистов, можно определить как обогащенную виртуальную модель полусинхронного смешанного обучения.
Активным участникам школы молодого педагога предоставлена возможность продемонстрировать полученные знания и профессиональные навыки. Раз в два года в районе проходит конкурс “Молодой специалист года”, статусность которого не уступает республиканскому “Учителю года”.
Молодые люди, пришедшие в педагогику, получают поддержку и на государственном уровне. Неотъемлемой частью общественного объединения “Белорусское педагогическое общество” стал республиканский клуб “Будучыня”, созданный с целью осуществления поддержки в период профессиональной адаптации студентов и обучающихся, молодых специалистов из числа выпускников педагогических специальностей учреждений высшего, среднего специального образования и педагогических работников со стажем работы до пяти лет.
Иван ЯКИМЕНКО,
учитель-методист, учитель математики и информатики
Лошницкой гимназии Борисовского района, председатель клуба “Хрустальный журавль”
Фото Ольги ДУБОВСКОЙ