Социальный статус педагога определяется, прежде всего, уровнем заработной платы, а также условиями жизни и работы

Когда и за счет чего повысят зарплаты учителям? Как будут решаться вопросы сокращения бумажной работы педагогов? Будет ли пересматриваться нагрузка учителей? Какой в этом году будет минимальный балл на ЦТ? Как будут оптимизировать учреждения образования? Когда электронные учебники начнут использоваться массово? Все ли вузы перейдут на четырехлетнее обучение в 2013 году? Как решаются кадровые проблемы в системе образования? На эти и другие вопросы, касающиеся развития различных направлений сферы образования в Беларуси, ответил в ходе онлайн-конференции на сайте БелТА министр образования Сергей Александрович МАСКЕВИЧ.

Міністр адукацыі Беларусі Сяргей Аляксандравіч МаскевічДмитрий Овчаров, Минск:

Будут ли в январе повышать цены на платное образование в вузах за прошлый семестр? Или нам ждать только повышения цен за следующий (февраль — май)? 

Сергей Маскевич:

— За первый семестр повышения платы за обучение в государственных учреждениях высшего и среднего специального образования не будет. В связи с повышением с 1 января 2013 года размера тарифной ставки первого разряда на 6,7% (постановление правительства от 28.12.2012 № 1230) Министерством образования в государственных учреждениях высшего и среднего специального образования планируется повысить стоимость обучения со второго семестра 2012/2013 учебного года.

Станислав Л.:

Сейчас СМИ пестрят заголовками о том, что систему общего среднего образования вновь ждут перемены. Так ли это?

Сергей Маскевич:

— В настоящее время система общего среднего образования Беларуси развивается стабильно. Никаких реформ здесь не планируется. Работа будет направлена на повышение качества образования, сохранение стабильности, использование современных информационных технологий.

Корр. БелТА:

Когда должна закончиться активная оптимизация сети учреждений образования?

Сергей Маскевич:

— Оптимизация сети учреждений общего среднего образования не самоцель. Оптимизация — это не только закрытие (ликвидация) учреждений образования, но и их реорганизация, которая может повлечь изменение вида учреждения.
Работа по оптимизации сети учреждений общего среднего образования проводится местными исполнительными и распорядительными органами с учетом складывающейся демографической ситуации, особенностей развития регионов, а также в целях создания равных условий для получения образования учащимися как в городской, так и в сельской местности. Сейчас остро стоит вопрос о сведении к минимуму в сельской местности количества классов с малой наполняемостью (до 5 учащихся), в которых не могут быть созданы оптимальные условия для получения качественного образования. Мы считаем, что в таких условиях не всегда можно обеспечить образовательный процесс нужными кадрами. Очень плохо, когда один учитель ведет несколько учебных предметов, когда нет современного лабораторного оборудования. А привезти в каждую маленькую школу современные приборы и реактивы для уроков физики, химии и т.д. экономически нецелесообразно.
Также сегодня неактуальными стали вечерние школы. В этой связи планируется их закрытие, а при необходимости — открытие на базе учреждений общего среднего образования вечерних классов. Решаются вопросы оптимизации УПК, передачи их в учреждения профессионального образования. Поэтому оптимизация сети будет продолжаться и в последующие годы.

Ф.Кончиц, Минск:

У многих родителей вызывает нарекания качество учебников. Скажите, пожалуйста, куда и кому можно сообщить о явных ляпах и ошибках в учебниках?

Сергей Маскевич:

— Мы не раз говорили, что за последние 10 лет в Республике Беларусь создана национальная система учебного книгоиздания. Этим можно гордиться. Конечно, есть вопросы по содержанию — в советские времена учебник проходил апробацию в течение нескольких лет, у нас сейчас такой возможности нет: слишком быстро меняется мир. В целях качественной подготовки учебников с 2008 года проводится конкурс на их написание. К подготовке и рецензированию учебных пособий привлекаются ученые, методисты, победители и лауреаты республиканских конкурсов профессионального мастерства, известные учителя-практики.
Кроме того, на основании постановления Министерства образования “Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования” при подготовке к повторному выпуску учебников и учебных пособий, для адаптации учебников и учебных пособий к реальной педагогической деятельности, а также в целях совершенствования качества их содержания Национальный институт образования ежегодно проводит их опытную проверку. Она позволяет при переиздании вносить необходимые коррективы.
Кстати, учителя и родители могут высказать свое мнение по вопросам подготовки учебников: на сайте НИО есть раздел, где собираются мнения и потом анализируется ситуация по каждому из проблемных моментов. Планируем и на портале Министерства образования открыть форум по этой теме. Там мы ждем конкретных предложений от педагогов. Возможно, родители также нам помогут, высказав мнение, какие главы учебников трудны для изучения.

Ж.Напрейко, Гродно:

Планируется ли в этом году уменьшить летние каникулы на месяц? Если да, то чем вызвана такая необходимость?

Сергей Маскевич:

— Уменьшение продолжительности летних каникул в текущем году не планируется. Мы обсуждаем вопросы о сохранении или сокращении общей продолжительности летних каникул, каникул на протяжении учебного года, установленной Кодексом Республики Беларусь об образовании, в связи с тем, что к нам поступают предложения в ходе мониторинга практики его применения.
Причем при установлении продолжительности летних каникул учитываются следующие факторы: продолжительность отпуска педагогических работников, сроки проведения выпускных экзаменов и централизованного тестирования, иные аспекты функционирования учреждений образования.
Информирую, что общая продолжительность летних каникул, каникул в течение учебного года в Беларуси (123 календарных дня) на один день меньше, чем в Российской Федерации, Республике Казахстан, Украине, а также в Китайской Народной Республике.

Н.Юрченко, Брест:

Оснащение школ по-прежнему остается больным вопросом. Будет ли разработана система, единая для всех школьных учреждений и прозрачная для родителей учеников?

Сергей Маскевич:

— Переоснащение происходит согласно Программе развития общего среднего образования Республики Беларусь на 2007—2016 годы, а также с учетом изменений и дополнений, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.09.2012 № 871. Сейчас продолжается работа по обеспечению учреждений общего среднего образования учебным оборудованием и средствами обучения. Важно, например, что Министерство образования приняло решение о централизованной поставке учебного оборудования для кабинетов физики, химии, биологии начиная с 2013 года. В этих целях дополнительно изучена потребность учреждений общего среднего образования в средствах обучения и учебном оборудовании, предусмотрено финансирование закупки и поставки учебного оборудования для кабинетов физики, химии, биологии из средств республиканского бюджета.
Определено 222 учреждения общего среднего образования, где планируется полностью оборудовать кабинеты физики в 2013 году. Программой развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007—2016 годы на оснащение учебных кабинетов физики в 2013 году предусмотрено Br150 млрд, на оснащение учебных кабинетов физики, химии, биологии с 2014 по 2016 годы предусмотрено по Br475,5 млрд ежегодно.

Анна, Минск:

Вопрос об организации занятий по ОБЖ. Правильно ли ставить урок ОБЖ восьмым? Является ли это перегрузкой для детей? Чем заняться детям в течение трех уроков?

Сергей Маскевич:

— Министерство образования Республики Беларусь приняло решение о проведении с учащимися 2—9 классов обязательного факультативного занятия “Основы безопасности жизнедеятельности”. Решение согласовано с Министерством внутренних дел, Министерством по чрезвычайным ситуациям и Министерством здравоохранения.
Факультативные занятия по ОБЖ проводятся по отдельному расписанию. Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами “Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования”, утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.07.2010 № 94, определено, что факультативные занятия в течение учебной недели проводятся в дни с наименьшим количеством обязательных уроков, и перерыв между учебными и факультативными занятиями составляет не менее 20 мин.
Проведение факультативных занятий по ОБЖ осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке нормативно-методическим обеспечением, которое включает сквозную учебную программу, учебные пособия для учащихся 2—9 классов, учебно-методические пособия для учителей, рабочие тетради. За организацию, эффективность и качество проведения факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования несет ответственность директор.

Мираникина, Столбцы:

Безотметочное обучение привело к тому, что дети не хотят учиться: “…а зачем, учительница все равно ругаться не будет”. Такое обучение увеличило количество отчетов и бумаг.

Сергей Маскевич:

— Учитель не вправе ругать учащихся за отметки в любом случае: будь то обучение с выставлением отметок или без них. У ребенка должно быть желание учиться, а учеба должна приносить радость. В начальных классах это зависит от учителя.
Безотметочное обучение — это обучение, в котором система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без выставления отметок. В 1 и 2 классах образовательный процесс осуществляется в условиях безотметочного обучения по всем учебным предметам. Отказ от использования отметок связан с возрастными особенностями учащихся начальных классов. У ребенка 6-7 лет преобладает внешняя мотивация деятельности, он пока еще не умеет объективно оценивать ее результаты, осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. В результате оценку ребенок не относит к своей деятельности, а воспринимает как поощрение или наказание, положительное или негативное отношение к нему учителя. Такие предметы, как “Физическая культура и здоровье”, “Музыка”, “Изобразительное искусство”, требуют природных задатков и индивидуальных способностей обучающихся, отметка по этим предметам оценивает не столько знания и умения учащихся, сколько возможности их личных достижений в сфере физической культуры и искусства. Трудно развить творчество и воображение, сформировать систему эстетических знаний, а также предпосылки к собственной художественной деятельности, оценивая работы детей баллами.
В то же время безотметочное обучение не может быть бесконтрольным. Для контроля и оценки результатов учебной деятельности каждого ребёнка учитель ведет систематический учет усвоения детьми тех знаний, умений и навыков, которые внесены в основные требования программы по каждому предмету. Определять приемлемые формы учета достижений учащихся педагог имеет право самостоятельно.

Немец Ирина Леонидовна, Жлобин:

Какова позиция министерства по педработникам, которые высвобождаются в результате оптимизации? Их будут переучивать?

Сергей Маскевич:

— Несомненно, там, где это потребуется, педработников будут переучивать. Я хотел бы сказать, что процесс оптимизации сам по себе не является новым. Мы уже давно, особенно после принятия в 2008 году решения о переходе к 11-летнему общему среднему образованию, занимались вопросами оптимизации. Процессы миграции в сельской местности требовали постоянно реагировать на происходящее. Закрывались школы, и, конечно же, это определенная стрессовая ситуация для конкретных педагогов. Но никто не остался без работы, кто хотел работать. Все получили возможность трудоустроиться в других школах или учреждениях образования с лучшими условиями. Если потребуется, кому-то необходимо будет пройти переподготовку. У нас сегодня есть определенные сложности в работе учителей истории. Если взять нагрузку учителя истории в школе, добавив обществоведение, то часов не хватает на ставку. Им нужно дополнительно проводить факультативные занятия, кружки или осваивать другие предметы, например географию. Географы имеют достаточную нагрузку. Поэтому вопросы повышения профессионального уровня и расширения кругозора — это жизненная необходимость для педагогов, особенно там, где нет параллельных классов: в сельских школах, да и не только в них.

А.М.Пенигин, Минск:

Уважаемый Сергей Александрович, на последней пресс-конференции президент говорил о том, что зарплаты учителям будут существенно повышены. Соответственно, есть вопрос: на сколько и когда? Произойдет ли такое повышение в 2013 году? 

Сергей Маскевич:

— Существенное увеличение зарплаты учителям вполне реально провести в 2013 году. Мы сейчас анализируем ресурсы системы образования. Считаю, что реально найти возможности для повышения зарплат как в самой системе образования, так и за счет такого, например, норматива, как наполняемость. Непонятно, почему до сих пор даже в городской местности есть школы с наполняемостью в старших классах 10 человек при норме 25. Сократив такие классы, можно увеличить зарплату всему учительскому составу. Есть в Беларуси и учреждения, которые могут быть закрыты. Речь идет о вечерних школах и учебно-производственных комбинатах. Функции этих учреждений могут выполнять другие, например обычные, школы, на базе которых можно открыть вечерние классы. Основная нагрузка при проведении мероприятий, направленных на повышение зарплаты учителям, падает на регионы. Регионы сами выходят с предложениями и инициативами по этому вопросу. Касаясь вопроса о повышении зарплаты воспитателям в дошкольных учреждениях, могу отметить, что это решение Министерство образования уже приняло и конкретное предложение находится на рассмотрении в Совете Министров.

Кукса Игорь Степанович, Дрогичин:

С каждым годом уровень знаний учащихся падает, особенно по физике. На мой взгляд, причина — в катастрофической нехватке учебных часов. Когда будет рассмотрен вопрос об увеличении количества часов хотя бы до 3-4 в неделю? Когда будут возвращены профильные классы, что сразу решит проблему количества часов по отдельным предметам и поднимет уровень знаний учащихся по предметам, необходимым для будущей специальности?

Сергей Маскевич:

— О снижении или повышении уровня знаний могут говорить только специалисты. Ни в коем случае не соглашусь, что уровень наших учащихся падает, уверен: меня поддержат и ректоры вузов, и руководители учреждений образования. Они категорически не согласятся с таким утверждением. Есть у нас специальности, на которые поступают выпускники школ с наивысшими баллами, на другие — с низкими. Это всегда было так: кто как учился в школе, тот результат и показывал при поступлении в вуз.
Вопрос повышения уровня и качества знаний выпускников школы и учреждений профессионального образования является основным для Министерства образования. Оценивать уровень знаний по результатам централизованного тестирования нельзя. Система ЦТ принципиально отличается от российского ЕГЭ. Наша система предназначена для того, чтобы ранжировать абитуриентов в зависимости от того, как они ответили на задания тестов. Брать за показатель результаты ЦТ, чтобы оценивать знания школьников, нельзя. Поскольку, даже если все ответят на большинство вопросов, их всё равно выстроят от 0 до 100.
Мы проводим независимые оценки уровня знаний. Для этого есть специальная структура. Мы знаем слабые места и в учебниках, и по результатам ответов на экзаменационные материалы, которые используются Национальным институтом образования при мониторинге уровня знаний. У нас есть проблемы по различным предметам. Больше всего беспокоят физика и математика. Педагоги это связывают с количеством учебных часов. Мы рассматриваем этот вопрос. Надеюсь, на ближайшей коллегии будут приняты решения по исчерпывающим мерам, которые позволят нам увеличить количество часов на изучение этих предметов в школе.

Петрова Д.И., Минск:

Почему учителей заставляют бесплатно выполнять работу сотрудников МЧС, других служб? Недавно обязали быть стопменами, хотя глава государства эту инициативу раскритиковал и назвал “показухой”.

Сергей Маскевич:

— Стопмены были введены в соответствии с решением специальной комиссии правительства. В ближайшее время, насколько мне известно, комиссия будет рассматривать эффективность их работы и других форм работы, направленных на обеспечение безопасности детей как в пределах школьного двора, так и вблизи него. Думаю, будут приняты решения, направленные только на повышение уровня безопасности.
Хочу сказать, что добровольные дружины или своего рода волонтеры существуют во многих странах, в том числе с участием учителей и, безусловно, лучших учащихся. Общественные организации включаются в такие движения. Полагаю, что будет в целом проанализирован опыт, подход к этому вопросу.

Капшуль Анжелика, г. Глубокое:

Предусматриваются ли изменения в перечне выпускных экзаменов за курс средней школы в 2013/2014 учебных годах? 

Сергей Маскевич:

— В этом учебном году появится дополнительный экзамен по иностранному языку. Это является обязательным изменением. Об этом уже давно известно. И ученики, и преподаватели готовы к этому нововведению.

Ходасевич Ирина Михайловна, Минск:

Когда будут приняты новые Правила приема в вузы и ссузы, какие изменения будут в 2013 году?

Сергей Маскевич:

— Еще нет окончательного решения, но по согласованию с Администрацией президента в этом году не планируется вносить какие-то принципиальные, кардиальные изменения в правила приема за исключением установления проходного балла для того, чтобы получить право участвовать в конкурсе зачисления в вуз. Он будет существенно изменен, не в разы, конечно, но существенно. На ближайшей итоговой коллегии через несколько недель мы его утвердим, чтобы учащиеся знали заранее.

Д.Березин, Гомель:

Каким образом будет осуществляться отбор в 10 класс? Расскажите об этой системе подробнее. Будут ли вводиться профильные классы в школах?

Сергей Маскевич:

— В 10 классе никаких нововведений не предусмотрено. Естественно, школы заинтересованы, чтобы в 10-й класс пришли мотивированные ребята, которые желают учиться и поступать в вузы, котором интересны учеба и школа.
Когда были объявления о формировании 10-х классов, говорилось, чтобы заявления подавали те ученики, кто имеет средний балл аттестата “7” и выше. Эти заявления не были категорическими, они были на уровне рекомендации. Разумеется, школа не имеет права устанавливать пороговых баллов и отказать ребенку в образовании. Но, вместе с тем, в текущем году мы будем ставить вопрос о том, чтобы все 10-е классы были укомплектованы по нормативу — 25 человек в классе.

Немец Ирина Леонидовна, Жлобин:

Будет ли увеличена нагрузка для учителей до 20 часов? Если да, то на сколько увеличится годовая нагрузка преподавателей ПТУ и ссузов?

Сергей Маскевич:

— Вопрос увеличения норм нагрузки на ставку учителя анализируется, изучается. Конкретных решений на уровне Министерства образования пока не принималось. Я думаю, что проведение оптимизации сети учреждений образования, принятие решений по увеличению наполняемости классов и реализация пилотного проекта, направленного на отработку механизма нормативного финансирования, — всё это требует не просто разъяснительной работы, а перестройки психологии и руководителей учреждений, и учителей. Наша позиция — не спешить в тех вопросах, которые имеют много новаций для того, чтобы люди четко понимали, что ни одно из действий не направлено на ухудшение, а как раз предполагает повышение мотивации к работе, а также ее эффективности и заинтересованности в ней. Возможно, по отдельным предметам и произойдет увеличение нагрузки, но повторюсь, что все аспекты перед этим будут внимательно изучаться. Сейчас вносится предложение о возвращении третьего урока физической культуры. Есть урок здоровья и спорта, который проводится как факультативный, но специалисты говорят, что нужен третий урок физкультуры в программе школьных занятий. Возможно, учителям физкультуры будет предложено увеличение норм нагрузки до 20 часов.

Прудников Л.В., Волковыск:

Как учреждения образования отреагируют на объявленный Год бережливости?

Сергей Маскевич:

— Сейчас разрабатывается комплекс мер. Все вопросы, которые последние годы выносятся на повестку дня, мы рассматриваем через призму экономической эффективности. Бережливость — это продуманность расходования средств, решений по всем вопросам. Поэтому в этот план мероприятий будут включаться те, что направлены на энергосбережение, повышение экономической эффективности функционирования системы в каждом учреждении, подразделении. Всё это должно быть оценено с экономической точки зрения.
Нужно эти вопросы рассматривать не только в самом учреждении. Через нашу систему можно решить многие вопросы, повернуть общественное мнение к теме энергосбережения, ресурсосбережения, бережливости. Кстати, большим успехом в школе и дошкольных учреждениях пользуются проекты, направленные на бережливость, энергоэффективность, экологическое воспитание. Мы постараемся максимально распространить опыт коллективов и наработки, которые существуют. Презентации таких проектов в регионах не проходят незамеченными. Губернаторы нередко останавливаются на них, уточняют и дают поручение специалистам определить, как можно внедрить предложения. Такое я наблюдал в 2012 году в Минской области. Но больше всех такими проектами славится Гомельская область.

Б.Торин, Минск:

Сейчас обсуждается возврат к шестидневной учебной неделе. Есть ли такая необходимость, и когда могут быть приняты конкретные решения? Ожидать ли учащимся в ближайшее время еще каких-либо изменений в структуре учебного процесса?

Сергей Маскевич:

— От педагогов поступают предложения о том, чтобы сделать субботу учебным днем. Эта тема неоднократно поднималась, но подчеркиваю: сегодня в Министерстве образования вопрос о том, чтобы вернуться к шестидневной учебной неделе, не стоит. 6-й день — школьный, и мы работаем над тем, чтобы 100% учащихся хотели бы прийти в субботу в школу, чтобы заниматься спортом, общественной работой, обучаться в кружках, секциях. В отдельных случаях в этот день для старшеклассников проводятся факультативы. Часто в 6-й день проходят различные развлекательные мероприятия, спортивные соревнования, интеллектуальные состязания. Многие родители посещают такие мероприятия. Поэтому сейчас, в первую очередь, задача состоит в том, чтобы 6-й день был максимально использован как развивающий, сберегающий здоровье, повышающий уровень общения учеников.

Вадим Александрович, Минск:

Какой конкурс прогнозируется на педагогические специальности, планируется сокращать набор на них или увеличить?

Сергей Маскевич:

— Сегодня о конкурсе не говорят, потому что конкурса вообще может не быть. Есть зачисление, есть в интернете информация, в каком вузе или ссузе какой балл. Если проходишь туда — подавай заявление, не проходишь — не подавай. Все так и делают, поэтому понятие конкурса уже не имеет смысла.
Сегодня имеет смысл уровень баллов ЦТ, с которыми идут на ту или иную специальность. Именно это определяет престижность специальности, и здесь, конечно, многие педагогические специальности непривлекательны для современной молодежи.
У нас сегодня нет потребности в педагогических кадрах в таком объеме. Нам нужно хотя бы в два раза меньше набирать, но педагогов, которые были бы мотивированы и были бы готовы работать в школе. Сказать, что набор в педагогические вузы нас устраивает, было бы неправильно. Я надеюсь, что в ближайшее время, если мы в этом году примем необходимые решения по поводу и социального статуса, и заработной платы, мы увидим, какое конкретно количество педагогов нам нужно, ситуация будет меняться.

Михнюк Юлия Петровна, Могилев:

Уважаемый Сергей Александрович, планируется ли введение электронных школьных дневников? Ваше отношение к ним?

Сергей Маскевич:

— В принципе, ничего плохого я в этом не вижу. Но, во-первых, мы еще не созрели для того, чтобы вводить такую систему. Во-вторых, я не вижу в этом такой пользы, которая бы подталкивала нас к принятию административных решений по этому вопросу.
В интернете всё это доступно, поэтому каждая из школ может зарегистрироваться и попробовать на себе такие нововведения. Это, прежде всего, в интересах родителей. В Беларуси есть школы, которые на добровольной основе стали экспериментировать в этом плане именно для того, чтобы улучшить работу с родителями.
Мы же в свою очередь будем максимально быстро внедрять информационные технологии, но не в эти бюрократические темы, а в учебный процесс, где от подобных нововведений будет определенная польза. Так, недавно на сайте Национального института образования появились учебники в электронном варианте. В скором времени планируется создать свой национальный образовательный ресурс, чтобы он был доступен с любого мобильного электронного устройства в любом месте, в любое время. Это и есть тот путь, по которому сегодня идет наша система образования.

Ливянт Евгений, Минск:

Сергей Александрович! В газете “Комсомольская правда” я опубликовал статью, где перечислил 25 видов отчетов и других документов, которые обязаны составлять учителя. В комментариях к статье мои коллеги расширили список. Более того, работники вузов и детских садов утверждают, что их список не меньше. Скажите, пожалуйста, нам ждать очередных заявлений о том, что вы знаете о проблеме, собираетесь ее в будущем решать, или вы готовы предпринять какие-то реальные и решительные действия с указанием конкретных сроков? 

Сергей Маскевич:

— Здесь есть два аспекта, которые мы учитываем, и поэтому не принимаем скоропалительных решений. У нас много новых непрофильных вопросов, которые лежат на учреждениях образования. Далеко не так много стран, где школа отвечает и за питание, и за транспортное обслуживание, и за ремонт. То есть вопрос достаточно серьезный. Если бы наши учреждения отвечали исключительно за образовательную деятельность и классному руководителю не было бы интересно, кушал ребенок или нет, пришел он или приехал, это был бы один вопрос.
Много отчетов приходится писать о деятельности, которая не связана с образованием. Однако у нас очень ответственные педагоги, которые реагируют на любую информацию. Проводится какое-то мероприятие, прислали сведения о нем в учреждение образование, и педагоги уже реагируют.
Систематизацию всей бумажной работы мы сейчас завершаем. На коллегии Министерства образования мы подведем итоги этой работы. Подключили педагогическую общественность. По многим регионам есть перечень мероприятий и предложений о том, что рекомендуется сократить на местах. Потому на этом этапе будут приняты оптимальные решения, которые улучшат отношения людей к делу.
Учителя не составляют никаких 25 отчетов! Это не отчеты, это просто информация, которую они направляют в различные организации. Подобных информаций может быть и гораздо больше. Министерство образования должно решить, как оградить школу от этого — такого реагирования на документы, которые поступают из местных органов власти, из различных структур. Среди всей этой массы бумаг обязательны только те документы, которые требуются в соответствии с выполнением декрета № 18. Они, безусловно, принципиальны и очень важны. Министерство образования регламентирует только те документы, которые требуются для учебного процесса.

Мария Анатольевна, Гродно:

Главным действующим лицом системы образования, несмотря на все информационные технологии, всё-таки был и будет учитель. Есть ли в сфере образования дефицит профессионалов? Какие меры принимаются для действительного (а не для заголовков СМИ) повышения социального статуса работников отрасли?

Сергей Маскевич:

— Социальный статус педагога определяется, прежде всего, уровнем заработной платы, а также условиями жизни и работы. Это три основных фактора, которые определяют социальный статус педагога.
Что касается условий жизни учителей, этим вопросом Минобразования занимается совместно с профсоюзом. Нам понадобятся дополнительные меры по обеспечению педагогов жильем, иначе вопросы, связанные с текучкой кадров, не решить.
В соответствии с Кодексом об образовании, оканчивая вуз, молодой специалист заключает договор с учреждением образования. “Целевики” в этом случае заключают договор с работодателем и учреждением образования. В таком договоре отмечается, каким образом человек принят на работу: по распределению или целевому направлению. Но в любом случае необходимо, чтобы был прописан и строго выполнялся социальный пакет. Это во многом зависит от местных органов власти.
Следует отметить, что во многих областях Беларуси к этому относятся самым серьезным образом и решают эти вопросы. Так, не самые лучшие условия в Гомельской области, так как это зона, пострадавшая от ЧАЭС, но, тем не менее, именно здесь самая низкая текучесть кадров. Причина в том, что социальный пакет хорошо работает, а жилищные вопросы решаются своевременно. Есть много инноваций и серьезных решений по этому вопросу и в Минской области, но, к сожалению, на 100% он не закрыт.
В этом направлении нам предстоит серьезная совместная работа с местными органами власти.

Александр Нестеров, Минск:

Если верить статистике, более 60% студентов учатся в Беларуси на платной основе. Заинтересованность вузов в таких студентах очевидна: от них зависят зарплаты. Вместе с тем явно страдает качество обучения, отбор студентов, да и престиж высшего образования в целом. Как планируется исправлять ситуацию, особенно с учетом того, что абитуриентов с каждым годом становится всё меньше? Сокращать набор? Увеличивать цены? Перестраивать систему финансирования вузов?

Сергей Маскевич:

— У нас в вузы поступают примерно 45—47% выпускников школ. Часто забывают, что в вузы поступают и те, кто раньше закончил учреждения профессионально-технического образования, колледжи. После базовой школы 25% учащихся идут в учреждения профтехобразования. Из тех, кто заканчивает среднюю школу, пробуют поступать до 60%.
Действительно, средний уровень знаний тех, кто поступает в вузы, падает, потому что нет ограничений: сколько бы ты баллов ни набрал по результатам ЦТ — можешь поступить на платную форму обучения. В прошлом году мы ввели ограничения — минимальный проходной балл (семь), и это сработало. В этом году проходной балл будет существенно повышен. Это единственный способ повысить требования к абитуриентам, а в итоге — качество знаний.
В мировой практике есть и другой подход. Например, во Франции нет вступительных экзаменов — записывайся и учись, если сможешь учиться. После первой сессии уже будет ясно, сможет ли человек продолжать обучение. К слову, у нас во время последней сессии были отчислены, по-моему, около 10 тыс. человек. Примерно 10% поступивших отчисляются.

Ангелина Котович, Гомель:

Все говорят об оптимизации, но такое впечатление, что она в образовании осуществляется за счет школ, колледжей и ПТУ. А что планируется сделать с сетью вузов, ведь их явно больше, чем нужно. Что будет с филиалами? Или и дальше продолжится выпуск специалистов, добрая часть которых будет впоследствии перепрофилироваться?

Сергей Маскевич:

— Если не будет студентов, то, конечно, оптимизация вузов коснется. Я думаю, что коснется.

Л.Дрозд, Минск:

Целесообразно ли сохранять право на внеконкурсное поступление в вузы для социальных сирот? Я знаю случаи, когда опекуны не оформляют усыновление ребенка только ради льгот. Как вы относитесь к такой ситуации? И как из нее можно выйти?

Сергей Маскевич:

— Мы решили этот вопрос (очень непростой, хочу сказать) переpнаправить нашим депутатам. Пускай поработает специальная комиссия, оценит социальный эффект от внеконкурсного поступления для социальных сирот. В любом случае это касается небольшого количества людей и при любом решении ситуацию существенно не изменит. Вместе с тем, если все действительно так, как вы сказали (а в ряде случаев это имеет место), то это как язва, с явно отрицательным социальным эффектом, и с этим надо бороться, надо принимать решение.

По материалам БелТА.