За эстетичное оформление образовательного пространства и территории с использованием природных и культурных символов Беларуси специальный детский сад № 19 Минска был удостоен призовых мест сразу в двух номинациях на городском этапе смотра-конкурса учреждений образования, приуроченного к Году благоустройства, сообщает корреспондент «Настаўніцкай газеты».

— Коллективное решение преобразить пространство детского сада стало нашим первым шагом. Предстояло навести порядок с зелеными насаждениями, создать полноценный ландшафтный дизайн участка, сделать красивым и безопасным внутреннее убранство помещений. Исходили мы из того, что окружающая среда должна стимулировать развитие ребенка, быть насыщенной и тактильной. Ведь большинство наших воспитанников имеют зрительные нарушения, причем некоторые достаточно серьезные, — отметила заведующая детским садом Виолетта Кокорина.
На протяжении более пяти лет коллектив дошкольного учреждения совместно с родителями детей занимается озеленением территории. Как профессиональные садовники себя проявили заместитель по хозяйственной работе Наталья Журавлёва, музыкальный руководитель Ирина Соболь, учитель-дефектолог Ольга Велигон, медицинская сестра Инна Маняк. Но главное, что в этот процесс вовлечены ребята. Вместе с педагогами они ухаживают за растениями: поливают, убирают засохшие, рыхлят землю.
Ежегодно высаживаются многолетние цветущие растения. На центральной аллее вдоль стены с аккуратно подстриженными кустами разрослись ирисы и хосты. Самшиты и низкорослые туи сочетаются с вертикальными цветочными композициями из вейгелы и лапчатки. Рододендроны и спирея цветут в конце весны и начале лета, а гортензия и клематис — до самой осени.
— И даже после окончания сезона цветения нашим сотрудникам удается сохранить красоту отдельных цветов. К примеру, гортензии срезают до момента увядания, окрашивают в яркие оттенки с помощью аэрозольных баллончиков, а затем фиксируют результат обычным лаком для волос. Растение используют в оформлении, — рассказала заведующая.
На территории сада почва малоплодородная, что затрудняет выращивание цветов. Решение нашлось — перешли к контейнерному озеленению.
— Мы закупаем семена и подготовленную почву. Рассаду высаживаем в контейнеры. Это однолетние цветы: петунии, бархатцы, герань, сальвия, цинния, лобелия, маргаритки и другие. Уже к концу весны вся территория цветет и пахнет. А рядом с ухоженными посадками растет белый и розовый дикорастущий клевер, — уточнили работники учреждения.

Цветочные композиции дополняют малые архитектурные формы в белорусском стиле («Мельница», «Колодец», «Гнездо аистов») и другие декоративные объекты, созданные сотрудниками и родителями воспитанников: кораблик, паровозик, скамейка, лошадка, арка. Деревянное обрамление вокруг туй и скамейка смотрятся эффектно, хотя выполнены из досок от поддонов. Рабочий по обслуживанию здания Виталий Савчик придал им эстетичный вид с помощью обжига.
— Мне хотелось, чтобы помещения детского сада стали более светлыми, уютными и комфортными для детей. В этом вопросе у меня полное понимание с заместителем по основной деятельности Натальей Павлович. Она подсказала оригинальные цветовые решения для холлов: оформить их зеркально — в персиковом и салатовом цветах, — продолжила В. Кокорина.
В холлах замечаем большие экспозиции «Цветочные поляны» с васильками, ромашками и одуванчиками. Это творческая работа воспитателя ясельной группы Татьяны Сёмочкиной. К примеру, пушистые головки одуванчиков она создавала из обычной прозрачной упаковочной веревки, которую разделяла на тонкие волокна. Педагоги проводят здесь занятия, рассказывают о цветах, произрастающих в нашей стране, об их особенностях и строении.
— Есть у детей и любимые места. Одно из них — возле большой настенной карты Беларуси с подсветкой, на которой отмечены ключевые регионы и природные зоны с указанием животных, птиц и растений, характерных для каждого уголка. Под картой — обновляемые иллюстрации с изображениями отдельных видов, снабженные QR-кодами, чтобы можно было перейти к дополнительным рассказам, фотографиям, мультимедийным сюжетам. Здесь малыши очень любят фотографироваться, — отметила В. Кокорина.

Несколько лет назад в саду был создан мини-музей белорусского быта и культуры. Экспозицию собрала воспитатель Наталья Симонова вместе с коллегами. Представлены вышитые рушники, резные деревянные ложки, украшения, элементы национального костюма, посуда, самодельные игрушки, изделия из соломы, керамики, традиционные белорусские куклы. С помощью QR-кодов можно узнать о происхождении предметов, технике их изготовления и культурном значении.
В каждой группе оформлены патриотические уголки, где также есть мини-музеи белорусской культуры, традиций и народных ремесел. Некоторые экспонаты привозят семьи воспитанников из путешествий. Дополняют их лучшие детские творческие работы.

— Загляните в ясельную группу, где оформлен необычный уголок природы в виде стилизованного дерева со сменным сезонным декором. Зимой его украшают снежинки, осенью — разноцветные листья. Воспитатель предлагает детям с помощью светящейся указки отыскать на дереве сову, грибочек, солнышко или тучку. Такие игровые задания развивают внимание, зрительное восприятие и глазодвигательные функции, превращая декор на стене в офтальмотренажер, — рассказала В. Кокорина.
Несмотря на то, что сейчас середина осени, о чем малышам напоминают различные сезонные композиции и выставки, в саду уже задумываются о праздновании Нового года, создании зимних декораций. Воплощением волшебства и чудес занимается воспитатель ясельной группы Татьяна Сёмочкина. Даже из обычных коробок от бытовой техники она сможет изготовить заснеженный домик или замок Снежной Королевы. А еще ежегодно в учреждении проходит парад снеговиков. В каждой из девяти групп создают своего персонажа. Это может быть снежная баба или медведь-снеговик — проявление детской фантазии и мастерство педагогов безграничны.
Надежда ТЕРЕХОВА
Фото Олега ИГНАТОВИЧА








