Страна загадок

- 12:43Портфолио

Дети просто обожают лето, ведь это самое яркое и веселое время года. Главное — летом найти массу увлекательных занятий! 

Ни для кого не секрет, что все дети любят отгадывать и загадывать загадки. Ребятам нравится раскрывать тайны. А еще они любят запоминать услышанное, и потом проверять друг друга. Но важнее научить детей составлять собственные загадки, чем просто отгадывать готовые.
Эффект будет еще лучше, если задействовать так называемые ТРИЗ-загадки. Поэтому педагоги яслей-сада № 33 Лиды большое внимание уделяют обучению составлять загадки по моделям.

В работе с детьми дошкольного возраста используются разнообразные модели составления загадок.

Модель 1

  1. Придумать, о чем будет загадка.
  2. Выделить у этого объекта основные свойства (не более 4 признаков).
  3. К каждому из них подобрать другой объект, который обладает этим же свойством (признаком).
  4. Добавить слова-связки — получаем загадку.

Иными словами, необходимо записать схематично признаки, опираясь на таблицу.

Пример загадки про лето:

Горячее, но не чай.

Солнечное, но не улыбка.

Золотое, но не кольцо.

Какой?

Какое?

Но — не 

Что бывает таким же?

Горячее 

 

Чай 

Солнечное 

 

Улыбка 

Золотое 

 

Кольцо



Модель 2

Аналогично можно составлять прос­тые загадки, опираясь на действия, которые совершает объект. Лучше брать за основу объект, у которого можно выделить 2—3 свойства, связанных с движением, звуком, световыми эффектами, запахами.

Загадка про лето: 

Наступает, но не праздник.

Расслабляет, но не сон.

Поет, но не птица.

Что делает?

Но — не

Что делает так же?

Наступает 

 

Праздник 

Расслабляет 

 

Сон 

Поет 

 

Птица



При организации работы используются наглядные модели в виде таблицы. Целесообразно с детьми старшего дошкольного возраста признак в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой. В правой части — схематическое изображение объекта (зарисовка). Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слова целиком.

На материале загадок решается множество проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления.

Варианты загадок про лето:

Душистое, но не мыло.

Жгучее, но не крапива.

Ясное, но не день.

Теплое, но не одеяло.

Солнечное, но не настроение.

Сухое, но не платье.

Горячее, но не каша.

Красное, но не помидор.

Грозовое, но не туча.

Душное, но не воздух.

Жаркое, но не солнце.

Веселое, но не лицо.

Радует, но не подарок.

Ласкает, но не мама.

Обжигает, но не огонь.

Бежит, но не ручей.

Жарит, но не печка.

Веселит, но не клоун.

 

Все придуманные детьми загадки помещаются в волшебную книгу.  В процессе составления загадок у ребят поднимается настроение, снимается психологическое напряжение. Загадки, составленные самостоятельно, приучают ребенка мыслить логически, развивают находчивость, творчество, умение рассуждать. Они активизируют речь детей, способствуют их всестороннему, гармоничному развитию, что очень важно для подготовки к школьному обучению.

Светлана ХОМИЧ, 
воспитатель яслей-сада № 33 Лиды.