Вышел в свет мартовский номер газеты “Домой!”.
Специалисты отмечают, что социально-трудовая ориентация ребенка начинается с момента, как он себя помнит. Ребенок видит родителей, которые ежедневно ходят на работу, и у него формируется естественное чувство, что работа — это данность. Поэтому ребенку из благополучной семьи профориентация нужна для того, чтобы показать разнообразие профессий, а не для формирования чувства необходимости работы как таковой.
У детей из неблагополучной среды работа ассоциируется с чем-то далеким и не имеющим к ним никакого отношения. Их окружение, как правило, — это дисфункциональная среда или семья, а работа — самый неприглядный способ достичь материальных благ.
Ольга Волошина, старший инспектор по охране детства Национального центра усыновления, в материале “Путь взросления приемного ребенка” пишет: “В приемном родительстве есть сложность, когда ребенок приходит в семью в старшем подростковом возрасте и, казалось бы, пора начинать готовить его к самостоятельной взрослой жизни. Но… Сначала родителю и ребенку приходится пройти противоположный путь — путь объединения, становления одной семьей. И только спустя время, а в каждом случае оно разное, можно думать о том, чтобы постепенно отпускать ребенка, развивая в нем самостоятельность. Если путь врачевания пройден не до конца или его не удалось пройти, то негативный детский опыт в будущем будет печальным образом сказываться на жизни ребенка”.
В материале “Профориентация детей с особой жизненной историей” Анастасия Захожая, заведующая отделом поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, Гомельского городского социально-педагогического центра, пишет: “Проблема профориентации и постинтернатного сопровождения детей с особой жизненной историей стоит остро. Государство берет на себя обязательство по решению основных проблем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей: обучение, обеспечение жильем, помощь в трудоустройстве — то есть всего, что является самым необходимым. Но взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются, к сожалению, не готовы. Поэтому сопровождение ребенка с особой жизненной историей на этапе выпуска должно носить комплексный и системный характер, давать возможность молодому человеку раскрыть возможности, научиться мастерству коммуникации, сформировать навыки уверенного поведения и готовности встретить любой вызов жизни”.
“Формирование профессиональных компетенций воспитанников детского дома” — еще одна актуальная тема и материал номера. Инна Рудомина, заместитель директора Волковысского детского дома, рассказывает об опыте работы специалистов учреждения по профориентации и подготовке к самостоятельной жизни воспитанников.
О роли значимого взрослого в жизни ребенка, о том, насколько правильно выбранный жизненный путь влияет на общественную ценность человека, его физическое и психологическое здоровье, радость и счастье, рассуждает Наталья Мякинник, педагог-психолог Сморгонского социально-педагогического центра, в материале “Как помочь ребенку в выборе профессии”.
“Моя жизненная траектория” — блицопрос воспитанников замещающих семей и интернатных учреждений о выбранной профессии, значимости правильно выбранного жизненного пути и планах на будущее.
Тема следующего номера газеты “Домой!” — “Детская ревность”. Ждем ваших писем!
Ольга БАРТАЛЕВИЧ,
главный редактор