«Тип мышления упрощается». О влиянии мобильных телефонов на детей

- 13:17На здоровый лад, Новости

Как тотальное увлечение гаджетами и пользование мобильными телефонами влияет на физическое и психическое здоровье молодого поколения, можно ли это остановить? Об этом и не только в интервью корреспонденту «Настаўніцкай газеты» рассказала врач-гигиенист отделения гигиены детей и подростков Минского городского центра гигиены и эпидемиологии Ирина Позняк.

— Сегодня, к сожалению, мобильный телефон попадает в руки с раннего детства. Выросло целое поколение, которое бесконтрольно пользуется гаджетами. И это привело к ряду проблем с их здоровьем. Какие самые очевидные?

Среди отрицательных эффектов при использовании телефонов на первый план выступает уменьшение двигательной активности. Ребенок просто перестает интересоваться более активными видами досуга, получив в руки мобильное устройство. Каждый четвертый подросток страдает от лишнего веса, что повышает риски развития сахарного диабета, раннего инсульта или инфаркта миокарда. Плохо влияет такая ситуация и на формирование позвоночника, т. к. дети держат гаджеты лежа на диване, на полу или в кресле. Появляются проблемы с развитием крупной и мелкой моторики. Также долгое общение с подобными «игрушками» приводит к проблемам со зрением. Длительная концентрация на экране телефона, который находится вблизи глаз, и отсутствие периодических переключений на более далекие объекты могут привести к спазму аккомодации и к развитию близорукости.

Также мобильный телефон может способствовать распространению инфекций, ведь на его корпусе бактерий больше, чем на дверных ручках, клавиатурах и других предметах, с которыми контактируют руки.

— Если говорить о психологическом здоровье: насколько негативно влияние мобильного телефона на неокрепшую детскую психику?

— «Благодаря» новейшим электронным устройствам у детей появляется дефицит внимания, снижается концентрация внимания во время обучения. Нередко мобильные аппараты используются для компьютерных игр. К сожалению, некоторые виды игр способствуют развитию агрессивности и неоправданной жестокости. К тому же могут привести к появлению зависимости.

Необходимо помнить, что мобильный телефон несет угрозы и социализации ребенка. Погружение в мир интернета может привести к замкнутости и нарушению тесного эмоционального контакта с родителями. Папы и мамы перестают быть «экспертами» в воспитании и социализации своих детей. Самоустранение от процесса социализации родители объясняют по-разному, часто ссылаются на уникальную digital-природу нового поколения, которому абсолютно необходима цифровая среда. В результате утрачивается культура родительства, связь поколений через передачу опыта.

Другим, и более ощутимым в перспективе, последствием является изменение типа мышления современных детей. Оно незаметно трансформируется, упрощается, утрачивает глубину. Постоянное использование гаджетов приводит к сенсорной депривации, так как активизирует лишь зрительную и слуховую сенсорные системы. Специалисты говорят и о том, что серьезным фактором интеллектуальной деградации является потребление информации маленькими порциями (именно так она представлена в мессенджерах). Это не требует интеллектуальных усилий, и мозг начинает «лениться». Такое прогрессирующее интеллектуальное снижение уже получило медицинское название — «цифровая деменция».

— На ваш взгляд, ограничительные меры могут улучшить ситуацию?

— Многие страны идут по пути ужесточения гигиенических нормативов и правил использования гаджетов в учреждениях образования. Общеизвестный факт, что в ряде государств они запрещены в школах. В Беларуси согласно Государственному школьному стандарту, который начал действовать в 2022 г., в школе должен быть определен порядок использования мобильных телефонов. С одной стороны рекомендуется, чтобы до урока ребята сдавали их в ячейки, коробки. После завершения занятия на перерыве учащиеся могут снова ими пользоваться. Но бывают ситуации, когда на уроке понадобилось мобильное устройство, например, для считывания в учебнике QR-кода и ознакомления с представленной информацией, — в таких случаях решение об использовании телефона принимает педагог.

Пока нет единого мнения о том, в каком возрасте следует давать ребенку смартфон. Часто семьи рассматривают гаджеты как самый простой способ эффективного кормления (пока ребенок ест, он смотрит мультфильм), развлечения (ребенку дается в руки гаджет с развивающими играми или мультфильмами) и способ заставить своих детей не мешать родителям, когда те заняты делами. Зарубежные педиатрические ассоциации рекомендуют не давать телефоны малышам в возрасте до 2 лет и ограничивать использование таких устройств одним часом в день для детей 3—5 лет.

Введение запретных и ограничительных мер в отношении гаджетов в учреждениях образования не решает проблему безопасного их использования в быту. Для решения данной проблемы необходимо проводить гигиеническое обучение населения (родителей, педагогов, детей), рассказывая о тех вредных факторах, с которыми сталкивается пользователь видеодисплейных терминалов и гаджетов, о мерах защиты от вредоносного воздействия на организм.

Марина ЖДАНОВА
Фото с сайта pixabay.com носит иллюстративный характер