То, что трогает душу

- 10:49Авторские колонки, Па справе з Наталляй Бушной

Ведущая рубрики — Наталия БУШНАЯ,
директор столичной гимназии № 1
имени Ф.Скорины

 

 

 

 

 

“Историческая память и историческая правда о Великой Отечественной войне” — так называлась диа­логовая площадка, которая прошла в рамках работы Ассоциации школ Республики Беларусь и Российской Федерации.

Организатором мероприятия выступила гимназия № 1 Минска, а одним из модераторов — старший преподаватель кафедры источниковедения исторического факультета БГУ Сергей Каун. Для того чтобы включить в диалог большое число участников, мы использовали два формата —виртуальный и реальный. География участников была достаточно широкой. В зале присутствовали учащиеся и педагоги Ленинского района Минска, в режиме онлайн подключились гимназии Орши, Минска, Молодечно, Могилева, Великого Новгорода, Смоленска; средние школы Ивацевичей, Барановичей, Минска, Иваново, Калуги, Смоленска, Гомеля и других городов.

Разрабатывая проблемное поле диалога, мы ставили перед собой задачу проанализировать, в каком объеме в наших странах изучается Великая Отечественная война, что знает сегодняшнее “цифровое” поколение о героической истории страны, что значит для каждого из них победа, которую одержали наши деды и их прадеды, какова роль молодого поколения в сохранении исторической памяти. Понятно, что наши школьники, за очень редким исключением, не общались непосредственно с участниками войны. И чтобы этот межпоколенческий разрыв не прервал историческую память и не исказил историческую правду, как раз нужны такие диалоги между теми, кому деды передали знания о героическом прошлом, и молодым поколением, которое знает о вой­не только из учебника. 

Интересный диалог состоялся между учителями истории. Как белорусским, так и российским педагогам не хватает часов на изу­чение этого периода нашей общей истории. И это несмотря на то, что в нынешнем учебном году произошли серьезные изменения в белорусских учебных программах по истории — в контексте усиления компонента, связанного с изучением  героического периода. Наши российские коллеги и школьники были приятно удивлены и даже позавидовали тому, что для всех белорусских учащихся 9-х классов организовано изучение истории Великой Отечественной войны в рамках обязательного факультативного занятия. 

Запомнилось выступление российского старшеклассника, который сказал, что 5—6 уроков, которые отводятся в учебнике истории на изучение этого героического периода, абсолютно недостаточно. Как выяснилось, в этом вопросе белорусские учебные программы опережают российские.

Интересный опыт сохранения исторической памяти представили как белорусские, так и российские школьники. Наши дети не просто знают героев, чьими именами названы улицы, кому посвящены памятники и памятные знаки на зданиях, но и продолжают поисковую и исследовательскую работу, находят новые, неизвестные факты из жизни героев. Участники диалога узнали, например, что в Ленинском районе нашей столицы сегодня идет активный процесс присвоения школам имен тех личностей, которые внесли большой вклад в становление белорусской государственности. Учащаяся средней школы № 36 рассказала о поисковой работе, которая была проведена в школе по присвоению ей имени Гуляма Якубова, Героя Советского Союза, участника Великой Отечественной войны. А учащиеся средней школы № 130 рассказали об уникальной музейной экспозиции, посвященной геноциду белорусского народа, которая совсем недавно открылась в учреждении. 

Глядя на современное “цифровое” поколение, задаешь себе вопрос: а могут ли эти дети, которые не испытали никаких материальных лишений, сопереживать, сочувствовать, понимать тех людей, которые не просто пережили холод, голод и все ужасы той страшной войны, но и сохранили человеческое достоинство, любили, созидали, творили добро в мирное время?.. В этом отношении всех участников до глубины души впечатлил рассказ Элвеи Хечикашвили, десятиклассницы нашей гимназии. Она говорила о необычайно поразившей ее повести М.Шолохова “Судьба человека”. Когда девушка делилась своими впечатлениями о книге, о силе духа человека, потерявшего всех родных, но не потерявшего чувства любви, в зале стояла пронзительная тишина. А это значит, что произведения, которые изучаются в рамках школьных программ по литературе и посвященны Великой Победе, для наших школьников — не просто литература, за прочтение которой можно получить высокую отметку. Это то, что трогает душу. А для того, чтобы молодое поколение, не знающее войны, помнило о ней, как помнит наша Беларусь, ему нужно помочь прочувствовать герои­ческую историю своей страны, предоставить возможность прикасаться к ней своими руками. И роль педагога в этом процессе  определяющая.