Турнир интеллектуалов

- 12:25Метадычная скарбонка

Предлагаю вниманию педагогов турнир интеллектуальных игр, посвященный Дню учителя, который традиционно проходит в нашем учебном заведении.

Цель: приобщение всех участников образовательного процесса к широкой игровой интеллектуальной деятельности для развития творческого потенциала учащихся; понимание ими того, что успех возможен только в единстве и согласованности общих усилий.

Задачи:

– создать условия для расширения знаний и кругозора учащихся;

– способствовать развитию навыков логического мышления, совершенствованию умений коллективного поиска ответа на поставленный вопрос;

– содействовать созданию соревновательного духа,  воспитанию чувства стремления к победе.

Участники: команды учащихся, педагогов, родителей, выпускников. Основные требования к командам: 1) в команде не более 6 человек; 2) обязательное наличие капитана, обладающего правом принятия окончательного решения.

Формат турнира. Турнир проводится в два тура. Первый — отборочный — проводится по правилам спортивного “Что? Где? Когда?”.  В нем участвуют одновременно все команды. Главные правила спортивного варианта “Что? Где? Когда?” следующие: 1) на обсуждение вопроса отводится 1 минута, по истечении времени каждой командой дается ответ в письменном виде; 2) тур состоит из 1—3 раундов по 10 вопросов в каждом. По результатам первого тура две лучшие команды выходят во второй тур — финальный, который состоит из двух боев. Эти бои проходят по правилам “Брэйн-ринга”. Правила “Брэйн-ринга”: 1) на обсуждение вопроса отводится 30 секунд; 2) право отвечать имеет та команда, которая первой подала сигнал (световой или звуковой) готовности; 3) если команда дала неправильный ответ, вторая команда имеет право дать свой вариант ответа при условии, что у нее оставалось время на обсуждение. Победителем турнира становится команда, которая одержит верх в обоих боях. В случае равенства по финальным боям победитель определяется решающим вопросом.

Слайд 3.

Отборочный тур

1. Его или их (всегда хочется, чтобы их было больше) по-разному называют на различных языках. Например, bambino prodigio (ит.), l’enfant prodige (фр.), harika çocuk (тур.), el niño prodigio (исп.). А как их называем мы?

Ответ: вундеркинды.

2. Известный французский писатель Анри Барбюс как-то высказался о ней следующим образом: “…это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее”. О чем же говорил Барбюс?

Ответ: о школе.

3. Запишите следующий ряд чисел: 21016, 11017, 71018. Продолжите этот ряд еще одним числом.

Ответ: 61019, День учителя для 2019 года.

4. В Российской империи этим словом гимназисты называли коллективную порку, которую устраивало им начальство за проступки, совершенные в течение недели. А теперь мы этим словом называем одно из совместных коллективных трудовых дел. О чем идет речь?

Ответ: субботник.

5. У негров племени акан они называются джуда, бенеда, мунуда, яуда, фида, мененеда и квасида. Интересно, что большинство людей с особым трепетом относятся к двум последним, а вот к первым пяти отношение неоднозначное. А как называем их мы?

Ответ: дни недели.

6. История этого учебного заведения начинается с 1840 года. Оно не раз меняло свой статус и название, закрывалось и вновь открывалось. Неизменным оставалось лишь одно — специалисты, которые выходили из его стен, всегда были востребованы на земле. Кого же до сих пор готовят в этом учебном заведении?

Ответ: специалистов сельского хозяйства. БГСХА.

7. По словам австрийского писателя Карла Крауса, “образование — это то, что большинство получает, многие передают и лишь немногие…”. Продолжите мысль сатирика.

Ответ: “…имеют”.

8. Это неотъемлемая часть современного образовательного процесса. Почти каждый учащийся нашей школы принимает участие в их работе. Название происходит от латинского слова, которое переводится как “возможность”. О чем идет речь?

Слайд 2.

Ответ: факультатив, facultas — “возможность”.

9. В 1952 году советский художник Федор Решетников написал картину, отражающую сцену, до боли знакомую немалой части наших учащихся. Но я надеюсь, что сегодня за игровыми столами таких учеников нет, ну или совсем немного. Назовите эту картину. (Слайд 1.)

Ответ: “Опять “двойка”.

10. Перед вами картина “Сельская школа”. Весьма привычная и довольно знакомая сцена. Через минуту ответьте, в какой стране находилась школа, изображенная на картине? (Слайд 2.)

Ответ: США (подсказки — портреты на стене). Художник Морган Уэстлинг.

11. В средневековой Европе в большинстве учебных заведений изучались так называемые семь свободных искусств: грамматика, диалектика (логика), риторика, арифметика, геометрия, астрономия. Назовите седьмое.

Ответ: музыка.

12. Гэтае слова прыйшло ў беларускую мову з польскай, а ў польскую — з лацінскай. У перакла­дзе з латыні азначае “выхаванне”, але мы зараз укладваем у яго значна большы сэнс, разумеючы і сам працэс, і яго вынік. Назавіце гэтае слова.

Адказ: адукацыя.

13. Неизвестный автор как-то очень точно сравнил образование всего лишь с неким приспособлением для сбора плодов с древа познания, но не с самими этими плодами. О каком приспособлении идет речь?

Ответ: о лестнице.

14. В Малайзии, Сингапуре и ЮАР — в январе, в Бразилии, Новой Зеландии — в феврале, в Южной Корее — в марте, в Японии — в апреле, в Таиланде — в мае, а в Индии и на Филиппинах — в июне. А когда у нас?

Ответ: в сентябре (начало учебного года).

15. Внимание: черный ящик. В ящике находится то, с чего начинается школа.

Ответ: колокольчик (звонок).

16. Американский поэт, философ и общественный деятель Ральф Эмерсон говорил: “То, чему мы учились в школах и университетах, не  образование, а только…”. Продолжите мысль ученого.

Ответ: “…способ получить образование”.

17. Перед вами документ о среднем образовании некоего Тома из Лейпцига. Вопрос: подсчитайте количество положительных отметок в аттестате. (Слайд 3.)

Слайд 1

Ответ: все положительные (в Германии шкала оценивания в баллах обратная нашей).

18. Существует миф о том, что этот человек учился в школе крайне посредственно, считался чуть ли не умственно отсталым. Перед вами документ, опровергающий это заблуждение. Назовите этого известного человека. (Слайд 4.)

Ответ: Альберт Эйнштейн (он заканчивал школу в Швейцарии в кантоне Аргау, а не в Германии).

19. Перед вами картина Николая Богданова-Бельского, на которой изображен момент урока арифметики в сельской школе конца ХІХ в. Учитель — реальный человек, талантливый педагог и математик Сергей Александрович Рачинский. Он изобрел собственную методику обучения арифметике. Если вы внимательно посмотрите на произведение, то поймете, что положено в основу этой методики. Кстати, название картины аналогично этому принципу. (Слайд 5.)

Ответ: “Устный счет”.

20. Интересный факт о японских школах. Оказывается, в них отсутствует категория работников, для нас вполне привычная и необходимая. Японские школьники обходятся без них, соответственно, все их функции выполняют сами, собственноручно. О какой же категории работников идет речь?

Ответ: уборщицы.

21. Вашему вниманию — стихотворение Марка Львовского:

Прекрасная природа,

Опять переполох,

Учитель, ну зачем ты

Застал ребят врасплох?

Ведь им твои задачи

Не хочется решать,

Хорошая погода,

И можно погулять!

Ведь физику считают

Предметом непростым,

Учитель, лучше вспомни,

Как сам был молодым!

В этом стихотворении я заменил первую строку, первые два слова. Верните оригинальное авторское начало произведения.

Ответ: “контрольная работа”.

22. В Японии в конце ХІХ в. активно шел процесс европеизации, осуществлялись реформы во всех сферах жизни, в том числе и в школьной. Так, японцы, впечатленные европейскими моряками, вводя это в школе, за основу взяли именно военно-морской образец. Получилось довольно мило и прижилось надолго. Что же заимствовали японцы?

Слайд 6.

Ответ: школьную форму.

23. Нередки случаи отрицательного отношения к школе многих людей, в том числе очень известных. Так, американский писатель Марк Твен говорил: “Я никогда не позволял, чтобы мои школьные занятия мешали моему…”. Продолжите мысль писателя.

Ответ: “…образованию”.

24. Во времена Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой на белорусских землях лучшими образовательными учреждениями были иезуитские коллегиумы. Интересно, что в них была специальная должность корректора, в обязанности которого, судя по названию, входила коррекция результатов учебной деятельности учащихся, но особым образом. В чем же заключалась работа корректора?

Ответ: в осуществлении физических наказаний нерадивых учащихся. 

25. Есть в нашей стране две деревни-соседки — Комаровка и Томашовка, что за Брестом. Они — родина двух известных белорусов, двух Петров — космонавта Климука и строителя и экономиста Прокоповича. Вопрос: что в их школьную пору было общего на двоих, кроме имени, конечно?

Ответ: школьная парта.

26. Талантливый композитор и прекрасный музыкальный педагог. Он был учителем таких великих музыкантов, как Бетховен, Шуберт, Лист. Но, по жестокой иронии судьбы, вошел в историю как убийца другого не менее великого композитора. Оправдан, кстати, был лишь спустя 200 лет.

Ответ: Антонио Сальери.

27. Кто бы мог подумать, оказывается, причинами их появлений являются следующие: компенсация отсутствия возможности обратиться к адресату напрямую; компенсация отсутствия возможности массового распространения сообщения; компенсация отсутствия свободного времени; преодоление однообразия, монотонности процесса учебы; боязнь экзамена, контрольной или проверочной работы. Вопрос: где чаще всего они появляются?

Ответ: на партах.

28. Великий китайский мыслитель Конфуций известен своими мудрыми высказываниями. Вот одно из них: “Три вещи никогда не возвращаются обратно — время, возможность, слово. Поэтому: не теряй времени, не упускай возможность, …”. Продолжите высказывание мудреца.

Ответ: “…выбирай слова”.

Слайд 7.

29. Сократ, Платон, Аристотель — три известнейших философа Древней Греции, основоположники классической философии. Вопрос: логически свяжите их между собой, используя всего два слова по два раза каждое в правильной последовательности.

Ответ: учитель — ученик — учитель — ученик.

30. Перед вами фото известного современного российского кинорежиссера и продюсера. В 2017 году в прокат вышел его фильм “Матильда”, вызвавший широкий и неоднозначный общественный резонанс. Но вопрос не о фильме, а о режиссере. Назовите его фамилию.

Ответ: Алексей Ефимович Учитель. (Слайд 6.)

Финальный тур

1. “Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и…”. Продолжите изречение.

Ответ: “…любить тех, кому преподаешь”.

2. “От врачей и учителей требуют чуда, а если чудо свершится…”. Продолжите афоризм.

Ответ: “…никто не удивляется”.

3. “Хороший учитель может научить других даже тому …”. Продолжите фразу.

Ответ: “…чего сам не умеет”.

4. И еще один раз об иезуитских коллегиумах. Вопрос: кто в коллегиуме должен был носить специальный знак “ослиные уши”?

Ответ: отстающие в обучении.

5. После победы в Полтавской битве был организован большой пир, куда были приглашены даже пленные шведские генералы. В разгар праздника Петр І поднял тост “За своих учителей!”. Один из шведских генералов спросил царя, кого же он считает своими учителями. Что на это ответил Петр?

Ответ: “Вас, господа шведы”.

6. История произошла в ХІХ в. в Австро-Венгрии. В школу с проверкой приехал инспектор. Проверка прошла удачно, но в конце уроков инспектор задал детям вопрос: “Сколько волос у лошади?” Один мальчик тут же поднял руку и сказал: “У лошади 3 571 962 волоса”. Инспектор с удивлением спросил: “А откуда ты знаешь это точное число?” Что на это ответил мальчик?

Ответ: “Если вы не верите мне, можете сосчитать сами”.

Слайд 4.

7. Она одна из самых больших в своем роде. Ее рост — 46 метров. Я даже не спрашиваю, что она держит в своей правой руке. Ответьте, с каким понятием, весьма относительным, но разное понимание которого нередко является ключевым в отношениях между детьми, родителями и учителями, она ассоциируется?

Ответ: свобода. Статуя Свободы.

8. Прослушайте внимательно следующий ряд: Александр Пушкин, Янка Купала, Петр Машеров, Аркадий Кулешов, Максим Танк, Франциск Скорина, Иван Шамякин, Павел Сухой. Вопрос: что объединяет этих выдающихся людей?

Ответ: их имена носят высшие учебные заведения Республики Беларусь.

9. Такие памятники давно есть во многих странах мира. В 2014 году появился подобный памятник и в нашей стране. Находится он у входа в БГПУ им. Максима Танка. Вопрос: кому он посвящен? (Слайд 7.)

Ответ: учителю (учительнице).

10. Все слышали об известном французском художнике Клоде Моне. Он в школьные годы слыл крайне недисциплинированным учеником и развлекался на скучных уроках тем, что разрисовывал обложки тетрадей карикатурами. Карикатуры на кого рисовал будущий художник?

Ответ: на учителей.

11. В Греции — 30 января, в Албании — 7 марта, в Чехии — 28 марта, в Индии — 5 сентября, в Аргентине — 11 сентября. А когда у нас?

Ответ: в первое воскресенье октября (День учителя).

12. И еще одна цитата от Ральфа Эмерсона: “Человек, который может делать трудные вещи легкими, — это…”. Кто же это?

Ответ: учитель.

13. Вашему вниманию предлагается стихотворение Марины Цветаевой “В школе”:

Скомкали фартук холодные ручки,

Вся побледнела, дрожит баловница.

Бабушка будет печальна: у внучки

Вдруг — …!

Смотрит учитель, как будто не веря

Этим слезам в опустившемся взоре.

Ах, …большая потеря! Первое горе!

Слезка за слезкой упали, сверкая,

В белых кругах уплывает страница…

Разве учитель узнает, какая

Боль — …?

Продолжите стихотворение.

Ответ: “единица”.

14. В октябре 2010 года в школе Mackie Academy  (Стонхейвен, Великобритания) это было запрещено, поскольку это якобы взбудораживает учеников и делает их беспокойными. Также подчеркивалось, что отсутствие этого повышает личную ответственность и внимание школьников, учит их самостоятельно следить за временем. Впоследствии такое же решение было принято еще в нескольких школах Великобритании. Что же отменили в этих школах?

Ответ: школьный звонок.

Слайд 5.

15. 2700 секунд, или 1/32 суток. Всего-то. Но мы обычно измеряем этот период в других единицах. А каких?

Ответ: в минутах (школьный урок).

16. С этим школьным жителем знакомы все без исключения. Интересно, что к нам он попадает в обработанном виде. Исходный природный материал дробят, высыпают в воду и делают взвесь. Крупные тяжелые частицы, песчинки, камешки оседают на дно, а мелкие нужные частицы вместе с водой перетекают из резервуара в резервуар, пока не оседают в специальной емкости. Потом его вынимают, сушат, добавляют, чтобы не рассыпался, специальные добавки, а уже из этой смеси делают тот самый… Что?

Ответ: мел.

17. Три белорусских поэта, один русский поэт, один белорусский писатель, один инженер-конструктор, один просветитель-гуманист и даже один политик. Что их всех объединяет?

Ответ: в их честь названы университеты Республики Беларусь.

18. В почти полуторамиллиардном Китае миллионы учителей. Но один китаец, безу­словно, признается величайшим учителем всех китайцев всех времён. Кто же он?

Ответ: Конфуций.

19. Поэт-песенник Булат Окуджава, писатели Джоан Роулинг, Джордж Оруэлл, Стивен Кинг, Президент США Джимми Картер. Разные люди, но всех их что-то объединяет. А что?

Ответ: профессия учителя.

20. Известен факт, что в 2007 году 13- летняя ученица нью-йоркской школы была по просьбе директора арестована полицией лишь за одно слово Okay. Почему?

Ответ: написала его на парте.

Сергей ГЕРАСИМОВИЧ,
учитель-методист Ленинского детского сада — средней школы Бобруйского района Могилевской области.