Актуальные методические инструменты: в феврале члены клуба «Хрустальный журавль» приняли участие в республиканском семинаре-акции «Учитель года» — образованию Волковысского района».
Надо отметить, что в состав клуба входят и представители Волковысчины. Из гимназии № 1 Волковыска — заместитель директора по учебно-методической работе Е.Н. Оскирко, заместитель директора по учебной работе Л.В. Заяц, учитель истории и обществоведения И.Б. Клак. Педагоги средней школы № 7 Волковыска — учитель начальных классов О.В. Свистунова и учитель трудового обучения Е.А. Дубанос. А также учитель испанского языка гимназии № 2 Волковыска Ю.В. Костоломова.
Более 150 человек встречали членов клуба «Хрустальный журавль» в гимназии № 2 Волковыска. Приветственное слово заведующей Волковысским районным учебно-методическим кабинетом Ирины Мечиславовны Велесик и директора гимназии Александра Анатольевича Личика — и семинар начал свою работу.
Семинар-акция — это мини-конкурс «Учитель года», который включает самопредставление, урок в незнакомом классе и мастер-класс по актуальной тематике. Во время самопредставления «журавли» рассказали о своих профессиональных интересах, достижениях, устремлениях, проблемах, с которыми сталкиваются в образовательном процессе, а также о пути в клуб «Хрустальный журавль», о том, как принимали решение об участии в конкурсе, о том, что изменил конкурс в профессиональной деятельности, и, конечно, о том, какие уроки проведут и чем поделятся на мастер-классах.
В.Э. Жук, учитель-методист, учитель истории и обществоведения средней школы № 11 Молодечно, провел в 10-м классе урок по истории Беларуси в контексте всемирной истории на основе модели перевернутого обучения. Теоретическую часть темы «Культура Беларуси во второй половине XIII—XV вв.» в рамках подготовительного этапа учащиеся самостоятельно изучили дома, что позволило на уроке уделить больше внимания выполнению практических заданий. Чтобы ответить на ключевой вопрос урока «В чем заключается уникальность белорусской средневековой культуры?», учащиеся разделились на три группы, каждая из которых работала над одним из аспектов темы: культовое и оборонительное зодчество, литература и народные праздники. Первая группа сравнивала замки-кастели, построенные в XIV веке в Крево и Лиде, раскрывала особенности белорусской готики на примере средневековых храмов в Ишкольди и Сынковичах, вторая определяла характерные признаки панегирического и летописного жанров литературы в оригинальных текстах средневековых произведений — «Похвала Витовту» и «Радзивилловская летопись», третья — проверяла достоверность сведений о белорусских народных праздниках и определяла, какие из них отмечены в календаре на 2025 г. В конце урока учащиеся провели командную игру, подведя итог изучению темы.
В путешествие пригласила учащихся 11-го класса на уроке английского языка по теме «Обычаи и традиции Республики Беларусь и стран изучаемого языка» И.В. Зубрилина, начальник Координационного центра «Образование в интересах устойчивого развития» БГПУ, учитель-методист, учитель иностранного языка Минской международной гимназии, кандидат педагогических наук, доцент. В начале урока учащимся был предложен видеоролик о Беларуси, при просмотре которого необходимо было определить ключевые словосочетания и проанализировать, какие из них можно было использовать для описания культуры Беларуси и белорусских традиций. Работая с текстом в режиме просмотрового чтения, учащиеся в группах сравнивали Дожинки и Фестиваль урожая, Купалье и Праздник середины лета, Масленицу и День блинов, а далее обсуждали сходства и отличия празднования белорусских и британских традиций и заполняли сравнительную таблицу. На этапе рефлексии учащимся была предложена таблица самооценки, по результатам заполнения которой школьники получили дифференцированное домашнее задание.
С.В. Здоронкова, учитель-методист, учитель физики средней школы № 34 Бобруйска, на своем уроке в 8-м классе по теме «Последовательное соединение проводников» продемонстрировала возможности применения дифференцированного подхода на уроках решения задач. Так, решая задачи первого уровня, учащиеся выполняли задания с помощью приема «Да — Нет», при этом осуществлялась проверка и коррекция. Задания второго уровня решались в парах, и на планшетах учащиеся демонстрировали решение и ответ. На уроке также был представлен пример решения и самопроверки задач с персональными данными для каждого учащегося, продемонстрированы карточки двухступенчатой проверки — ответа и решения. Экспериментальную задачу учащиеся решали в ходе групповой работы. В конце урока каждый смог оценить свои успехи в решении задач, выполнив выходной тест, и на основе его результатов определить персональное домашнее задание.
С.П. Емельянова-Романовская, заместитель директора, учитель-методист, учитель начальных классов гимназии № 1 Орши имени Г.В. Семёнова, провела урок математики в 4-м классе по теме «Закрепление». В начале урока учащиеся определили по заданиям, какие умения они будут закреплять (например, задание № 1 — умение выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное и т. п.). Прикрепив на доске карточки со своими именами под теми умениями, которые необходимо закрепить, учащиеся спланировали свою индивидуальную работу на уроке. Тем ребятам, которые посчитали, что эти умения у них уже отработаны (не прикрепили карточки с именами к каким-то умениям), было предложено стать помощниками на уроке и выполнять индивидуальные задания со звездочкой. Для более качественного самостоятельного выполнения каждого задания, учащиеся «завязывали» узелки на память, чтобы не ошибиться при делении, проверяли друг у друга таблицу умножения, преобразовывали величины, составляли схему-подсказку к задаче. Для активизации познавательного интереса учащимся были предложены приемы «Ты скажи, а я проверю» (работа в парах по таблице умножения), прием «Побегушки» при решении уравнений, наборы задач с ответами для самопроверки, оценочные листы для фиксации результатов закрепления каждого умения. На этапе контроля и самоконтроля учащиеся, которым удалось реализовать поставленную цель (закрепить умения), сняли карточки с именами.
Е.Е. Гарбар, учитель-методист, учитель химии и биологии средней школы № 42 Минска, урок биологии в 8-м классе по теме «Класс Пресмыкающиеся. Среда обитания, внешнее строение, скелет и мышечная система» начала с пальчиковой гимнастики. Упражнения повторялись на уроке трижды с целью развития взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Учащиеся, совместно определив цели урока, активно включились в самостоятельную работу по изучению предложенного текста параграфа. Их взаимодействие осуществлялось в организованной учителем работе в четверках, парах. В учебную деятельность были вовлечены и учащиеся с низкой мотивацией. Для развития эмоционального интеллекта (способность осознавать свои эмоции и управлять ими, понимать намерения и мотивы других людей и свои собственные) учащимся были предложены цветные сигнальные карточки, что позволило учителю отслеживать эмоциональное состояние ребят. Определение уровня усвоения нового материала и обратная связь осуществлялись учителем посредством приемов «6W», «Фронтальный опрос», «Краткий конспект», «Выходной контроль «Выходной билет». Работоспособность и внимание учащихся на уроке поддерживались неоднократной тематической физкультминуткой.
Одной из основных задач обучения русскому языку в современной школе является формирование коммуникативных умений на основе овладения учащимися речеведческими понятиями, способами выражения мысли в устной и письменной форме. Показателем сформированности выступает умение создавать самостоятельные связные высказывания различных стилей, типов и жанров речи, к которым относится и сочинение. Урок русского языка в 5-м классе по теме «Подготовка к написанию сочинения по картине» провела С.Ф. Германович, учитель-методист, учитель русского языка и литературы Романовичской средней школы Могилевского района. Слова М. Горького «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать», использованные в качестве эпиграфа к уроку, стали и целью, и планом деятельности на учебном занятии. Ребята ознакомились с творчеством известного русского художника И. Грабаря и провели подготовительную работу к написанию сочинения: детально рассмотрели репродукцию картины «Март», определили, что же такого мартовского в зимней картине, назвали «главных героев» произведения, в ходе групповой работы подобрали лексический материал для их описания, составили сложный план сочинения, поработали со словами с целью предупреждения речевых и орфографических ошибок, а также оценили свою работу на уроке.
У И.В. Якименко, учителя-методиста, учителя математики Лошницкой гимназии Борисовского района, председателя клуба «Хрустальный журавль», на уроке математики в 10-м классе по теме «Формулы преобразования суммы и разности синусов (косинусов) в произведение» царила атмосфера сотворчества. Начался урок с… ожидания. Учащимся было предложено продолжить фразу «Ожидаю как минимум…, ожидаю как максимум…». Такой прием учебной мотивации помог настроиться на рабочий лад. Актуализация знаний проводилась с помощью сервиса Plickers. А далее — деление на рабочие группы случайным образом с помощью цветных карточек (но группа из разных цветов!). 4 группы доказывали по 1 формуле, а результат общего исследования собирали на доске. Сделали выводы об одинаковой структуре формул, что способствовало их запоминанию, и закрепили изученное, решив примеры с использованием каждой из формул. И снова помогли цветные карточки: решали у доски те, у кого карточки оказались одного цвета. Самостоятельная работа (выходной контроль) состояла из заданий 3—5 уровней. В конце урока учащиеся оценили сложность темы, работу групп и самостоятельную, а также провели рефлексию.
Изучать белорусский язык и географию на одном уроке не только возможно, но и интересно. Это могут подтвердить учащиеся 7-го класса, присутствовавшие на уроке белорусского языка по теме «Прыслоўе як часціна мовы: агульнае значэнне, марфалагічныя прыметы, сінтаксічная роля. Разрады прыслоўяў па значэнні» у И.Н. Медведской, учителя-методиста, учителя белорусского языка и литературы гимназии Мстиславля. Урок начался с песни на белорусском языке, которую с удовольствием пели и учитель, и учащиеся. Текст песни, кстати, стал на уроке еще и текстом учебным. Работая с научно-популярными текстами о белорусских озерах, ребята создали опорный конспект по теме урока, выполнили задания разного уровня сложности, перевели текст с русского языка на белорусский, составили собственное высказывание и расширили представления об озерах нашей страны. Так как урок был первым в изучаемой теме, учащимся было предложено по ходу выполнения заданий проводить самооценку результатов в «Листе самооценки».
Видеофрагмент «золотого паса» Ивана Ивановича Едешко, уроженца Гродненской области, в финале Олимпийских игр в Мюнхене, когда сборная СССР за три секунды до окончания матча забила гол американцам и выиграла с минимальным преимуществом золотые медали, был выбран в качестве инструмента мотивации к изучению элементов игры в баскетбол Т.В. Гордиевской, учителем-методистом, учителем физической культуры и здоровья гимназии Пружан, на уроке физической культуры и здоровья в 6-м классе по теме «Золотой пас, или Дружный спорт на рекорды нас зовет». На уроке учащиеся разделились на две команды — «СССР» и «Гродно-93». В ходе урока с целью изучения стоек игрока-баскетболиста, ведения мяча одной рукой во фронтальной, в индивидуальной и групповой работе был использован целый спектр игровых и соревновательных приемов и методов. Особой эмоциональности урока способствовало проведение игр «Обратный отсчет» и «Олимпийский талисман». И хоть победу одержала команда «Гродно-93», все учащиеся получили сладкие призы и автографы от олимпийской чемпионки Юлии Викторовны Нестеренко.
Методическое и тематическое разнообразие уроков во второй половине семинара-акции пополнилось предметными мастер-классами, на которые члены клуба «Хрустальный журавль» пригласили всех присутствующих.
Во время проведения мастер-класса В.Э. Жук ознакомил учителей с теоретическими и практическими аспектами использования медиатекстов на уроках истории. Были рассмотрены различные способы организации работы учащихся с визуальными медиатекстами: деконструкция, фактчекинг, косплей, составление профиля исторической личности в социальной сети и др.
И.В. Зубрилина свой мастер-класс посвятила особенностям организации работы на уроках иностранного языка с учащимися разного уровня обученности. Педагоги проанализировали различные способы предъявления учебного материала и его графического обобщения, преимущества использования языковых опор и заданий, направленных на развитие языковой догадки.
Участники мастер-класса С.В. Здоронковой «Пять шагов к анализу учебного проекта» выделили особенности учебного проектного задания, выполнили проектное задание «Инерция и правила дорожного движения», представили свои продукты и оценили их по предложенным критериям, а также ознакомились с моделями применения учебных проектов в образовательном процессе и во внеурочной деятельности.
На своем мастер-классе С.П. Емельянова-Романовская ознакомила учителей начальных классов с методикой работы с таблицами-перфокартами для решения текстовых задач. Во время практической части педагоги определяли, какие виды задач можно решить с помощью таблиц-перфокарт, в чем эффективность данной методики, ее преимущества, отрабатывали алгоритм работы с таблицами-перфокартами, решая задачи на движение повышенного уровня сложности.
Е.Е. Гарбар провела мастер-класс по теме «Использование интерактивных методов при организации и проведении учебных занятий». Педагоги ознакомились с более чем 10 интерактивными методами для индивидуальной, фронтальной и групповой работы на уроке, а также с приемами работы с одаренными детьми при изучении текстов большого объема и получили представление о целях и об условиях их использования в образовательном процессе. Применение предложенных на мастер-классе методов позволит педагогам развивать у учащихся креативное мышление, умение работать в группе, обобщать изученный материал, составлять ассоциации и рефлексировать собственную деятельность.
Формирование основных качеств грамотного читателя, читательской культуры и читательской компетентности учащихся стало темой мастер-класса С.Ф. Германович. Педагоги ознакомились с эффективными приемами и стратегиями предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности на примере изучения различных художественных произведений, системой работы учителя по формированию читательской грамотности.
Актуальность мастер-класса «НИКО — индикатор функциональной грамотности» И.В. Якименко переоценить сложно. В ходе работы учителям Волковысского района были представлены подходы к структуре функциональной грамотности, определения компонентов. Работая с заданиями НИКО, педагоги пришли к выводу, что нет необходимости создавать отдельно задания для проверки читательской грамотности, так как для решения 7—8 заданий нужно владеть комплексными знаниями из нескольких предметных областей. Во время практической работы присутствующие попробовали себя в роли составителей заданий для проверки математической грамотности по медиатекстам.
Мастер-класс «Фарміраванне лінгвакультуралагічнай кампетэнцыі, або Як захаваць каштоўнасці культуры» И.Н. Медведской позволил определить уровень сформированности лингвокультурологической компетенции учителей и организовать активное педагогическое взаимодействие с использованием различных заданий, в том числе и для работы с одаренными учащимися.
Ярким, спортивным и методически насыщенным получился мастер-класс «Познавай! Действуй! Побеждай!» Т.В. Гордиевской. Педагоги ознакомились с опытом использования соревновательных методов и приемов на уроке, со способами включения таких приемов в разные этапы урока. Мастер поделилась опытом применения приема «Да — нет» в подготовительной части урока, конструктивно-расчлененного метода при разучивании новых упражнений — в основной, рассказала, как провести рефлексию для определения трудностей при изучении нового материала в заключительной части урока. Во второй части (практической) участники смогли продемонстрировать свои двигательные способности на спортивном празднике «Фестиваль спорта», во время которого было предложено 9 челленджей по навыкам спортивных игр.
Финальным мероприятием семинара-акции стала диалоговая площадка «Одаренные дети: вызов времени», где члены клуба «Хрустальный журавль» и учителя Волковысского района попытались ответить на вопрос, каковы условия эффективного взаимодействия учителя и ученика для достижения высоких результатов.
Светлана ГЕРМАНОВИЧ,
учитель-методист, учитель русского языка и литературы
Романовичской средней школы Могилевского района,
член клуба «Хрустальный журавль»