Словом останавливают солнце, словом разрушают города.
Николай Гумилев.
Как много оно значит, учительское слово! Вдохновляющее, увлекающее, окрыляющее, слово способно повернуть мир ребенка к солнцу. И наоборот, вовремя не сказанное одобрение или оценка за достигнутый результат, непродуманное или вовсе ненужное замечание способны стереть яркие краски и сделать мир ребенка серым.

Когда задаешь вопрос первоклассникам, что больше всего нравится им в школе, ответ, как правило, такой: “Наша учительница”. — “А почему?” — “Она добрая”. Это, пожалуй, то время, когда учитель для первоклассника — главное лицо, которому он безоговорочно верит и доверяет, которому он, первоклассник с горящими глазами, очень хочет понравиться. А мы в ответ обязаны дать ребенку веру в себя, показать ему наш мир во всем многообразии его возможностей.
Все мы родом из детства и хорошо понимаем, что за каждым достижением человека стоит учитель. Справедливость, понимание, отзывчивость, требовательность были и остаются важными личностными и профессиональными качествами нашего педагога. Взрослеющей личности с неокрепшей психикой очень нужна опора взрослого человека, прежде всего родителей. Но, к сожалению, так бывает не в каждой семье. И тогда такой опорой становится педагог. Не для каждого школьника процесс познания является ценностью. И вот здесь учитель как тонкий психолог должен услышать, увидеть, понять, разобраться в причинах, помочь, мотивировать, направить. Но убеждена в том, что не будут у детей гореть глаза на уроке, если он видит, что учитель тяготится своей работой, посматривает на часы и ждет звонка. Уважение вместе с должностью и профессией не дается, его надо заслужить. Ведь в глазах школьника настоящий учитель — и знаток предмета, и творец, и экспериментатор, и инноватор, интересный собеседник и патриот, патриот своей профессии и своего Отечества.
Учителю самому надо постоянно учиться. Константин Ушинский справедливо заметил, что учитель живет до тех пор, пока учится сам. У нашего учительства сегодня имеются широкие возможности для реализации своего потенциала, раскрытия своего таланта. Но чтобы стать настоящим наставником, знаний, умений и возможностей недостаточно. Для этого надо, как абсолютно точно заметил уже Василий Сухомлинский, отдать детям свое сердце. Согласитесь, к этому не каждый человек готов, ведь сердце надо отдавать не своим родным детям, а тем, которые могут дерзить, не выполнять домашнее задание, опаздывать на урок. Но мы же понимаем, что детский нигилизм и детская агрессия — явления преходящие.

Фото Олега ИГНАТОВИЧА используется в качестве иллюстрации
Да, профессия учителя не из легких, но точно из интересных. И правильно говорят, что это не профессия, а призвание. И учение сегодня — это не просто запоминание стихов, формул, правил и алгоритмов, хотя это важно и нужно, но и способность думать, анализировать, критически мыслить, уважать и ценить то, что имеем, и тех, кто отстаивал независимость и создавал нашу страну, кто сегодня стоит на защите ее интересов и бережет наш мир.
Великий Гете утверждал, что учатся у тех, кого любят. Делать работу качественно без любви к своему делу невозможно. Правда, для педагога такой любви мало — надо обязательно любить детей, любить людей вообще и любить свое Отечество. Без этого не состоится ни один учитель.
Задай я вопрос, который прозвучал в начале статьи, старшекласснику, ответ будет, возможно, другим. Но в душе каждого человека и в его памяти обязательно остается учительское слово, которое направляет, воспитывает, вдохновляет, окрыляет, объединяет людей разных поколений. Учительское слово, негромкое, но твердое, простое, но глубокое, в наш век цифровых технологий остается мощным и одновременно тонким инструментом влияния на взрослеющую личность. В этом и состоит неизменная роль педагога — не только учить и воспитывать, но и объединять людей на добрые, важные, значимые для человека и общества дела.
У нас с вами, дорогие коллеги, самая нужная, самая гуманная и самая благородная профессия на Земле! И пусть тот, кто в это не верит, докажет обратное. С праздником, с Днем учителя!





