В чем особенности работы и обучения в маленькой сельской школе, корреспондент «Настаўніцкай газеты» узнала у директора Запольской базовой школы Антона Смирнова.

— Антон Александрович, получив педагогическое образование в Мозыре, вы вернулись работать в родное учреждение образования учителем математики, а через 9 лет стали директором. Расскажите, в чем особенности учебного процесса в небольшой сельской школе?
— Наше учреждение образования посещают дети 2—15 лет. Если в группе дошкольного воспитания насчитывается 8 малышей, то с 1-го по 9-й класс обучается всего 46 учащихся. Самый большой 6-й класс, где занимается 10 человек. А самый маленький — выпускной 9-й, уроки в нем проходят для единственного ученика Сергея Гириловича.
Правда, так было не всегда. С первого по четвертый класс у того же Сергея было четыре одноклассника. Потом люди потихоньку меняли место жительства. Так что в 7-м классе ребят осталось трое, а в прошлом году в 8-й пришел только Сергей. Мы между собой такой индивидуальный подход к обучению одного или нескольких учащихся именуем шутя бесплатным репетиторством.
— А как ребенку учиться без одноклассников? Читала, что в России школьников-одиночек предложили объединить в виртуальном сообществе, где они общались бы, готовились вместе к экзаменам.
— Признаться, минусов в таком обучении не замечал — только плюсы, о чем, кстати, свидетельствует успеваемость Сергея, которую он значительно улучшил. Если раньше средний балл был 6,2, то теперь — 7,1. Он неплохо подтянул математику и иностранный язык, которые раньше давались не очень хорошо. Кстати, ему самому быть единственным учеником нравится, говорит, никто не отвлекает, не мешает.

В малочисленном классе ребенку достается больше внимания учителя как во время объяснения темы, так и при опросе. Нет возможности, спрятавшись за спины сверстников, отсидеться и промолчать, не выучив домашнее задание. Ведь в любом случае учитель проверит — и надо держать ответ. Выходит, ежедневно нужно готовиться к каждому уроку. К тому же в таких классах дисциплина всегда на высоте.
Если проследить, куда на протяжении нескольких лет отправлялись наши выпускники, отмечу, что многие продолжали учебу, поступив в областной лицей. Кто-то пошел учиться в среднюю школу № 3 Рогачева. А вот в прошлом году почти все ребята, а их было 6 человек, направились получать профессию в машиностроительный, индустриально-педагогический, медицинский колледжи.
Пожалуй, к недостатку малых классов можно отнести то, что по законодательству нет возможности организовать проведение факультатива, если наполняемость группы менее 3 учащихся (для учреждений в сельской местности). Поэтому, увы, в классах, где два или один ученик, факультативы не проводятся.
— Ваши школьники активно участвуют в творческих, спортивных, интеллектуальных конкурсах. Поделитесь секретом разностороннего воспитания.
— Когда учителя — люди разносторонне развитые и творческие, дети охотно поддерживают все их предложения и начинания.

Учитель трудового обучения Александр Хлопков в этом году создал для благоустройства пришкольной территории оригинальную композицию из дерева, металла и цветов: пять муравьев-тружеников, стоящих у импровизированной школьной доски с указкой и тележкой в руках, символизируют трудовое воспитание, педагогический и общественно полезный труд. На уроках Александра Николаевича за верстаками мальчишки мастерят поделки из дерева, с которыми участвуют в конкурсах технического творчества, как и он сам.

А когда педагог, увлекшись историей, вместе с детьми отправился на раскопки, в школе появился музейный уголок. Тогда на территории Заполья они нашли останки солдата Великой Отечественной войны и кое-какие его вещи: перочинный ножик, кошелек с деньгами и чудом уцелевший посмертный медальон — капсулу с информацией о бойце на бумажке. Удалось узнать, что 22-летний Ефим Савенок был пулеметчиком 61-й стрелковой дивизии, и отыскать его родственников, которые подарили нам фото для музейной экспозиции.
Кроме того, Александр Хлопков ведет объединение по интересам «Меткий стрелок», а также участвует со своими подопечными в конкурсе «Юный пожарный-спасатель».
Есть у нас два педагога-блогера, учитель истории Виктория Гензальман и учитель химии и биологии Татьяна Разгонова, а также с десяток активистов-тиктокеров из числа учащихся. Педагоги ведут соцсети, для которых вместе с ребятами снимают яркие видео и фото, монтируют креативный и позитивный контент, привлекая внимание к белорусской сельской школе и ее насыщенной жизни. За три года снято несколько десятков роликов. Их рилсы, посвященные школьным будням и праздникам («День учителя», «Веселый субботник», «В ритме БРПО», «Связь поколений, сохраняем историческую память», «Учитель — ученик»), зачастую набирают десятки тысяч просмотров, а наших школьников заслуженно называют в районе звездами TikTok.
Детям этот вид современного творчества очень по душе. Причем в съемочном процессе и генерации идей участвуют мальчишки и девчонки из разных классов. А в мае педагоги с воспитанниками участвовали в конкурсе «Старт» журфака БГУ, где завоевали два диплома I степени в номинации «Фотография».
Марина КУНЯВСКАЯ
Фото Олега ИГНАТОВИЧА








