В рамках очной смены школы олимпиадного движения проходит работа не только с детьми, но и с учителями, рассказал министр образования Андрей Иванец на встрече с участниками в Национальном детском технопарке, сообщает корреспондент «Настаўніцкай газеты».
В четвертой очной смене принимают участие 35 умников и умниц со всей страны — ученики 7—11-х классов. Их отобрали из более чем 8 тыс. человек, прошедших дистанционные этапы. С ребятами занимаются преподаватели БГУ, которые готовят одаренных школьников к заключительному этапу республиканских олимпиад, а также национальные команды к участию в международных интеллектуальных состязаниях. Обучение по каждому из семи предметов — «Математика», «Информатика», «Астрономия», «Физика», «Химия», «Биология», «География» — проходит в группах из 5 человек.
— В этом учебном году совместно с БГУ и Национальным детским технопарком мы впервые реализуем круглогодичную очно-дистанционную олимпиаду, — акцентировал внимание А. Иванец. — Первая цель — это привлечение молодых людей вне зависимости от того, в каком классе они учатся, для участия в олимпиадном движении естественно-научного профиля. Вторая — вовлечение новых педагогов, которые смогут на местах работать с этими одаренными учащимися. Именно поэтому в рамках очной смены проходит работа не только с детьми, но и с учителями. Третья цель — заинтересовать ребят, которые принимают участие в олимпиадах, научно-исследовательской и проектной деятельностью, чтобы они в последующем работали на благо нашей страны.
Говоря о развитии проекта, министр проинформировал, что до конца нынешнего учебного года запланировано проведение еще трех заочных смен:
— А в следующем году планируем внести Главе государства комплексное предложение о проведении круглогодичной подготовки талантливых ребят на базе технопарка. Это позволит совместить подготовку олимпиадников и тех, кто занимается проектной деятельностью, а также вовлечь их в совместную спортивную, культурную, общественную жизнь, что тоже очень важно. Мы объединяем не только интеллектуальную составляющую, но и воспитательную.
Вопрос — ответ
Двухчасовое общение с министром прошло в технодоме НДТ. Возможностью задать вопрос главе образовательного ведомства воспользовались и школьники, и учителя.
Ребят интересовало, планируется ли устраивать международные смены по подготовке олимпиадников, появится ли в открытом доступе банк олимпиадных заданий этапов республиканских и международных олимпиад за последние 10—15 лет, не предвидится ли расширение льгот для олимпиадников при поступлении в УВО. Также министра попросили поделиться личным опытом подготовки к интеллектуальным состязаниям.
Так, юноши и девушки узнали, что введение льготы для тех, кто стал призером последнего этапа республиканской предметной олимпиады в 9—10-х классах, но неудачно выступил в 11-м, не планируется. Прозвучал и ответ на вопрос, не предусмотрено ли участие выпускников очной смены в заключительном этапе республиканской олимпиады.
— Мы не будем давать отдельную траекторию участникам смены. У всех ребят должны быть равные условия, — сказал министр. — Дистанционно-очная олимпиада — не отбор, а тренировочный процесс. Обучение здесь задумывалось как работа на перспективу для способных, мотивированных школьников. Натренируешься — проходи отбор в основном олимпиадном движении. В последующем мы, возможно, введем квоту в 20 % от общего числа учащихся для одиннадцатиклассников.
В ходе общения А. Иванец поделился с одаренной молодежью планами по созданию образовательного хаба мирового уровня и уточнил, что среди прочего там будет предусмотрено изучение фундаментальной географии совместно с физикой, информатикой и математикой.
Педагоги от главы образовательного ведомства узнали, что идет работа над изменением учебных планов по биологии в старших классах. Получили советы по поводу образовательной траектории для детей с ОПФР, оканчивающих 9-е и 11-е классы.
Большой бонус
Диалоговая площадка с министром образования стала одной из приятных встреч в двухнедельной образовательной программе школьников.
— Мы уже побывали на обзорной экскурсии по Минску и в музее истории Великой Отечественной войны. Также в планах поездка на завод «Интеграл», в мемориальный комплекс «Хатынь» и посещение Большого театра Беларуси, — рассказывает одиннадцатиклассник средней школы № 5 Бреста Матвей Мелеш, который с 8-го класса участвует в олимпиадах по химии и трижды проходил обучение в технопарке по направлению «Зеленая химия».
По словам юноши, вся культурно-познавательная программа проходит после обеда, потому что утром они учатся:
— Обучение у химиков ведут четыре тренера. Первым с нами занимался Глеб Боровой, призер прошлогодней Международной олимпиады по химии и студент химфака БГУ, где, кстати, и проходит учеба. Он вел теоретические и практические занятия, рассказывал про участие на международной олимпиаде. Также мы проводили синтезы, титрование, то есть определяли количество вещества в смеси, решали олимпиадные задачи областного, республиканского и международного этапов прошлых лет.
Дарья Жаголкина, ученица 11-го класса средней школы № 21 Могилева, уже в третий раз поедет на заключительный этап Республиканской олимпиады по биологии. Сравнивая методы подготовки в школе и на факультете биологии, девушка с энтузиазмом замечает:
— Побывать в таком месте — это большой бонус. Здесь с преподавателями определенного профиля мы точечно разбираем темы. Акцент сделан на отработке практических навыков. Мы уже три дня самостоятельно работаем с микропрепаратами. Но особенно впечатлили занятия, где довелось препарировать дождевых червей и аскарид. А впереди еще — раки, майские жуки и тараканы. В школе такого не сделаешь.
Еще один участник пилотной смены — учащийся 11-го класса слонимской средней школы № 10 имени В.И. Пеленицына Семен Руденко — астрономией увлекся в 5-м классе благодаря учителю физики и астрономии Виктору Лихолапу. В 6-м школьник стал участником олимпиад, и вот уже второй раз будет соревноваться на заключительном этапе республиканской олимпиады. Помимо олимпиадного движения юноша увлекается и проектной деятельностью. Он побывал на четырех образовательных сменах в технопарке. Вместе с Семеном приехал еще один ученик этой школы — семиклассник Евгений Дейко. Он самый младший на смене и, кстати, уже успел поучаствовать на областном этапе олимпиады по астрономии, которую изучают только в 11-м классе.
— В течение очной смены у школьников есть возможность поработать в лабораториях БГУ, ознакомиться с процессом обучения студентов, побывать на экскурсии по факультету. Элемент профориентации полезен тем, кто в этом году определяется с выбором дальнейшей образовательной траектории, — убеждена начальник отдела по сопровождению работы с одаренными учащимися Академии образования Юлия Пашкевич.
Учителям на заметку
Вместе с одаренными ребятами недельное обучение проходят также 18 школьных педагогов.
— С каждой области были отобраны три учителя по разным предметам, — уточнил А. Иванец. — Они проходят подготовку, работая вместе с ребятами и посещая учебно-тренировочные занятия. Если сегодня привлечь наибольшее количество одаренных учителей, которые будут готовить звездочек международного уровня, то впоследствии можно выстроить эту работу системно во всех уголках нашей страны. При отборе ставку делали на тех педагогов, кто только вступает в олимпиадное движение, кто мотивирован для занятий с одаренной молодежью, но еще нуждается в научно-методическом сопровождении. С ними также работают самые лучшие ученые-практики БГУ, тренеры, которые готовят национальные команды школьников на международные предметные олимпиады.
В рамках практических занятий учителя могут не только наблюдать за процессом работы школьников с преподавателями БГУ, но и проконсультироваться, получить рекомендации педагогов высшей школы. Также для наставников предусмотрена программа обучения в Академии образования, где они посещают различные практические занятия, психологические тренинги.
Учитель географии столичной гимназии № 39 Филипп Шидловский подготовкой одаренных ребят к олимпиадам стал заниматься в начале своей педагогической деятельности и успешно с этим справляется уже 6 лет. Среди его учеников обладатели дипломов I и II степени заключительного этапа Республиканской олимпиады по географии. Также он входит в тренерский состав команды олимпиадников Минска.
— Занятия с ребятами на факультете географии и геоинформатики БГУ предусматривают решение практических, лабораторных работ, которые выполняют студенты 1—3-х курсов. Иначе рассчитывать на победу на уровне республики не приходится, — уверен педагог. — Школьному учителю, который должен предмет доносить всем детям, а потому начинает мыслить проще и уходит от научной терминологии, в работе с олимпиадниками нужно уметь возвращаться к научному стилю изложения, как это делают преподаватели БГУ.
Рассказывая про обучение в Академии образования, собеседник отметил:
— У нас были занятия, посвященные психологическому сопровождению высокомотивированных учащихся, где разбирали, как лучше наладить контакт с детьми, создать комфортные психологические условия, успокоить в стрессовой ситуации. Нам демонстрировали определенные техники, учили правильно формулировать вопросы. Также мы разбирали, как лучше выстраивать научно-исследовательскую и проектную деятельность, правильно писать научные работы, проводить исследования, опыты.
Марина КУНЯВСКАЯ
Фото Олега ИГНАТОВИЧА и автора