В средней школе № 4 Барановичей реализуется проект «Береги себя для жизни»

- 16:42Образование

Проект «Береги себя для жизни» состоит из двух модулей. Первый включает комплекс разных упражнений по актуальным в том или ином возрасте темам, а второй — совместное активное времяпрепровождение в субботние дни: спортивные мероприятия, походы выходного дня, экскурсии, конкурсы. Изюминка в том, что занятия по здоровому образу жизни со школьниками проводят не педагоги, а дети, сообщает корреспондент «Настаўніцкай газеты».

О необходимости здорового образа жизни с детьми важно и нужно разговаривать в любом возрасте. Также необходимо затрагивать темы профилактики вредных привычек и употребления психоактивных веществ, говорить об отношениях между мальчиками и девочками, умении справляться с эмоциями — всем том, что волнует детей, — убеждена педагог-организатор средней школы № 4 Барановичей Ольга Бацкалевич. — И, как известно, с большим доверием эти злободневные вопросы школьники обсуждают с ровесниками, которым им легче раскрыться, а потому эффективность профилактической и воспитательной работы по принципу «равный обучает равного» куда выше.

Чтобы вести беседы на подобные темы, подросткам-спикерам нужна специальная подготовка, ее они получают на тренинговых занятиях в течение 2—3 месяцев. Детально проработав предложенные педагогом-организатором темы, а их около десятка, волонтеры идут в другие классы, встречаются с детьми из близлежащих учреждений образования.

В начале любого тренинга проводятся упражнения на знакомство, установление дружеской доверительной атмосферы и позитивного настроения, так как школьники-волонтеры, впоследствии приходя в новую незнакомую аудиторию, должны будут также создать комфортную для общения обстановку, — объясняет педагог. — Сидя в кругу, чтобы видеть друг друга и общаться без препятствий, участники встречи представляются и произносят фразу: «У меня сегодня хорошее настроение, потому что…», затем выполняют упражнение «Встреча», в ходе которого не только знакомятся поближе друг с другом, но и развивают коммуникабельность, умение распланировать время и договориться с собеседником, навыки активного слушания. Затем концентрируем внимание на проблематике встречи. Если это, например, профилактика употребления ПАВ и вредных привычек, то начинаем обсуждение здорового образа жизни, которое также проходит в формате увлекательных упражнений, игр или интересных заданий.

Упражнение «Встреча»

Участникам выдаются карточки с циферблатом часов. В ходе короткого общения каждый ребенок назначает на определенное время встречу с каждым участником, делая пометки на циферблате. Затем, в зависимости от времени встречи, дети собираются парами и выполняют определенные задания спикера: в течение двух минут узнать имя, место учебы и увлечения; какой любимый предмет в школе и любимое блюдо; кто кем себя видит в будущем, какие книги читает и т.д. Затем все вслух рассказывают, что узнали о своих собеседниках.

Отталкиваясь от перечня вредных привычек, которые неприемлемы для любителей здорового образа жизни, обсуждается, что такое ПАВ и что к ним относится (спиртное, сигареты, курительные смеси и психотропные вещества). Далее разбирается, что такое физическая и психологическая зависимости, как они формируются и каковы последствия.

После участники встречи делают упражнение «Логическая цепочка» на развитие логики, которое начинается с «почему». Причем каждый последующий вопрос, формулируемый спикером, зависит от полученного ответа. В ходе упражнения ребята учатся рассуждать, делать логические умозаключения. Так, в ходе активного обучения, осмысления различных важных тем дети приобретают важный опыт и полезные знания, смоделированные посредством игр.

Марина КУНЯВСКАЯ
Фото предоставлены СШ № 4 Барановичей