В царстве фразеологии

- 7:42Адукацыйная прастора, Навіны рэгіёнаў

Огромные возможности для умственного, речевого и эмоционального развития учащихся таит работа с фразеологизмами. Наличие устойчивых выражений в активном словаре не только делает речь более яркой, точной, образной, эмоциональной и выразительной, но и развивает абстрактное мышление.

В новых учебно-методических комплексах по русскому языку увеличилось количество упражнений с фразеологизмами, существенно расширился список изучаемых фразеологических единиц. Однако практика показывает противоречие между потенциальными возможностями фразеологизмов и их использованием на уроках. Поэтому учителю приходится быть в постоянном поиске: находить время и место для изучения с учащимися устойчивых выражений. Одной из моих находок в этом направлении стало использование фразеологизмов как лексического материала для упражнений при изучении орфографии и грамматики русского языка. 

Упражнения с фразеологизмами составлены на специально скомпонованном фразеологическом материале и направлены на повторение и закрепление изученных тем с параллельным развитием речемыслительной деятельности. Целенаправленное и систематическое использование таких упражнений позволяет учащимся ненавязчиво усваивать грамматический материал, развивает мышление, повышает культуру речи. 

Абстрактный характер фразеологических оборотов требует активизации мышления младших школьников, влияет на становление гибкости мышления. Однако упражнения с устойчивыми выражениями, как правило, направлены на объяснение значений фразеологизмов, установление синонимичных и антонимичных пар, формирование умения отличать фразеологические конструкции от простых сочетаний слов. Между тем существуют большие возможности включения фразеологических оборотов в различные виды работы на занятиях. Так, богатейшие возможности фразеологизмов проявляются при изучении грамматических тем, обогащая речь детей образными средствами, неся воспитательный потенциал, содействуя закреплению, расширению и углублению изучаемого материала. 

При составлении упражнений учитываю доступность фразеологизмов для понимания, соответствие их фонетических и стилистических особенностей грамматическому материалу, соотнесение фразеологического материала с темой урока, постепенное увеличение количества фразеологизмов в упражнениях (во 2 классе — 3—5, в 3 классе — 5—7, в 4 классе — до 10). Помимо этого, устойчивые обороты должны прививать этические нормы, формировать мировоззрение и культуру общения, а также использоваться систематично для большей эффективности. 

Поскольку целесообразнее использовать упражнения с фразеологизмами при закреплении знаний, ввожу вышеуказанные приемы во 2 классе при изучении темы “Слог. Перенос слов”. Опыт показывает, что поначалу термин “фразеологизм” лучше заменить на “крылатые выражения”. А с “серьез­ным” термином уместнее ознакомить в 3 классе. 

Предлагаю прочитать словосочетания, выписать крылатые выражения, подчеркнуть слова, которые нельзя разделить для переноса (длинный язык, сесть за стол, кот наплакал, очень мало, сесть в калошу, длинный хвост), а потом объяснить выражение “кот наплакал”.

Упражнения с фразеологизмами имеют определенную структуру, которая включает основное задание, исходный языковой материал и ряд дополнительных заданий. Основное задание связано с изучаемой темой и направлено на ее закрепление на новом фразеологическом материале. Дополнительные задания направлены на совершенствование ранее изученного языкового материала по различным разделам русского языка. Количество дополнительных заданий от класса к классу увеличивается: во 2 классе — 1—2, в 4 классе — до 4. Общим для основного и дополнительного заданий является формулировка, обеспечивающая поисковый характер их выполнения и активизирующая речемыслительную деятельность. 

В 3 классе предлагаю прочитать словосочетания, записать их, вставив пропущенные буквы, раскрыть смысл крылатых выражений (з..л..тые руки, прикусить ..зык, светлая г..л..ва, как кошка с с..бакой, ст..ять г..рой, н..сить на руках, ябл..ку негде упасть, в..л..чить ноги, два с..п..га пара, г..ра с плеч, бр..саться в гл..за, ск..р..тать время), найти слова, где количество звуков и букв не совпадает. 

В 4 классе при изучении темы “Неопределенная форма глагола” предлагаю прочитать фразеологизмы, записать их, вставив пропущенные буквы, и раскрыв скобки, объяснить их значение, найти и подчеркнуть глаголы в неопределенной форме: (не) верить св..им гл..зам, руки (не) д..ходят, (не) вешать нос, в..дой (не) разол..ешь, (не) выходит из г..л..вы, (не) ударить л..цом в грязь, (не) сх..дить с ..зыка.

Если во 2 классе работаю над упражнениями с фразеологизмами фронтально, то начиная с 3 класса готовлю карточки для индивидуальной работы. Так, в 4 классе при изучении темы “Склонение имен существительных” предлагаю успевающим учащимся вставить в крылатых выражениях нужную форму слова “вода”, выделить окончания, определить падеж слова, соединить фразеологизмы и раскрыть их значение:

тише ____, ниже травы        заниматься бесполезным делом

как рыба в ____                    равнодушный

как с гуся ____                      очень дружные

носить ____ в решете          похожи друг на друга

____ не разольешь              профессионал

как две капли ____              скромный, незаметный

Упражнения с фразеологизмами можно использовать при изучении большинства тем по русскому языку во 2—4 классах. Сначала называю их лексическими минутками “Когда мы так говорим?”, потом — “Пять минут в царстве Фразеологии”. Так, при закреплении правописания безударных гласных языковым материалом могут служить следующие фразеологизмы: л..мать г..л..ву, з..л..тые руки, путаться под н..гами, бр..саться в гл..за, вол..сы дыбом встали, вых..дить из себя, г..ра с плеч, г..л..ва кругом идет, вверх н..гами, зав..рить кашу, засучив рук..ва, вертится в г..л..ве, т..нуть к..та за хвост, пот..рять почву под н..гами, в гл..за г..в..рить, как с гуся в..да, ст..ять г..рой, светлая г..л..ва, закрывать гл..за, мое дело ст..р..на, сулить з..л..тые горы, гл..за
разб..гаются, см..треть правде в гл..за, тише в..ды, ниже тр..вы, св..дить к..нцы с к..нцами, н..сить на руках.

Учащиеся знакомятся с фразеологизмами практическим путем во время работы над упражнениями. Наиболее эффективные и часто используемые виды заданий, направленные на изучение фразеологизмов: замените фразеологизмы одним словом; подумайте, какие из сочетаний являются крылатыми, и выпишите их; найдите фразеологизмы, близкие или противоположные по значению; спишите устойчивые сочетания, вставляя нужные слова (игры “Фразеологический зверинец”, “Одинаковое слово”); найдите фразеологизмы, в которых заменили одно слово, и напишите их правильно (игра “Мастерская “Золотые руки”, “Исправь ошибку”); прочитайте и найдите фразеологизмы со значением “мало”, “быстро” и др.; прочитайте, найдите в словах для справок подходящие по значению крылатые выражения и дополните ими ряд фразеологизмов (игра “Сыщики”); подберите к данным глаголам устойчивые выражения (игровое упражнение “Глаголы наши — фразеологизмы ваши”); распределите фразеологизмы по группам (игра “Три колонки”) с определенным словом (рука, нога, нос, уши и др.) или определенным значением (“много”, “близко”, “мешать”, “бездельничать” и др.). 

Практика показывает, что для повышения эффективности упражнений на основе фразеологического материала необходимо соблюдать ряд условий: систематически использовать упражнения с фразеологизмами на уроках при изучении большинства тем; выполнять в полном объеме основные и дополнительные задания.

Ценность таких упражнений в том, что учащиеся овладевают языковым материалом в процессе активной речемыслительной деятельности, комплексного интеллектуального развития. Использование устойчивых выражений оживляет объяснение учебного материала и привлекает внимание школьников. Умелое применение фразеологизмов помогает не только пробуждать познавательный интерес учащихся, но и служит эффективным средством запоминания особо трудного материала. 

Ольга ПЕШКО, 
учитель начальных классов средней школы № 14 Пинска.