Внеклассное мероприятие ко Дню матери

- 14:18Портфолио

«Пусть всегда будет мама!»

Цели:

  • способствовать формированию навыков самовыражения;
  • прививать учащимся уважение к письмам как проявлению эпистолярного творчества;
  • воспитывать чувство сопричастности с семьей;
  • воспитывать любовь и уважение к матери.

Оборудование:

  1. фонограммы с записями песен «Пусть всегда будет солнце», «Родительский дом», музыка Е.Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»;
  2. мультимедийный экран;
  3. фрагменты из д/ф «Детский дом — моя семья»;
  4. фотографии мам учащихся;
  5. рисунки учащихся.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

Учитель. Посмотрите, ребята, на экран. На нем вы видите слова, которые с полным правом можно назвать святыми. Давайте прочитаем их все вместе.

Родина, мир, вера, честь, долг, семья, мать.

Учащиеся хором читают.

Учитель. Семья — это семь «Я»: бабушка, дедушка, мама, папа, брат, сестра и я.

Я вижу: и я, и родные мои —

Единые дети огромной семьи,

И небо над нашей семьей — неохватно!

И солнце над нашей Землей — незакатно!

Всех нас объединяет любовь друг к другу, к отчему дому.

Звучит песня «Родительский дом».

Учитель. С родительского дома начинается жизнь человека. А эту жизнь дает самый прекрасный на земле человек, имя которому — Мама! Какая она наша мама? (Добрая, умная, красивая, нежная, ласковая, заботливая, любящая.)

Учитель.

Кто на детей своих снова и снова

Смотрит с надеждой, ждет хоть бы слова?

Ты, моя мать!

Кто ты, что молча стоишь среди тьмы,

Плачешь, обиженная детьми?

Ты, моя мать!

Кто их растила, поила, кормила?

Кто, позабытая, их не забыла?

Ты, моя мать!

  1. Введение в тему урока

Учитель. Когда мама рядом, не всегда находятся слова, чтобы выразить ей свою любовь и нежность. Но наступают такие моменты, когда этого любимого человека рядом не оказывается, а тебе больно или страшно, одиноко и тоскливо. И тогда ты кладешь перед собой чистый лист бумаги, берешь ручку и пишешь… Пишешь письмо ей, единственной и дорогой. Письмо своей маме. Так было в страшные годы Великой Отечественной войны.

Ученик.

«Еще один день

Даст жизнь или смерть,

Еще один час

Потерь и побед.

Своею рукой

Пишу я домой:

Как ты там, мать?

И я вот живой.

Себя береги и сердце свое,

А я не погибну –

Я нужен еще.

Еще за друзей,

Еще за отца,

За землю свою

Не жалко свинца.

Тебе я клянусь:

Сквозь сотни потерь

К тебе, мать, вернусь,

Ты жди меня, верь».

Учитель. Писали нежные, заботливые письма своим мамам сыновья и с Афганской войны.

Ученица. «Милая, милая моя мамка, здравствуй! Пишу тебе письмо рано утром. Здесь, в горах, так красиво, воздух чистый, тишина. Обо мне не волнуйся, у нас спокойно, служба нетрудная, командиры хорошие. Ты спрашивала, с кем я служу? Ребята все мировые, живем дружно, друг друга выручаем… А по ночам мне снятся красивые сны, и в них обязательно ты, мамочка. Гладишь меня по голове, ласково обнимаешь. И мне так спокойно становится, так хорошо. Не переживай за меня, мамка.

Знаешь, ведь никто на свете

Не любил тебя, как я.

Для меня нет на планете

Никого главней тебя.

Целую крепко. Твой сын — солдат Виктор Прохоров».

  • Практическая часть

Учитель. Эти письма станут предисловием к нашей книге, которую мы составим из ваших писем, написанных мамам. Книга будет называться «Пусть всегда будет мама».

Вы выбрали редакционную группу. Их задача — написать послесловие для книги. Это будет письмо ко всем мамам планеты Земля.

Есть художники-оформители. Они нарисовали рисунки для нашей книги. Одна группа ребят подготовит материал к I главе под названием «Тебе бы гимны посвящать и честь при встрече отдавать. Ты на земле главнее главных, мама!»

Вторая группа — ко II главе с заголовком «Ведь так не должно быть на свете, чтоб были без мам чьи-то дети».

Дети пишут письма мамам. Потом отбирают самые интересные, на их взгляд, чтобы включить в книгу.

Учитель. Итак, материал для I главы нашей книги.

На экран проецируются фотографии, которые принесли учащиеся. На них мамы, дети с мамами дома, на отдыхе, на школьных мероприятиях. Учащиеся читают свои письма мамам.

Учитель. Конечно, это великое счастье, если рядом мама. Но, к сожалению, не все дети получают тепло и ласку от своих мам. В детских домах живут ребятишки, которые только мечтают об этом.

Просмотр кадров из документальных фильмов о жизни детей в детском доме.

Учитель. Во II главе нашей книги мы поместим ваши письма к мамам, которые оставили своих детей.

Дети пишут письма к мамам, которые оставили своих детей. Потом отбирают самые интересные, на их взгляд, чтобы включить в книгу.

Учитель. Итак, материал для II главы нашей книги.

Просмотр отрывка из мультфильма про мамонтенка с «Песенкой о маме».

Учащиеся читают свои письма к мамам, которые оставили своих детей.

Учитель. А теперь послушаем нашу редакционную группу. Они написали для книги послесловие. Это открытое письмо ко всем мамам Земли.

Ученик-редактор читает послесловие к книге.

Звучит песня «Пусть всегда будет солнце». Редакционная группа на магнитной доске оформляет вместе с учениками-художниками книгу «Пусть всегда будет мама».

  1. Заключительное слово учителя

Учитель. Нет ничего священнее и бескорыстнее любви матери. Все остальное меркнет и теряется по сравнению с ней. Берегите маму, жалейте ее, доставляйте ей радость, и тогда ее ласка, забота и любовь будут сопровождать вас по жизни долго-долго. И где бы вы ни были, куда бы судьба вас ни забросила, звоните своей маме, а если что-то не можете сказать вслух, то берите бумагу и ручку и пишите письмо ей, родной и любимой. Она его обязательно получит, и не будет в мире счастливее человека, чем ваша мама.

Звучит вальс Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь». Проецируются фотографии мам учащихся.

Лариса ХОМБАК,
учитель русского языка и литературы
Вертелишковской средней школы Гродненского района.