Каждый любящий и заботливый родитель хочет видеть ребенка счастливым, здоровым, подарить ему беззаботное детство, наполненное радостью и яркими впечатлениями, желает уберечь от непредвиденных жизненных ситуаций, от окружающих опасностей. В современном мире мы можем наблюдать некоторую трансформацию опасностей, приобретающих все новые и новые формы, и задача любящего родителя в первую очередь сформировать правильные взгляды ребенка на существующий мир и его безопасность.
В целом понятие безопасности достаточно обширное и формирование навыков безопасного поведения необходимо начинать с раннего возраста. В данном случае хотелось бы сослаться на одну философскую теорию, согласно которой человек рождается с сознанием как чистый лист и только через познание окружающего мира, через опыт на этом листе появляются отпечатки, то есть знания. А знания ребенок получает в первую очередь от самых близких — родителей, в процессе общения и взаимодействия.
Чтобы обезопасить ребенка в будущем, необходимо выработать у него привычки безопасного поведения, условные рефлексы, которые помогут ему избежать опасных ситуаций и научат правильному поведению, а также сформируют психологическую готовность к преодолению опасных ситуаций. При этом родитель может учить чему угодно, но, если сам не будет соблюдать определенные правила, ребенок их не усвоит. Так, если мама с папой постоянно говорят, что переходить улицу нужно по “зебре”, а сами позволяют вместе с ребенком перейти улицу в неположенном месте, то навык безопасного поведения, вероятнее всего, не усвоится. Поэтому не важно, сколько мы будем говорить ребенку “Делай так…”, “Не делай этого…”, эффективным и действенным будет показательный пример, взаимодействие, то есть то, что усваивается на уровне подсознания.
Для обучения безопасному поведению необходимо учитывать возраст ребенка, его интеллектуальную, эмоциональную и социальную зрелость. Правила безопасности с маленькими детьми нужно не только проговаривать, объясняя, как надо себя вести, что можно делать, что нельзя, но и вводить их в практику. Необходимо учитывать: чем младше дети, тем важнее, чтобы алгоритм действий был более четким. Кроме того, навыки лучше усваиваются, когда дети имеют возможность применять их в реальной жизни. Когда действия станут привычными, дети смогут автоматически реагировать на определенные ситуации. Когда у ребенка будут отработаны навыки, это повысит его уверенность, поможет преодолеть страх, неопределенность, он будет готов к правильному реагированию в ситуации опасности.
В настоящее время особое внимание следует уделить обучению детей навыкам безопасного поведения с незнакомыми людьми, в том числе и в сети Интернет.
Не так давно прочла об эксперименте, проведенном корреспондентом одного из республиканских СМИ при участии начальника инспекции по делам несовершеннолетних одного из районов города Минска. Суть эксперимента заключалась в проверке, готовы ли оставленные без присмотра дети в возрасте до десяти лет уйти с незнакомкой.
Многие дети представляют себе злоумышленника мрачным, в черном одеянии, внешне непривлекательным. Но мы, взрослые, понимаем, что опасность может исходить от вполне внешне благополучных и привлекательных людей независимо от пола и возраста, которые обладают определенными навыками манипуляций, способны войти в доверие. Корреспондент, участвовавшая в эксперименте, была в образе обычного человека, внешне не вызывала никаких подозрений. Она “заблудилась” и обращалась к детям с просьбой о помощи: показать дорогу на почту, остановку, банк и другие примечательные места. По итогу кто-то из детей вступал в разговор с незнакомкой, кто-то называл свое имя, возраст, место учебы, поддавался на уговоры проводить до определенного места. Кто-то из детей был более бдительным: звонил родителям либо давал отказ.
Безусловно, излишнюю доверчивость детей можно списать на располагающую наружность корреспондента. Эксперимент оказался довольно полезным, потому что наглядно продемонстрировал, как дети реагируют на незнакомых людей, под каким предлогом уходят с площадок и почему не зовут на помощь. Результаты показали, что правила безопасного поведения не все дети усвоили одинаково хорошо. Хотя в целом результаты порадовали: из 10 детей лишь двое согласились уйти со двора с незнакомым человеком.
Конечно, не хотелось, чтобы у ребенка сложилось впечатление, что мир вокруг — это страшное и опасное место, однако следует пояснять, что опасности существуют, обучать правилам поведения в различных ситуациях. При всем этом следует учитывать особенности детской психики, повышенную впечатлительность. Не следует запугивать детей страшными последствиями, это может травмировать ребенка, привести к тревожности, страхам, стрессовым состояниям. Правила безопасности в данном контексте можно обсуждать, например, читая сказку “Снежная королева”, обращая внимание ребенка на то, как Герда попала в сад старушки, которая умела колдовать: заговорила с ней, вошла в ее дом, и старушка сделала так, что девочка все забыла и осталась у нее. То есть добрая старушка оказалась не такой уж и доброй!
Для самых маленьких подойдут игры с куклами (кукла потерялась, куклу хочет увезти чужой человек на машине и т.д.).
С детьми постарше можно беседовать и анализировать ситуации, как правильно вести себя в опасной ситуации, используя вопрос: “А как ты поступишь, если…”. Также обучать детей правилам безопасности можно посредством просмотра мультфильмов, фильмов, социальных роликов, обычной беседы и др.
Красочное описание взрослыми страшных историй может психологически травмировать ребенка, а это приведет к тому, что в трудной ситуации его парализует страх, ребенок станет уязвимым и будет не в состоянии что-либо предпринять самостоятельно. Цель безопасного воспитания, во-первых, внушить ребенку уверенность в своих возможностях, в том, что строгое соблюдение правил поведения поможет ему избежать опасных ситуаций, а во-вторых, развить такое качество, как готовность доверять интуиции и слушать внутренний голос.
Важно внушить мысль о том, что незнакомые люди не должны вести с ним длительных бесед, когда рядом нет родителей, и не имеют права дотрагиваться до него. Максимум, что допускается, — это улыбка, краткое приветствие, ободряющий жест. Всё, что выходит за рамки этого краткого общения, должно заставить ребенка насторожиться. Научите ребенка говорить “нет” постороннему взрослому, не стесняясь и не боясь этого. Находясь со взрослыми или старшими по возрасту детьми, включая родственников и знакомых, ребенок не должен делать то, что ему не нравится.
Существует еще одно правило, которое ребенок должен знать и неукоснительно ему следовать: родитель или другое доверенное лицо (бабушка, дедушка, тетя и другие) всегда должны знать, где он находится в любой момент времени.
Конечно, от всего на свете уберечь ребенка невозможно, но обучение навыкам безопасного поведения сформирует у него основную базу знаний и определенные паттерны поведения. Главное — повторять необходимые правила, включая их в практические действия, продумывать и проговаривать различные ситуации, не оставлять ребенка в потенциально опасных ситуациях. И не забывайте про собственный пример, проявление любви и заботы к ребенку. Именно это основной способ укрепить чувство безопасности.
Юлия МАХРОВА,
педагог-психолог
ГУО “Социально-педагогический центр г.Сенно”
Фото с сайта pixabay.com носит иллюстративный характер