Выхоўваць гуляючы

“Тэатральная студыя”, “Супермаркет”, “Бальніца”, “Піцэрыя “Вітамінка”, “Вуліцы нашага горада”, “Студыя прыгажосці”, “Аўтасэрвіс” — у гэтыя гульні выхаванцы ясляў-сада № 3 Ашмян не проста бавіліся, яны былі ўдзельнікамі агляду-прэзентацыі сюжэтна-ролевых гульняў, які прайшоў пад назвай “Мы гуляем”.

Праводзілася мерапрыемства для таго, каб актывізаваць творчую дзейнасць педагогаў па афармленні і змесце матэрыялаў для сюжэтна-ролевых гульняў, развіцці іх ініцыятывы, заахвочванні бацькоў да правядзення мерапрыемстваў.

— У мінулым годзе ў рамках гадавой задачы па фарміраванні творчых здольнасцей дашкольнікаў у працэсе тэатралізаванай дзейнасці ва ўсіх узроставых групах быў праведзены агляд-конкурс “Лепшы тэатральны цэнтр”, — расказвае загадчык ясляў-сада № 3 Таццяна Бізукойць. — Натхніўшыся поспехам праведзенага конкурсу, педагогі прапанавалі правесці чарговы агляд-конкурс па папаўненні прадметна-развіццёвага асяроддзя і стварэнні ўмоў для развіцця творчых здольнасцей выхаванцаў. Так зарадзілася ідэя агляду-прэзентацыі сюжэтна-ролевых гульняў “Мы гуляем”. Абавязковай умовай было стварэнне педагогам новай для групы разгорнутай сюжэтна-ролевай гульні з забеспячэннем кожнага выхаванца роляй і атрыбутамі.

І кожнае дзіця стала ўдзельнікам. Кожны меў сваю ролю, адпаведны касцюм, атрыбутыку. А папярэднічала гэтаму вялікая работа з выхаванцамі і іх бацькамі. Разам з выхавальнікамі дзеці пабывалі на экскурсіях — як рэальных (па родным горадзе), так і віртуальных (напрыклад, у тэатры з дапамогай камп’ютара, сваімі рукамі выраблялі атрыбуты для гульняў, майстравалі тэматычныя альбомы, малявалі картасхемы, чыталі вершы і апавяданні па тэме гульні, развучвалі ролі. Бацькі прымалі актыўны ўдзел у падрыхтоўцы: шылі касцюмы, выраблялі атрыбуты.

Як адзначыла Т.А.Бізукойць, вылучыліся гульні “Тэатральная студыя” (выхавальнік Людміла Еўдакімава), “Супермаркет” (Тамара Ляшчэвіч), “Бальніца” (Ніна Бабраўніцкая). Цікавымі ідэямі падзяліліся з калегамі Наталля Трэпет, Надзея Заянкоўская, Ганна Адамовіч.

Лепшыя напрацоўкі педагогаў ясляў-сада № 3 будуць прадстаўлены на раённым метадычным аб’яднанні, майстар-класах для маладых спецыялістаў устаноў дашкольнай адукацыі Ашмянскага раёна. “Тэатральную студыю” Людміла Алегаўна Еўдакімава прадставіць у раённым конкурсе на лепшую арганізацыю развіццёвага прадметна-прасторавага асяроддзя ў групе ўстановы дашкольнай адукацыі ў намінацыі “Лепшы групавы пакой гарадской установы дашкольнай адукацыі”.

Надзея ВАШКЕЛЕВІЧ.

Игра  Страницы спортивных затей

Автор руководитель физического воспитания яслей-сада № 3 Ошмян О.Р.Дятлович

Дидактическая игра “Страницы спортивных затей” не составляет альтернативы традиционным, она органически сочетается с обычными формами работы. Данная игра создана при помощи программ MS OfficeWord, MS PowerPoint, MS Publisher и распечатана  на пластиковых и магнитных листах формата А3.

Эту игру можно отчасти назвать лэпбуком.  Лэпбук — новейший способ организации учебной деятельности с дошкольниками и младшими школьниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка.

Пособие  выполнено в  едином стиле: яркое, красочное, доступно для восприятия каждого ребенка. Путешествовать по страницам книги ребенок будет вместе со знакомыми ему персонажами — безобидным котом Леопольдом и с шустрыми изобретательными мышами Митей и Мотей. На каждой странице пособия задания и игры для детей приготовили персонажи из мультфильмов Винни Пух, Микки Маус, Смешарик, Заяц из мультфильма “Ну, погоди!”, кот Федор из “Простоквашино”.

Так как ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая, разработанное нами пособие представляет собой сложное педагогическое явление: оно является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей.

Это уникальный продукт, который включает в себя:

— дидактические игры, используемые в пособии, соответствуют возрасту и способностям  дошкольников старших групп. Вместе с педагогом и друзьями воспитанник может придумать свой вариант игры;

— через игровые упражнения дети продолжают знакомиться с многообразием движений. При выполнении упражнения со спортивным инвентарем у воспитанников развивается двигательное творчество, о котором пишет кандидат педагогических наук В.Н.Шебеко. Особенностью предложенных игровых упражнений является вариативность заданий;

— все дети так или иначе — непоседы. Именно поэтому особое место в данном пособии отведено комплексам утренней гимнастики. Выполняя комплексы утренней гимнастики, воспитанники имеют возможность вспомнить очередность выполнения упражнений, заучить стихи к каждому из них и выполнить гимнастику вместе с семьей в выходные дни;

— одним из неизменных спутников счастливого детства являются загадки. Из-за невероятно быстрого ритма жизни не все родители должным образом уделяют им внимание. Благодаря загадкам ребенок учится думать и анализировать всё, что он слышит, видит и говорит. Это в свою очередь оказывает позитивное воздействие не только на речь, но и помогает заметно увеличить словарный запас. Не исключено, что на определенном этапе работы с пособием воспитанник захочет придумать загадку сам, что очень полезно для развития фантазии, воображения и мышления;

— на странице “Сидите правильно. Ходите правильно. Стойте правильно”  представлена информация о правильной осанке и профилактике плоскостопия;

— одним из  вспомогательных средств развития мышления и речи являются обыкновенные считалки для детей. Считалки, выученные при работе с пособием, ребенок может использовать как в игровой деятельности со сверстниками, так и на занятиях по физической культуре.

Физкультминутки — это один из обязательных, продуманных элементов в непосредственной образовательной деятельности. Физкультминутка необходима и важна,  это “минутка” активного и здорового отдыха, это весело, интересно и полезно. Физкультминутки подобраны таким образом, чтобы ребенок смог быстро запомнить  ее содержание и научить друзей.

Гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения. Предложенные комплексы сопровождаются стихотворным текстом.

Для дошкольников держать в руках карандаш или кисточку — большой труд. Они очень крепко сжимают пальчики, считая, чем крепче они  их держат, тем красивее у них получится рисунок, цифры или буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Лучшим отдыхом в такой ситуации является пальчиковая гимнастика.

Используемые в пособии подвижные игры знакомы детям: они играют в них на физкультурных занятиях, прогулке. Важным аспектом здесь является вызывание у ребенка желание к самостоятельному проведению игры с обязательным соблюдением правил.

На странице “Читайка” собраны сказки и истории, которые открывают перед детьми удивительный мир спорта. Перед юным читателем раскроются все секреты спортивного инвентаря, польза физкультуры и спорта. Вместе с педагогом, родителями воспитанники могут принимать участие в создании спортивных сказок.

В видеогалерее собраны мультфильмы о спорте. Они обладают всеми необходимыми развивающими, мотивирующими и поучительными приемами, чтобы побудить в ребенке интерес к физкультуре.

Таким образом, основное назначение предлагаемых в пособии заданий — усиление образовательной направленности в обучении детей движениям, закрепление знаний, полученных на занятиях по физической культуре, формирование у детей устойчивого интереса к физкультуре и спорту, развитие психических процессов

При этом следует помнить, что эффективность использования дидактического пособия зависит от знания методики, опыта педагога, возможностей самих воспитанников.

Апробация пособия среди воспитанников яслей-сада № 3 Ошмян выявила ряд достоинств его применения:

– яркий иллюстрированный материал вызывает устойчивый интерес детей и желание в игровой форме повысить знания по физической культуре;

– подбор дидактических игр и игровых упражнений соответствует возрастным особенностям детей;

– использование данного пособия помогает педагогу разнообразить нерегламентированную деятельность.