Занятие «лабаратории исследований» по теме «Анализ объектов ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО наследия»

Цель: получение практических навыков исследования  памятников историко-культурного наследия Дятловщины.

Введение в тему:

Добрый день, сегодня я предлагаю вам принять участие в занятии «Анализ объектов историко-культурного наследия». Каждый из вас уже участвовал в предметных исследовательских чтениях, где испытывал свои возможности в публичных выступлениях. Сегодня для вас, будущих участников исследовательских проектов и конференций, важно обучиться  процессу исследования. Наша цель — получить практические навыки исследования  памятников историко-культурного наследия Дятловщины.

1 этап: теоретический блок.

Сформулируйте понятия: культура, история, историко-культурное наследие.

Историко-культурное наследие — это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом и имеющие значение для сохранения и развития самобытности народа, его вклада в мировую цивилизацию.

 К объектам  историко-культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства.

В зависимости от своего состава объекты культурного наследия могут быть комплексные и единичные и в соответствии с законом подразделяются на следующие категории:

памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями, мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; (далее — объекты археологического наследия);

ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, религиозного назначения (храмовые комплексы, монастыри, подворья; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары);

достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей.

2 этап. Определение  категорий культурно-исторических объектов исследования на Дятловщине (использование методики «Мозговой штурм»).

Назовите известные вам примеры историко-культурного наследия в Дятлово (обелиск Славы, дворец Радзивиллов, мемориальный  комплекс «Дети лихолетья», Свято-Преображенская церковь, костёл Успения Богородицы, здание МЧС — бывшая синагога).

3 этап.  Составление плана исследования объекта (использование методики «Ярмарка идей»).

Результат 3 этапа — совместно составленный план:

  1. Название объекта.
  2. Категория.
  3. Век, год создания, автор или инициатор.
  4. Чему посвящен объект, в честь кого воздвигнут, история создания.
  5. Личности, связанные с объектом, или легенды, предания.
  6. Значение, роль объекта в плане населенного пункта, культурно-историческая ценность объекта.

4 этап. Описание объекта (работа в группах).

Дети собирают пазлы, получают картинку, на которой изображен объект для исследования: дворец Радзивиллов, здание МЧС — синагога, мемориальный  комплекс «Дети лихолетья».

Работа в группах (10—15 мин) осуществляется с использованием различных источников:

– книга «Память» о Дятловском районе;

– материалы из архива гимназического музея;

– исследовательские работы учащихся гимназии;

– интернет по предложенным ссылкам:

http://diatlovonews.by/2015/09/obelisk-slavyi-g-dyatlovo/

http://planetabelarus.by/sights/

https://ru.foursquare.com/

http://planetabelarus.by/sights/965-dyatlovo-city/.

5 этап. Презентация работы (до 4 минут).

6 этап. Определение вектора для дальнейшего исследования.

Участникам групп предлагается ответить на поставленные вопросы:

Какая взаимосвязь между дворцом Радзивиллов и костелом Успения Богородицы?

Почему мемориальный  комплекс «Дети лихолетья» возник только в 1988 г.?

Почему на здании бывшей синагоги нет таблички  «Историко-архитектурная ценность»?

Учащиеся приходят к выводу, что ответ на поставленные вопросы требует дополнительный исследований.

7 этап.  Подведение итогов.

С помощью наводящих вопросов учитель подводит учащихся к определенным выводам:

  1. Исследование объекта возможно на основе литературы, документальных, архивных, интернет-источников, а также в результате работы на местности.
  2. Исследование исторических объектов позволяет более детально узнать историю своего населенного пункта.
  3. Это важно для воспитания гражданских качеств.
  4. Исследование исторического объекта порождает новые векторы исследования.

Елена РАДОМСКАЯ,
учитель истории и обществоведения  гимназии № 1 г. Дятлово.