Защита детей — забота не только государства

В преддверии Дня защиты детей предлагаю задуматься о том, каким образом государство заботится о детях и что может сделать каждый из нас для того, чтобы прописанное на законодательном уровне воплотилось в жизнь.

Государство для детей делает очень многое, и это правильно. Чтобы вырастить достойного члена общества, нужно с момента рождения ребенка гарантировать ему основные права, что позволит ему вырасти образованным, воспитанным, инициативным, разносторонне развитым. И тогда уже выросшие дети  полученными знаниями и появившимися идеями, своим трудом будут укреплять имидж родного государства, воспитывать такими же собственных детей.

У нас права ребенка закреплены и в Конституции Республики Беларусь, и в Кодексе о браке и семье. Очень подробно расписано отношение к детям в Конвенции о правах ребенка. Принимаются указы и декреты, направленные на улучшение жизни детей и защиту их от посягательств третьих лиц, включая членов семьи. Другое дело, что все законы и подзаконные акты воплощают в жизнь люди. Насколько добросовест­но каждый из нас будет относиться к свое­й работе, своим обязанностям, особенно в части соблюдения и защиты прав ребенка, зависит результат реализации государственной программы, посвященной детям.

Еще до рождения ребенок имеет право на особую заботу как со стороны родителей, так и со стороны государст­ва. Конвенция о правах ребенка, вступившая в силу 2 сентября 1990 года, стала результатом почти 70-летней  борьбы за то, чтобы международное сообщество признало особые потребности и уязвимость детей.

Конвенция о правах ребенка — это не просто перечень прав детей. Это международный договор, ратифицируя который государство принимает на себя обязательство выполнять оговоренные в нем обязанности и добросовестно обеспечивать соответствие своих нацио­нальных законов его положениям.

Конвенция признает необходимым информирование самих детей об их правах, чтобы была возможность их реализовать.

Рассмотрим наиболее значимые, на мой взгляд, положения Конвенции в отношении детей.

1. Равное отношение ко всем детям.

Независимо от того, является ли ребенок инвалидом или сиротой, живет в городе или в сельской местности, инфицирован ВИЧ или имеет судимость, его права не должны ущемляться. Мы можем видеть, как к зданиям пристраивают пандусы, чтобы инвалиды-колясочники имели возможность посещать учреждения и организации, существует обучение на дому для детей, страдающих некоторыми видами заболеваний, и так далее.

2. Уважение взглядов детей.

Дети имеют право на выражение мнения, и взрослые должны прислушиваться, принимать его во внимание. Это можно проследить по тому, как учащиеся во всем мире играют активную роль в школьной жизни, имеют право высказывать свое мнение к той или иной проблеме при помощи рисунков, писем, участия в различных опросах и собраниях.

3. Право на образование.

В отношении образования Конвенция предлагает подход, при котором центральное место занимает ребенок. Образовательный процесс должен вырабатывать у ребенка самоуважение и гарантировать ему приобретение базовых знаний и бытовых навыков, чтобы учение было позитивным и полезным, развивало способности каждого ребенка, содействовало уважению родителей и культурной самобытности. Здесь очень многое зависит от педагога. Государство со своей стороны в полной мере обеспечивает ежегодный выпуск педагогов различных специальностей.

4. Право на здоровье.

Право ребенка на здоровье подвергается опасности, если ребенку не обеспечен достойный уровень жизни. Руководствуясь Декретом Президента Республики Беларусь № 18  “О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях”, все службы страны (больницы, милиция, школы, учреждения юстиции, СМИ, церковь и др.) работают над тем, чтобы дети из неблагополучных семей могли воплотить в жизнь все права, которые им гарантированы Конституцией. Кроме того, наши дети имеют право на оздоровление и санаторно-курортное лечение. В большинстве случаев дети и их родители могут выбирать, в каком из предложенных санаториев им оздоровиться.

5. Право на игру.

Развлечения — это серьезная тема. Дети играли на протяжении всей истории  во всех культурах. Игра — это лучший способ дать детям знания об их правах (включая право на игру), укрепить их физическое и психическое здоровье. Это важный шаг в социальном и познавательном развитии детей.  Коллективные виды спорта, например, футбол, помогают вырабатывать дух взаимопомощи и взаимопонимания. Мы видим строящиеся стадионы и катки, во дворах имеются детские площадки, существуют различные спортивные секции и кружки по интересам, которые помогают реализовать право ребенка на игру. Может быть, пока недостаточно мест, обеспечивающих отдых и развлечения подростков по вечерам, и над этим надо работать.

6. Правосудие для детей.

Положения Конвенции в этой области при полном их соблюдении направлены на профилактику правонарушений и преступлений. Ведь если удастся обеспечить детям безопасную и доброжелательную обстановку дома, чтобы они были здоровы и ходили в школу, чтобы их защищали от эксплуатации и злоупотреблений, то число детей, которые преступают закон, резко сократится. Поскольку предупреждение правонарушений и преступлений несовершеннолетних лучше, чем наказание за них, работа многих государственных учреждений направлена именно на предупреждение.

7. Право на труд.

Дети имеют право работать, однако выполняемая ими работа не должна представлять опасность для их здоровья и препятствовать получению ими образования, либо наносить ущерб их здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. Именно поэтому трудовое законодательство нашей страны содержит ограничения минимального возраста для приема на работу, продолжительности рабочего дня и условий труда для такой категории лиц.

Ребенок имеет право на жизнь, имя, семью и жилище, материальное обеспечение и защиту своей личности, чести и достоинства от любых видов эксплуатации и насилия. И именно мы, родители, отвечаем за жизнь и воспитание ребенка в первую очередь. Именно родителям необходимо знакомить детей с их правами, не забывая рассказывать и об их обязанностях.

Как показывает жизнь, дети учатся жить и строить отношения на примере своих родителей. Поэтому только от всех нас, взрослых, зависит, насколько будут воплощены в жизнь эти права и насколько счастливы будут наши дети.

Светлана ТОКАРЕВА,
нотариус Гомельского нотариального округа.