Зажечь идеями и делами

- 11:33Суботняя планёрка, Суразмоўца, Суразмоўца

Разговор с начальником  управления по образованию, спорту и туризму Стародорожского райисполкома Светланой Капоченей начался с воспоминания, что называется, с эмоциями — о том, как прошел в районе июньский выпускной бал, первый в жизни Светланы Викторовны как руководителя отрасли.  

Под звуки нестареющего вальса

— Почти 150 выпускников, 22 золотые медали, что, по сравнению с прошлым годом, существенный прирост… В связи с ковидом, признаться, где-то пришлось вспоминать, как организовывать столь масштабные мероприятия, а мне еще и опыта набираться, но мы справились. Традиционные выступления председателя райисполкома, представителей от родительской и ученической общественности были словами напутствия и благодарности. Гимназия и городские школы приготовили микс из разных вальсовых мелодий, затем все вместе танцевали. Были и шары, и фейерверк (с запуском помогли папы выпускников, спасибо им).

Не скрою, очень волновалась, все же первый раз на выпускном отвечала за район. К слову, это был и первый выпускной в должности для нашего председателя райисполкома Дмитрия Николаевича Сосиновича, который вручил золотые медали выпускникам. Торжественно пройти по красной дорожке на глазах у всего района и получить заслуженные награды ребятам было очень почетно.  

— Куда собираются поступать ваши выпускники, знаете? 

— Точно знаю, что многие поступают в БНТУ, БГУИР, БГЭУ, БГТУ, БГАТУ, есть и “целевики” — в БГПУ. Последнему особенно рада, потому что стояла у истоков создания педагогических класов на Стародорожчине… Всегда говорила, что моя самая большая награда, когда выпускники, уже с дипломом педагога, просятся на работу в школу родного Стародорожского района. И как не порадоваться тому, что на педагогических специальностях в колледжах, высших учебных заведениях, а также в родном БГПУ будут учиться в новом учебном году на разных факультетах и на разных курсах порядка 45 “целевиков” (еще и на бюджетной основе!) — представители Стародорожчины… Когда молодежь возращается на малую родину — это, согласитесь, тоже патриотическое воспитание, это наши дети, которые хотят работать на благо родного края, и для них руководство района готово предложить хорошие условия труда, достойную заработную плату, арендное жилье.

Моя душа осталась в школе: вот говорю это, а у самой слезы на глазах — несмотря на то, что на новом рабочем месте уже с ноября.  

Портфолио обязательно  

— Вспомните свои первые шаги на новом рабочем месте. 

— Когда только-только стала директором школы, первое время не мешала никому работать. Присматривалась. Ставила задачу перед собой все лучшее сохранить и, не ломая, приумножить достижения в олимпиадном движении, в научно-практических конференциях, в работе с одаренными детьми. Кстати, сама (или со своими учениками), будучи и педагогом, и заместителем директора, и директором, в чем только не участвовала! Специально все дипломы собирала в портфолио, чтобы не забыть, — “Айти-мозаика”, “Молодой директор”, “Фестиваль педмастерства”, “100 идей для Беларуси”, “Лучший педагогический блог”, “Моя инициатива”, были публикации в профессиональных журналах, сборниках… Удалось создать успешную школьную бизнес-компанию, обновить и осовременить музей (новому директору ставлю задачу защитить звание народного, все есть для этого!), мобильную библиотеку. К слову, именно в развитии информационных технологий вижу будущее образования. Еще до пандемии мы закупили смарт-телевизоры, научились использовать в учебном процессе образовательные интернет-платформы, QR-коды — навыки пригодилось и в период пандемии. Немало было вложено ресурсов в повышение квалификационного уровня педагогов, в том числе в сдачу экзамена педагогами на высшую квалификационную категорию… В новой должности — те же подходы, разве что для раскачки времени нет. После проведенного анализа сразу поставила задачи и себе, и коллективу, уточнив очевидное: свои права сегодня все знают, но вот об обязанностях иногда забывают.

Поделюсь наболевшим. Часто спрашивают: а где ваши мужчины в образовании? А они… уходят от бумаготворчества, и не только они. Вся надежда на молодого и перспективного министра образования, который сможет повлиять на проблемную ситуацию, — и педагоги наконец перестанут выполнять функции, не связанные с осуществлением педагогической деятельности.

— Полагаете ли вы, что у каждого из 33 подчиненных вам директоров учреждений образования должно быть свое портфолио?

— Ставлю такую задачу, но пока не у всех получается. Убеждена, что у каждого должны быть публикации в профильной прессе, каждый обязан заниматься саморазвитием. Потому как личный пример руководителя никто не отменял, уж поверьте мне как человеку с 27-летним педагогическим стажем. Руководитель должен быть своеобразным факелом, зажигать мыслями, идеями, делами команду единомышленников. 

Агроклассу — быть! 

— Какие новые вопросы лично для вас, Светлана Викторовна, оказались самыми сложными?

— Вопросы опеки и попечительства. Разбираюсь и в спортивно-туристической составляющей должности, тоже новой для себя. По учебному и воспитательному процессам картина задач ясна. После назначения проехала по всем учреждениям образования, всё и всех увидела собственными глазами. Спасибо моим предшественникам — материальная база учреждений достойная, созданы все условия для образовательного процесса, соблюдена безопасность пребывания детей, да и большинство руководителей неравнодушные, вижу, что для них мелочей нет ни в чем. 

Сегодня районное руководство ставит задачу организовать целевое поступление наших ребят на сельскохозяйственные специальности. Успешный “целевой” опыт в отношении педагогических специальностей есть — прежде всего потому, что педагоги сработали и продолжают срабатывать своим авторитетом и примером. В отношении сельского хозяйства необходимо взаимодействие с другими структурами, непосредственно с сельскохозяйственными организациями Стародорожского района. В этом мне оказывает помощь заместитель председателя райисполкома по данному направлению деятельности. В районе созданы агроклассы, но, по примеру статьи из “Настаўніцкай”, мне также в помощь опыт Могилевщины. Вижу в перспективе центр для агроклассов в сельской школе с достойной материальной базой для обучения новым методам и формам работы в сельском хозяйстве — свои планы я отразила в компьютерной презентации. Этот проект я уже отрабатывала со специалистами управления по образованию, спорту и туризму и руководителями школ, на базе которых созданы агроклассы. Задачу решать надо — наш район сельсхозяйственный, и мы просто обязаны позаботиться о подготовке своих кадров. Чтобы с грустью не закрывали детские сады, как это происходит сегодня. 

Мы готовы всячески поддержать молодых педагогов в их желании показывать высокие результаты, проявлять инициативу.

— Правда ли, что ваш младший сын сейчас как раз проходит производственную практику в одном из хозяйств Стародорожчины?

— Всё привычно начинаю с личного примера… Мой старший сын трудился после окончания сельхозакадемии в Костюковичском районе инженером-технологом, а младший учится в Гродненском государственном аграрном университете, он будущий ветврач. Хотел на практику ехать в другое место, но я настояла на родном районе. И — ему нравится, готов приехать работать на малую родину: все условия для жизни здесь созданы. Раньше ему дома не хватало физкультурно-оздоровительного комплекса, а теперь вот он, открылся в декабре, с бассейном, тренажерным залом, сауной, бильярдным залом. 

— В новом учебном году система образования района ждет 10 молодых специалистов. Какими, на ваш взгляд, главными качествами они должны обладать?   

— Прежде всего жду от них преданности профессии и детям. Важно, чтобы они не стали просто урокодателями, пусть и высококвалифицированными. Мы готовы всячески поддержать молодых педагогов в их желании показывать высокие результаты, проявлять инициативу… Очень надеюсь, из молодых получатся и хорошие классные руководители, благо, существенная сегодня материальная поддержка государства помогает выбрать самых достойных. Молодых специалистов, которые себя проявят как в профессиональных качествах, так и в лидерских, мы готовы предложить в резерв руководящих кадров.

Екатерина ДУБИНСКАЯ.
Фото автора.