Жизнь моя — железная дорога…

- 13:28Адукацыйная прастора, Прафесійна-тэхнічная адукацыя

Разбираться в сложных электросхемах, двигателях, генераторах, тормозной системе, ремонтировать оборудование, создавать комфорт для пассажиров — всему этому научат в колледже железнодорожного транспорта им. Е.П.Юшкевича.

Кузница кадров

Отправляясь в отпуск, командировку, в гости к дальним родственникам, мы занимаем свое место в вагоне и, согласитесь, редко задумываемся о том, кто управляет локомотивом, тянущим к месту назначения состав, в чем состоят обязанности начальника поезда и нужно ли специальное образование девушке, угощающей нас чаем.

Разумеется, нужно, и не только ей, ответят люди осведомленные. Машинисты, проводники, работники вокзальных ­касс, все, кто делает наше путе­шествие комфортным, полу­чают знания и навыки в специализированных учебных заведениях. Одно из них — старей­ший в республике Минский государ­ственный профессионально-тех­нический колледж железнодорожного транспорта им. Е.П.Юшкевича, которому осенью предстоит отпраздновать 100-летний юбилей. 

В ноябре 1922-го на базе мастерских “Пламя революции” в Минске была создана школа ученичества Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги. Позднее она трансформировалась в железнодорожное училище № 1, которое базировалось в двухэтажном здании по соседству с Минским вагоноремонтным заводом им. А.Ф.Мясникова. 

В колледже особые требования и к дисциплине. День для учащихся начинается с построения, прогул занятий без уважительной причины не остается безнаказанным. В учреждении действует дресс-код: в форме ходят и преподаватели, и учащиеся.

 

Среди выпускников колледжа очень много известных и успешных людей, руководителей высшего звена и даже четыре Героя Советского Союза! Участники Великой Отечественной войны Александр Бурак, Александр Лобанов и Григорий Дольников стали летчиками-асами и были удостоены высокого звания за подвиги в небе. 
А выпускник 1937 года Анатолий Волох, который до войны трудился в Минском вагонном депо, затем служил в танковых частях, защищал Сталинград и освобождал левобережную Украину. В 1943-м он погиб в разведывательном рейде возле Днепра. Имя А.Волоха носит одна из улиц Московского района Минска.

В начале нынешнего века, после ряда преобразований, обычное профтехучилище стало современным, оснащенным необходимым оборудованием колледжем. В 2004 году ему присвоили имя бывшего начальника Белорусской железной дороги Евгения Павловича Юшкевича, замечательного руководителя и опытного специалиста, благодаря которому только за десятилетие 1970–1980 гг. все пассажирское и грузовое движение в республике оказалось переведено на тепловозную тягу, а на участке Вязьма — Орша — на электровозную. 

Дублер начинает действовать 

Сегодня в колледже учится около 700 парней и девушек. Пройдет немного времени, и большинство из них сможет с полным правом вслед за поэтессой Маргаритой Алигер повторить: “Жизнь моя — железная дорога, вечное стремление вперед!”.

— Поступают к нам по итогам конкурса аттестатов, — рассказывает директор колледжа и тоже его выпускник Дмитрий Стурлис. — Мы готовим кадры для четырех республиканских предприятий-заказчиков, с ними заключаются договоры. Свои целевые заявки подают нам Барановичское и Минское отделения железной дороги, а также столичные метрополитен и вагоноремонтный завод. 

В этом году после окончания 9 классов приглашаются те, кто хочет стать помощником машиниста тепловоза, электровоза, дизель-поезда, проводником пассажирского вагона, билетным кассиром или горничной, скажем, в одной из привокзальных гостиниц, а также оператором дефектоскопной тележки и монтером пути. Учиться им предстоит 3 года, после чего гарантировано трудоустройство. 

На базе 11 классов можно получить специальности “Помощник машиниста электропоезда” (срок обучения — 1 год 6 месяцев) либо “Поездной электромеханик, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования” (2 года). Выпускники вправе на льготных основаниях поступать в БГУИР или БелГУТ, где есть соответствующие отделения.

Помощник машиниста, по словам директора, одна из самых востребованных профессий. 

Эта должность, по сути, переходная, без полуторагодичного опыта работы помощником не станешь машинистом. Для управления железнодорожным транспортом обычно комплектуется локомотивная бригада из двух человек. Машинист в ней — как первый пилот в самолете, его профессия входит в список работ с вредными и тяжелыми условиями труда, требует постоянной концентрации внимания и выполнения одновременно нескольких технических операций. 

В одиночку выполнять все возложенные на него обязанности по управлению многотонным составом, длина которого может доходить до километра, физически невозможно, поэтому необходим дублер. Последний проговаривает все, что видит в пути машинист, повторяет вслух показания светофоров, сигналов, сигнальных знаков и указателей, следит за исправной работой локомотива. Он должен досконально знать правила технической эксплуатации железных дорог, инструкции по сигнализации, движению поездов, маневровой работе и другие документы. 

Абитуриенты проходят серье­зную медицинскую комиссию, машинистов и их помощников отбирают по самым жестким критериям. Такая работа противопоказана людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, плохим зрением или слухом. Им нужно пройти ЭКГ, УЗИ сердца, брюшной полости и другие медицинские исследования, острота зрения — только единица на оба глаза. 

Мы — уникальные

Как отмечает секретарь приемной комиссии Ольга Коваленок, юношей и девушек поступает в колледж примерно поровну. Прекрасный пол, понятно, больше склоняется к специальности “Проводник вагонов”. Вот и семнадцатилетняя витебчанка Вероника Филичкина, активистка и победительница недавнего конкурса “Ты уникальная”, успешно учится уже около двух лет и, улыбаясь, подтверждает, что ее в этой профессии привлекает “романтика дальних дорог”, возможность увидеть новые места и общаться в пути с интересными людьми, а также помогать им. 

Да, нужно быть готовой недосыпать, носить тяжелые матрасы, следить за чистотой вагона, оставаясь при этом предельно выдержанной, аккуратной и приветливой. Путешествуя в поезде в качестве обычного пассажира, Вероника всегда старается присматриваться к тому, как работают ее старшие коллеги, побеседовать с ними по душам, почерпнуть для себя что-то новое.  

Нюансы и тонкости

Три корпуса колледжа соединены между собой переходами. В учебном проходят занятия по общеобразовательным дисциплинам. В общественно-бытовом находится столовая, где учащиеся бесплатно обедают, спортзал и актовый зал. Кружки по интересам и спортивные секции посещают здесь, к слову, очень многие, отличаясь потом на городских, и не только, конкурсах и соревнованиях. В общежитии, которое находится через дорогу, выделен целый этаж для оркестрового класса, хореографических и тренажерных залов, игры в бильярд и настольный теннис.

Совершаем с директором маленькую экскурсию по учебно-производственному корпусу колледжа, где располагаются мастерские и кабинеты спецдисциплин. Все они компь­ютеризированы, чтобы юные железнодорожники загодя осваивались на своих будущих рабочих местах. 

Для примера, в кабинете электровозов и электропоездов есть тренажер — аналог пульта машиниста, помогающий отрабатывать различные сложные ситуа­ции: движение ночью, в любую погоду, дождь, снег, туман. Можно регулировать вес состава, время движения. 

На пульте управления, как в обычной кабине локомотива, в процессе движения периодически звучит резкий сигнал. В течение 7 секунд машинист обязан отреагировать — нажать на “кнопку бдительности”, подтверждая, что он не уснул. Сигнал звучит чаще, когда состав подходит к станции или приближается к светофору с красным светом.  

Вообще же, в каждой профессии, которую выбирают для себя эти юноши и девушки, есть свои нюансы и тонкости. Опытные и квалифицированные педагоги Оксана Авдеева, Андрей Лапкович, Ольга Шалягина, Светлана Карачун, Сергей Мазовка и другие учат управлять локомотивами, разбираться в сложных электросхемах, двигателях, генераторах, тормозной системе, ремонтировать оборудование, создавать комфорт для пассажиров. А кому-то из учеников, возможно, со временем доведется и самим руководить большим коллективом, как многим бывшим выпускникам колледжа, с благодарностью вспоминая своих наставников.  

Владимир ПИСАРЕВ.