Жизнь на высоких скоростях

- 9:06Культура

К многочисленным амплуа, ипостасям, увлечениям и обязанностям примы столичного Театра-­студии киноактера, певицы и телеведущей Веры Поляковой­-Макей добавилась еще одна ответственная должность. Заслуженная артистка Беларуси возглавила столичный ТЮЗ.  

Новогоднее желание

— Вера, год назад вы обмолвились, что если уж возьметесь руководить театром, то строить его начнете с первого кирпичика, заложив фундамент. 

— Да, было такое, даже нашелся инвес­тор. Но произошли разные события, в том числе и политические. И инвестору сейчас, конечно же, невыгодно вкладывать деньги, учитывая экономическую ситуацию и т.д. 

Однако на Новый год я загадала желание и впервые в жизни сожгла бумажку, где первой строкой у меня значилось желание иметь свой театр, — и выпила шампанское. Ну вот, видите, все сбылось. У меня теперь есть и здание, и труппа, и службы, и классные цеха. В общем, все для того, чтобы сделать хороший театр.

— И ничего кардинально менять не нужно?

— Не скажите, не может быть такого. Конечно, что-то изменить постараемся, в первую очередь — отношение к ТЮЗу. Не должен он оставаться только детским театром, куда часто принудительно водят школьников. Я бы хотела, чтобы сюда с радостью приходили дети и молодежь, отстояв очередь за билетами. Такая вот у меня мечта.

Вообще, думаю, у нас упущен очень большой и важный пласт общества — от 18 до 30 лет. В республике нет ни одного театра, который ставил бы спектакли и использовал драматургию, интересную для молодого поколения. Вот я и хочу этим насытить наш репертуар.

— Труппа остается прежней или требуется свежая кровь?

— Свежая кровь требуется всегда. 10 лет моему театральному проекту “ТриТформаТ”. И у меня каждый раз в спектаклях появляются новые люди. Новые артисты пополняют и оживляют действо, давая возможность другим своим коллегам постоянно быть в тонусе.

— Будете их привлекать и в ТЮЗ?

— Не факт. Они не очень-то хотят сюда идти — каждый из них служит в каком-то театре. И у меня тоже имеются наработки, как у педагога с 22-летним преподавательским стажем. Есть ребята молодые, выпускники и просто студенты, которые и сейчас подключаются к спектаклям “ТриТформаТа” и которые мне интересны. И я бы хотела, чтобы они пришли в ТЮЗ и тоже чуть-чуть его взбудоражили. Однако из труппы никого убирать не намерена. 

Джульетта и травести

— А можно представить, что на сцену выйдет, например, ваш 13-летний сын Артем, уже успевший зарекомендовать себя как подающее надежды дарование?

(Смеется.) Артем еще маленький!.. Пока таких мыслей не было, хотя в “ТриТформаТе” он действительно выходит на сцену. Но если Артем окажется востребован и режиссер увидит в нем талант, то почему нет?

— Все-таки в Театре юного зрителя стоило бы активнее задействовать именно юных актеров, вам так не кажется?

— Да, это моя давнишняя мечта, чтобы на профессиональной сцене играли и совсем юные артисты. Та же детская студия ТЮЗа, на мой взгляд, способна выпускать кадры, которые могли бы вместе со взрослыми играть в спектаклях. 

— Согласны ли вы, что Джульетту в принципе должна играть девушка 13—14 лет, а не дама бальзаковского возраста?

— Нет, не согласна. Джульетта — слишком серьезный ролевой материал для того, чтобы его воплощала юная девочка. Это все равно должна быть профессиональная артистка, просто с внешностью травести. То есть ей желательно подольше выглядеть молоденькой и свежей. (Смеется.) Есть такие актрисы, и их много, которым по плечу роль Джульетты. А для ребенка Шекспир — слишком сложная драматургия. 

— К слову, в ТЮЗах нашей бывшей огромной страны в амплуа травести, и не только, блистали когда-то замечательные мастера — скажем, в Москве Инна Чурикова, Лариса Малеванная и Николай Олялин в Красноярске, Ольга Волкова и Георгий Тараторкин в Петербурге, и т.д.

— И сегодня прекрасный артист Федор Федотов, сыгравший главную роль в фильме “Серебряные коньки”, — звезда того же питерского ТЮЗа имени Брянцева.  

— Артисты такого уровня есть в Минске? 

— К молодым я пока присматриваюсь. Но что касается зрелых, то очень рекомендую прийти к нам на спектакль “Чародейка”, где Вера Ильинична Кавалерова играет маленькую ведьмочку. Человек, извините, не юного возраста, словно пушинка, летает по сцене, прыгает, танцует и настолько профес­сионально и четко произносит свой текст, что в любом конце зала ее слышно и все понятно.

Очень рекомендую прийти к нам на спектакль “Чародейка”, где Вера Ильинична Кавалерова играет маленькую ведьмочку. Человек, извините, не юного возраста, словно пушинка, летает по сцене, прыгает, танцует и настолько профессионально и четко произносит свой текст, что в любом конце зала ее слышно и все понятно.

Кстати, спектакль идет на белорусском языке, но все у нас хорошо его знают, он звучит очень красиво и всем понятен. Очень органичны в своих ролях Людмила Васильевна Разумова и Иван Данилович Шрубейко. Я считаю, на этих трех артистах просто держится спектакль, и потому он такой легкий и так здорово смотрится. 

Чтобы зритель не соскучился

— Режиссеры в вашем театре будут приглашенными? 

— Да. Первая причина, по которой я дала согласие стать директором ТЮЗа, хотя у меня в принципе все и так хорошо, — мне разрешили упразднить должность художественного руководителя. Считаю, в театре должен быть хороший топ-менеджер в лице директора, а режиссеров можно приглашать не только из Беларуси, но и со всех концов света. Чтобы ставили разные спектакли на любой вкус. 

— Для вас принципиален девиз “Поучая — развлекай”?

— Ну конечно, спектакль должен быть интересным, захватывающим. Это сейчас вообще большая проблема для белорусских театров, не только для ТЮЗа. У людей нет чувства времени и ритма, а они очень важны на сцене. Раньше не было ни телевидения, ни интернета, ни ТіkТоk, ни Instagram, ни Facebook, ни Twitter. И мы приходили в театр, остававшийся единственным развлечением, усаживались поудобнее и несколько часов сопереживали артистам. 

Сейчас время стало очень быстрым, и трех-четырехчасовые спектакли — утопия. Нужно очень любить искусство или быть выдающимся режиссером и непревзойденными артистами, чтобы так долго удерживать зрительское внимание. 

— От полутора до двух часов достаточно?

— Конечно. Я убеждена, это тот формат, который еще может “проглотить” зритель. И разумеется, на сцене все должно быть интересно, красочно, музыкально, остро и драматично, а подача — понятная для современного зрителя. Театр советского образца хорош, но предназначен скорее для зрелого поколения. Молодежь сейчас живет и мыслит по-другому. И мы обязаны даже красивый классический репертуар излагать им понятным языком.

— С упомянутыми вами Instagram, TikTok и вообще соцсетями вы, как можно понять, на короткой ноге?

— Я в сети и даже, можно сказать, звезда TikTok. (Смеется.) Если вы зайдете туда, то увидите, что у меня много просмотров, под 800 тысяч. Это очень повышает мой уровень популярности. И среди молодежи тоже. Я разрешаю себя обсуждать. Там всякое пишут. Но я им не мешаю. 

— Маленькие дети будут у вас желанными гостями?

— А как же! Это самые главные наши зрители. Но я бы хотела, чтобы были и хорошие вечерние спектакли. Театр должен работать 24/7, приносить людям радость, удовольствие и заставлять их задуматься о жизни, о том, что происходит вокруг.

Фамильный спорт 

— Правда ли, что вы давно преподаете в Академии искусств сценическое движение и фехтование?

— 22 года уже. Я доцент, остепененный в ВАКе. 

— С первым понятно. А владение холодным оружием, предположу, связано с вашей семейной традицией?

— Конечно. В нашей семье были фехтовальщики, в советское время становившиеся чемпионами мира. Их фамилия Никанчиковы, это мои родственники по маминой линии.

— Знаменитая фамилия! Кстати, ваша мама занималась стрельбой…

— Да. Она и сегодня преподает в БГУФК, являясь профессором, она доктор наук. 

— В таком случае скажите, нужно ли ребенку прививать любовь к спорту с детства?

— Конечно! Правда, заставлять нельзя. Люди “антиспорта” тоже имеют право на существование. Я считаю, идти всегда нужно от того, что чувствует и хочет твой ребенок. Кто-то намерен заниматься серьезно спортом, кто-то — актерским мастерством, а кому-то интереснее разрабатывать компьютерные программы. Родители же должны прислушиваться к своим детям, а не навязывать свое мнение. 

— Читал, вы по утрам делаете планку и растяжку?

— Ну, сейчас без планки обхожусь, у меня была серьезная травма, разрыв мышцы. Но зарядку делаю каждый день.  

— Свою первую роль в кино вы сыграли, если не ошибаюсь, в сериале “Зал ожидания”, где Дмитрию Астрахану удалось собрать великолепный актерский ансамбль — Михаил Ульянов, Вячеслав Тихонов, Михаил Боярский, Нина Усатова и иже с ними. 

— Да. Но материалом я осталась не очень довольна. Хотя, конечно, мне, тогда еще студентке 3 курса, было приятно вместе с такими мэтрами выходить на съемочную площадку.

— Чему-то важному у них научились? 

— Разумеется. Я вообще люблю учиться и учусь всю жизнь, у всех и везде. Считаю, что артист не должен никогда останавливаться. Нужно все время себя тренировать и находить в себе неожиданные грани. 

Я в сети и даже, можно сказать, звезда TikTok. Если вы зайдете туда, то увидите, у меня много просмотров, под 800 тысяч. Это очень повышает мой уровень популярности. И среди молодежи тоже. Я разрешаю себя обсуждать. Там всякое пишут. Но я им не мешаю.

А самая моя звездная роль, конечно, в сериале “Ой, мамочки!”. Она мне принесла больше всего славы и популярности, и до сих пор люди ждут выхода третьей части. Я считаю, что я ее не сыграла, а прожила. И еще один из моих любимых персонажей — Юля в фильме “Еще о войне” с песней “Белый снег”, которую до сих пор исполняю на концертах.

О любви и не только

— “Белый снег” звучит на вашем мобильнике в качестве рингтона по­очередно с еще одним вашим хитом “Серебряная метель”. Вы не задумывались о карьере певицы?

— Песни и запись альбома “Актриса”, скорее, дали возможность раскрыть еще одну грань актерского мастерства. Я очень много пою сейчас в спектаклях. И в этом мне как раз очень помогает то, что раньше серьезно занималась и музыкой, и записью, и работой в студии. 

— А свою работу на телевидении как оцениваете?

— Это крутой опыт. Телевидение на самом деле очень много мне дало. И в данный момент тоже помогает поддерживать определенный уровень популярности. В театр ходят два процента жителей Беларуси, а телевизор включают как минимум пятьдесят. Полагаю, что они искренне рады видеть меня на экране. Вот для них я и работаю. 

— Чем сейчас занимается ваш старший сын Дмитрий?

— Служит в армии. Отдает долг Родине, и я этим горжусь. Дима — умница, у него очень хорошее чувство юмора, и вообще это очень правильный человек. Окончил медуниверситет, фармацевт по образованию, хотя по профессии пока не работает. В любом случае, по-моему, медицинский — замечательная школа. Покруче даже, чем актерская. 

— Зато младший, Артем, уже засветившийся в “ТриТформаТе”, конечно, мечтает стать актером?

— Пока да. Но он еще не определился. И, думаю, он слишком умный для того, чтобы быть артистом. Пускай занимается чем-то более прибыльным. (Улыбается.)

— Вера, среди ваших многочисленных ролей есть одна, наверное, особо ответственная. Трудно ли быть женой главы МИД?

— Трудно. Но ему со мной труднее. (Смеется.) Выдержать меня, наверное, могут только те, кто по-настоящему любит. Потому что я живу на высоких скоростях во всем. И угнаться за мной тяжело. Нужно быть действительно очень сильным человеком, влюбленным в меня и в то, что я делаю. 

— А как вам, такой динамичной и жизнерадостной, привыкшей быть в центре внимания, удается выдерживать чопорность протокольных мероприятий?

— Я хорошая артистка. Говорят даже, что очень хорошая. Поэтому играю тоже определенную роль, меня этому обучили за 10 лет. И вроде ни разу мужа еще не подвела…

Владимир ПИСАРЕВ.