Какие информационные технологии можно использовать в процессе социализации воспитанников приемных семей

- 14:00Газета "Домой!", Новости

Важнейшей составляющей в воспитании ребенка дошкольного возраста является его социализация. Первичная социализация происходит в семье, учреждении дошкольного образования, группе сверстников и значимых взрослых, то есть в том непосредственном окружении, в котором ребенок живет и с которым постоянно контактирует.

Социализация детей из замещающих семей — процесс более сложный, поэтому требует поиска новых форм взаимодействия с ребенком.

В ходе работы я пыталась использовать традиционные формы взаимодействия с воспитанниками замещающих семей (беседы, рассказы), но эффективность была незначительной. Понимая то, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление и интерес к компьютерам, решила использовать современные информационно-коммуникационные технологии.

На начальном этапе выделила для себя ключевые моменты социализации детей: повышение статуса воспитанников приемных семей в группе сверстников; сплочение детского коллектива; формирование у детей умения соблюдать правила поведения в социуме, умения дружить; формирование положительного отношения к миру, другим людям и самим себе; формирование познавательного отношения к окружающему миру.

Для повышения статуса воспитанников приемных семей в группе сверстников стала использовать сюжеты мультфильмов, телепередач, компьютерных игр, которые либо дают ребенку образец поведения, либо, напротив, показывают, как поступать нельзя.

Обучить воспитанников умению соблюдать правила поведения и этикета в социуме помогает использование презентаций, которые дают возможность заучить с детьми правила поведения, рассмотреть иллюстрации, проанализировать и обыграть ситуации.

С целью формирования у детей положительного отношения к миру, другим людям и самим себе, а также с целью развития мышления использую мультимедийные загадки.

Для сплочения детского коллектива особенно результативным стало использование виртуальных кейс-стади, построенных с учетом возрастных особенностей воспитанников, с включением в них занимательных вопросов, игр, красочных анимированных слайдов.

Результатом работы в этом направлении стала способность детей договариваться, разрешать разногласия, учитывать интересы и чувства сверстников, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства.

Применение различных развивающих компьютерных игр (“Что изменилось?”, “Кто лишний в сказке?”, “Угадай животных по голосу?”, “Четвертый лишний”) способствует развитию у детей познавательного интереса.

Помощь в формировании познавательного отношения к окружающему миру может оказать и такая форма, как виртуальная экскурсия. Не покидая здания детского сада, мы с воспитанниками можем побывать на основных предприятиях города, увидеть достопримечательности и памятные места Беларуси.

Мультимедийное сопровождение образовательного процесса облегчает понимание, восприятие, развивает у детей устойчивый познавательный интерес, создает положительную эмоциональную обстановку, стимулирует познавательную активность и желание участвовать в освоении новых знаний.

Ключевым фактором, влияющим на личностное развитие детей, воспитывающихся  в приемных семьях, выступает общение со взрослыми. Поэтому важно сформировать позитивное принятие таких детей не только среди сверстников, но и во взрослом окружении. С этой целью организовываю  работу по просвещению родительской общественности.

Пристальный контроль и завышенные требования со стороны общественности могут привести к эмоциональному выгоранию замещающих родителей. Чтобы это не произошло, важно позиционировать положительный опыт работы приемного родителя. Решение данной задачи осуществляю через работу родительского университета “Успешные родители”. Предлагаю им выступить на родительских собраниях на тему “Профессия — родитель”, “Моя семья: до и после” с презентацией электронных книг жизни приемных детей.

Побуждение родителей к совместной деятельности с детьми объединяет их в творческую команду и развивает креативные способности. Кроме того, такая деятельность укрепляет связь педагогов учреждения дошкольного образования с семьей.

Особое значение стоит уделить работе с педагогами, которые участвуют в процессе сопровождения приемных семей. Создав группу соисполнителей плана развития приемной семьи (приемный родитель, педагог социальный, педагог-психолог, учитель-дефектолог, воспитатели дошкольного образования) в мессенджере Viber, можно быстро выявлять проблемные вопросы и своевременно решать их. Подготовку к психолого-педагогическим консилиумам можно осуществлять через использование электронных таблиц и облачных технологий.

Анализ результатов социально-педагогической деятельности позволяет сделать вывод об эффективном использовании информационных технологий в процессе социализации воспитанников замещающих семей в учреждении дошкольного образования и в социуме. Это подтверждает положительная динамика социометрического статуса, уровня самооценки и познавательной сферы детей.

Использование традиционных методов работы в сочетании с компьютерной техникой и ее мультимедийными возможностями позволяет создать благоприятные условия для эффективной социализации воспитанников приемных семей в учреждении дошкольного образования.

Светлана КУХТА,
 педагог социальный
ГУО Детский сад № 2 г.Мосты
Фото с сайта www.culture.ru носит иллюстративный характер