«Акварельный скетчинг», «IQ-лаборатория»: какие кружки пользуются популярностью у юных жителей Браславщины

- 14:20АРТ-квартал

Отложив в сторону учебники и тетради, мальчишки и девчонки в свободное от уроков время рисуют, танцуют, лепят из теста и пластилина, играют в настолки и шахматы, осваивают Lego-конструирование, седлают «железного коня» в Браславском центре детей и молодежи, где побывал корреспондент «Настаўніцкай газеты».

Разностороннее развитие

Занятие по душе в нашем центре найдет себе каждый школьник, — уверяет директор учреждения Наталья Апанчёнок. — Творческие способности предлагаем развивать, занимаясь декоративно-прикладным искусством, хореографией, рисованием, арт-мозаикой. А ребята с техническим складом ума могут проявить себя, посещая объединение по робототехнике. Дополнительным образованием в районе охвачены 75 % детей, в том числе из сельских учреждений, где трудятся педагоги-совместители. В этом учебном году сформировано 67 групп: 30 из них занимаются в Браславе и еще 37 — в сельских школах. Радует, что многие ребята проявляют активность и записываются сразу в несколько кружков, желая попробовать себя в разных направлениях и найти то, что больше нравится.

По словам руководителя центра, та или иная кружковая деятельность формируется и обновляется исходя из интересов и запросов юных воспитанников. Порой объединяя, казалось бы, необъединяемое, получается симбиоз, весьма популярный среди детей. Так, педагог дополнительного образования Жанна Боровко, которая раньше вела объединение по интересам «УроковНет» для младших школьников, подтягивала с ними школьную программу, сейчас ведет курс «Арт#мозаика». На занятиях дети 8—10 лет не только осваивают соломоплетение, алмазную мозаику, флористику и технику узелкового плетения «Макраме», но и делают первые шаги в исследовательской деятельности.

Ребята с одинаковым интересом участвуют в творческих и интеллектуальных конкурсах, занимая призовые места. Предметом исследований воспитанников зачастую становятся природные материалы: береста, солома. Со своими проектами дети участвуют в областном конкурсе биолого-экологических работ «Путь в науку начинается сегодня».

Также маленькие всезнайки под руководством педагога выращивали лук, исследовали его вкусовые и лечебные свойства, а во время посещения местного кафе наблюдали, как повар использует его при приготовлении разных блюд.

Полезные навыки

Одно из новых направлений, которое быстро завоевало сердца ребят среднего школьного возраста, — Lego-конструирование. Ведет его Николай Денисов, который много лет обучал юных браславчан мастерить поделки из бумаги, соломки и дерева, а теперь, освоив прогрессивную робототехнику, развивает у детей логическое, техническое и конструкторское мышление в объединении «Лего-робот». А еще ведет кружок «Начальное техническое моделирование». В каждой из двух групп у педагога занимаются по 12 человек. Примечательно, что основные любители конструирования и моделирования — мальчишки: среди 24 кружковцев лишь одна девочка.

У подростков, пожалуй, самые популярные объединения по интересам «Юный мопедист» и «Юный мотоциклист», которыми руководит педагог с 47-летним опытом работы с детьми и 52-летним стажем вождения Иван Седюкевич. С каждым годом к нему приходят всё больше юношей и девушек.

В этом году азы вождения в трех группах осваивают 36 человек: 24 школьника 14—17 лет учатся ездить на мотоцикле и еще 12 ребят помладше — на мопедах. В прошлом году мы обновили мотопарк, закупив новенький «Минск D. Как правило, если подростки 12—14 лет приходят учиться водить мопед, то после продолжают обучение и пересаживаются на мотоцикл. Это очень хорошо, ведь старшеклассников обычно сложно чем-то заинтересовать, а тут они с удовольствием 5 раз в неделю спешат на занятия и увлечены полезным делом, — отмечает Н. Апанчёнок. — После занятий у Ивана Иосифовича ребята хорошо сдают и теорию, и практику. Почти сто процентов его воспитанников получают водительское удостоверение, сдав экзамены с первого раза.

Кружась в танце

Если технические кружки в большинстве своем посещают мальчики, то танцы привлекают в основном девочек. В одном из двух танцевальных объединений центра под руководством Анжелики Киюц пятый год секреты хореографии постигают школьники с 1-го по 7-й класс:

— Как правило, новички-первоклассники охотно записываются в объединение «Время танцевать». Но когда приходит понимание, что умению красиво, легко двигаться в танце предшествует долгий кропотливый труд, многие, увы, отказываются от тренировок. И каждый год я набираю новую группу первоклашек.

— А на какие ухищрения приходится идти, чтобы удержать новичков? — интересуюсь у собеседницы.

С первоклассниками всегда непросто, им многое в новинку, они еще плохо понимают, как нужно вести себя на занятии, и словно пребывают в некой прострации. Чтобы их заинтересовать, придумываю смешные названия для упражнений, которые мы выполняем, всегда использую элементы игры. Разминаясь, дети ползают жучками, а растягивая мышцы, воображают себя то змеей, то бабочкой. И делают это под музыку из хорошо знакомых им мультфильмов.

За первый год обучения начинающие танцоры осваивают правильный танцевальный шаг, учатся стоять у станка, держа носочек у колена, запоминают три позиции. И главное — учатся чувствовать ритм и попадать в него. А уже к новогодним праздникам самые успешные маленькие танцоры впервые выходят на большую сцену в качестве снежинок, принимая участие в районной елке. По наблюдениям педагога, чем младше воспитанники, тем с большим энтузиазмом и восторгом они ожидают своего выступления.

Рисовать умеет каждый

Еще одно из самых многочисленных объединений по интересам, которое посещают 60 человек, — «Акварельный скетчинг». А всё потому, что здесь каждый ребенок может почувствовать себя художником уже с первых занятий. Третий год искусству быстрого рисунка мальчишек и девчонок обучает Анна Котова:

Модное сегодня слово «скетчинг» дословно означает «быстрый рисунок». То есть речь идет об эскизе, наброске, который создается за короткий промежуток времени, что в наш динамичный век весьма актуально. Основные инструменты — акварель и водостойкий черный линер, который наносится поверх карандашного наброска для детализации. Референсом, то есть образцом, становятся фотографии, вырезки из журналов. Скетчинг с использованием специальных акварельных красок идеально подходит для начинающих художников, которым нравятся яркие цвета, воздушность, легкость и тонкость цветовых переходов.

Он бывает разных видов: фуд-скетчинг, тревел-скетчинг, ландшафтный скетчинг.

Сначала дети делают набросок простым карандашом, затем в ход идет линер, а уже сверху наносятся мазки акварели, — рассказывает про популярную технику и этапы создания работ педагог дополнительного образования. — Карандашом мы легонько намечаем контуры будущего рисунка, а поверх линером уже прорисовываем детально нюансы. Настроение придаем акварелью, поэтапно нанося краски. Начиная с более светлых тонов, переходим к темным. Используя разные оттенки, добавляем рисунку объем.

По словам Анны Петровны, ребенок после уроков отдыхает на таких занятиях. Ведь эту технику еще называют релакс-рисованием, так как ее может освоить любой человек.

За одним столом

Интересный факт: Н. Апанчёнок решила приобщить воспитанников к своему увлечению настольными играми с этого года она проводит занятия в объединении по интересам «IQ-лаборатория».

— В кругу семьи мы уже не первый год играем в различные лото, бродилки и прочие головоломки. У меня собралась большая коллекция игр. Многие из них отлично развивают логику, стратегическое, критическое и математическое мышление, внимание. На занятиях каждый ребенок может не только размышлять, но и искать нестандартные решения, открывая для себя радость интеллектуального роста. Думаю, следующим шагом станет проведение хотя бы раз в неделю встреч для детей и родителей в семейном игровом клубе. Здесь они смогут увлекательно проводить время вместе, — считает собеседница.

Педагог уверена, что настольные игры — это еще и хороший вариант профилактики цифровой зависимости. Они возвращают живое общение, учат слышать друг друга, договариваться. Когда за столом собирается вся семья, происходят настоящие чудеса: укрепляются связи между поколениями, рождаются общие воспоминания, возникает ощущение единства. Кроме того, дети учатся переживать и победу, и поражение, что пригодится и в учебе, и жизни.

Марина КУНЯВСКАЯ
Фото автора