Что мотивирует к работе в летний сезон — мнениями поделились участники педагогического студотряда

- 9:07Главная, Новости

Молодежный отряд, который работает в воспитательно-оздоровительном лагере «Лидер» Бешенковичского района, объединил студентов ВГУ имени П.М. Машерова и выпускницу ВГТУ. Второй год подряд сюда приезжает будущий учитель белорусского языка и литературы Елизавета Зубова. Подробности — в материале корреспондента «Настаўніцкай газеты».

В прошлом году Елизавету направили к нам на практику, — рассказала педагог-организатор Виктория Зверева. — Предполагалось, что на одну смену. У меня достаточно большой опыт проведения летней оздоровительной кампании для учащихся в частности, стаж работы в «Лидере» свыше 10 лет. У начальника лагеря Валерия Сороко вдвое больше! Поэтому потенциал коллег, когда они приходят в коллектив, четко определяем с первого дня знакомства и, конечно же, стараемся задействовать по максимуму. В данном случае так же: увидели задатки, посоветовались и в результате предложили девушке попробовать себя на должности культорганизатора. Она согласилась, хотя это уже другой уровень ответственности. Ведь воспитатель отвечает в первую очередь за отряд, в то время как культорганизатору надо успевать везде и всюду, фактически вместо 25 ребят под началом все 70. Дебют оказался удачным.

В конце той, первой для нее, смены Елизавета поинтересовалась у руководства, можно ли остаться на вторую. Перспективному кадру пошли навстречу. В итоге студентка с удовольствием проработала в лагере всё лето. И вернулась туда в нынешнем сезоне, только со второй смены — после сессии. Экзамены она сдала на отлично, перешла на третий курс. Снова работает культорганизатором и возглавляет студенческий педотряд. По словам Е. Зубовой, определяющим фактором, повлиявшим на выбор специальности и места учебы, для нее в свое время послужила университетская олимпиада.

— Сначала я собиралась поступать на факультет журналистики в БГУ, — призналась будущий педагог. — Но, успешно поучаствовав в олимпиаде ВГУ по белорусскому языку, ближе познакомившись с университетом и преподавателями, неожиданно поймала себя на мысли: вариант с учебой в Витебске мне тоже нравится. На момент выпуска из средней школы № 17 Орши именно педагогическая профессия стала для меня приоритетом. Моей путеводной звездой здесь была любимая учительница Елена Михайловна Савченко. В ВГУ раз за разом убеждаюсь, что не ошиблась в выборе. Что касается работы культорганизатором в «Лидере», то это очень ценный опыт. Многому научилась и учусь у Виктории Витальевны и Валерия Леонидовича, опытных воспитателей лагеря. С молодыми коллегами обмениваемся идеями, и, что важно, наши инициативы всегда поддерживают.

Думаю, в том числе благодаря «Лидеру» у меня проблем с адаптацией в школе не будет, потому что навыки коммуникации, организации мероприятий, даже в какой-то мере ведения документации прокачиваются по полной. Например, написать интересный сценарий — не сверхзадача из разряда почти невыполнимого. Скорее, рабочий момент и дело, которое мне по душе. 

Анна Григорович получила в ВГТУ специальность экономического профиля. Но перед тем, как отправиться в Могилев по распределению, решила поработать одну смену в «Лидере» воспитателем. Для этого накануне в течение трех месяцев занималась на курсах, организованных на базе ВГУ.

— Впечатления отличные, — прокомментировала А. Григорович. — Мне захотелось получить педагогический опыт. Видимо, сказалась семейная традиция: мои сестры — будущие педагоги, они учатся в ВГУ, мама — педагог, руководитель физвоспитания в дошкольном центре развития ребенка № 3 Витебска. Недавно съездила домой на выходные. Представляете, успела соскучиться по лагерю! Дети у нас замечательные, творческие: и рисуют, и поют, и в конкурсах участвуют. Скоро главный конкурс «Лидер-2025», вовсю готовимся. В целом программа смены насыщена мероприятиями и вместе с тем хорошо продумана, нет ощущения перегруженности. Особенно мне запомнилась большая бизнес-игра. Ребята в командах планировали и реализовывали бизнес-проекты, получали лицензии на предпринимательскую деятельность. В течение дня работали банк и паспортный стол, стражи порядка строго следила за соблюдением правил — между прочим, не обошлось без попытки грабежа, которая была своевременно пресечена, нарушителей оштрафовали. Когда среди победителей оказались воспитанники моего отряда, еще вопрос, кто сильнее радовался — я или дети. Если бы не обстоятельства, точно осталась бы еще на смену. Может, следующим летом в отпуске сюда приеду.

В лагере Анна задумалась о том, чтобы в перспективе попробовать себя в качестве преподавателя колледжа или университета. Или, для начала, дополнительно к основной работе вести объединение по интересам для учащихся.

Студент факультета физической культуры и спорта ВГУ Евгений Головешко дважды отдыхал в «Лидере» в школьные годы, теперь приехал работать воспитателем.

— Это для меня родное место, — считает боец студотряда. — «Лидер» в значительной степени помог определиться в выборе профессии и специальности. Мне по душе работать с детьми, легко нахожу с ними общий язык. Нравится спорт, особенно легкая атлетика. Нравится заниматься с ребятами различными видами спорта, обучать, тренировать, вести к результатам. В лагере прекрасная спортивная база, даже бильярд имеется — и всё ежедневно используется, проводятся соревнования. Спортивная составляющая сбалансирована творческой, гражданско-патриотический компонент на высоте. Каждый может выбрать дело по способностям и интересам. Сюда хочется возвращаться.

Воспитатели Арсений Кравцов и Богдан Кузьмин — студенты факультета гуманитарного знания и коммуникаций ВГУ. Оба серьезно увлечены историей и спортом. Богдан занимается волейболом, в университетской команде в основном выступает как связующий игрок. За спиной у Арсения 177 прыжков с парашютом, первый из которых он совершил в 10-м классе. Отличный ориентир для воспитанников!

— Парашютный спорт кардинально изменяет жизнь, влияет на характер — как и любой спорт, — отметил А. Кравцов. — Учит дисциплине, преодолевать себя, чтобы достигнуть цели. На самом деле, вне зависимости от опыта, прыгать с парашютом всегда боязно. Для меня особенно трудными были первые прыжков двадцать. Потом желание это сделать ощущается всё сильнее, страх отступает. Возможно, в чем-то педагогический опыт сродни прыжку с парашютом. Только в спорте ты отвечаешь за собственную жизнь, а здесь несешь ответственность за детей, их безопасность, здоровье и воспитание.

Нужно приложить максимум усилий, чтобы ребята получали яркие эмоции от каждого дня, отдыхали и развивались, находили общие интересы и сдружились за смену.

— В работе с детьми важно выстроить крепкое командное взаимодействие, — солидарен комиссар студотряда Б. Кузьмин. — В «Лидер» большинство ребят приезжают неоднократно, они знакомы и дружат по парам, тройкам. Одна из главных наших целей — объединить их в сплоченный и эффективно работающий коллектив, все мероприятия на это направлены. Воспитателю нужно научить мальчишек и девчонок видеть общую стратегию и конкретные задачи для каждого, грамотно распределять силы, держать темп. Не просто наладить общение и провести мероприятия, а предусмотреть, чтобы это положительно отразилось на физическом, духовно-нравственном, интеллектуальном развитии воспитанников. Плюс формировать лидерские качества. Сложно и очень интересно.

Татьяна БОНДОРЕВА
Фото автора