В средней школе № 9 Пинска недавно открылась группа по изучению китайского в качестве основного иностранного, а популярность этого языка среди детей и родителей стабильно растет. О трудностях и достижениях на этом пути рассказывают директор учреждения образования и учитель китайского языка.

– Почему наша школа выбрала китайский? Во-первых, нам очень повезло с учителями, – говорит директор средней школы № 9 Пинска Михаил Николаевский. – Когда-то два наших педагога загорелись изучением языка Поднебесной, переквалифицировались и стали преподавателями китайского. Во-вторых, это перспективно. Сначала у нас появилось объединение по интересам, на следующий год – факультатив, а в прошлом учебном году начала работу группа китайского языка на базе 3 класса. Изучению иностранных языков в школе всегда уделялось особое внимание. Но сегодня французский, немецкий, испанский отходят на второй план: соответствующие страны не проявляют никакой заинтересованности в сотрудничестве с белорусскими школами. А вот Китай активно идет нам навстречу. Также остается востребованным английский язык как международный.
– Многие родители как раз боятся, что, отдав ребенка на китайский, пожертвуют английским.
– Бояться не стоит. Английский учащиеся, которые постигают азы языка Поднебесной, изучают в формате объединений по интересам и факультативов. В школе работает замечательный преподаватель английского и китайского языков Виктория Летун, успехи которой отмечены премией Чрезвычайного и Полномочного Посла Китайской Народной Республики в Республике Беларусь. Она регулярно организует экскурсии для ребят в Республиканский институт китаеведения имени Конфуция БГУ (РИКК БГУ) и Китайский культурный центр в Минске. В планах обучить китайскому еще одного нашего педагога – Марину Пешко. К слову, организация изучения языка Поднебесной в нашем учреждении была бы невозможной без помощи РИКК БГУ. А в 2024/2025 учебном году был подписан договор о сотрудничестве между нашим учреждением образования и Центром белорусско-китайских межкультурных коммуникаций Полесского государственного университета.
– Что посоветуете школам, которые хотят, но не решаются начать обучение детей китайскому?
– Дерзать. У нас в свое время тоже были опасения, новое всегда пугает. Но мы переступили через сомнения, ведь время диктует свои условия.

О том, как стала преподавателем китайского языка, рассказывает учитель Виктория Летун
– Китайскому я обучалась в РИКК БГУ, где прошла двухлетнюю переподготовку. Удивительно, но мне не было сложно, хотя нагрузка была колоссальная: свою методику, навыки изучения немецкого и английского языков я легко перенесла на китайский. Я давно планировала это сделать, и когда институт китаеведения убрал возрастные ограничения для изучения языка, поняла: время пришло. Кстати, параллельно постигала и мастерство художника-каллиграфа.
– В числе педагогов, проходящих переподготовку, в основном учителя иностранного языка?
– Как ни странно, нет. РИКК БГУ с удовольствием принимает на обучение учителей физики, математики, русского и белорусского языков. Директор института Анатолий Афанасьевич Тозик всегда акцентировал внимание на следующем: было бы прекрасно, чтобы преподаватели не только иностранных языков, но и других предметов изучали китайский. Форма обучения – очно-заочная, по окончании учебы сдается международный экзамен на уровень знания китайского языка. После обучения я проходила стажировку в городе Куньмин провинции Юньнань. Я не только посещала там занятия по китайскому, но и активно знакомилась с историей и культурой «города вечной весны». Самой уникальной и неповторимой достопримечательностью в нем считается Национальный парк Шилинь – настоящий каменный лес, а также сказочно красивый парк Цуйху. По канатной дороге мы поднимались к известному на весь Китай «золотому храму» – Цзиньдянь…
– Учителю китайского языка нужно знать не только иероглифы, но и сложную культуру, литературу Поднебесной.
– Это моя любимая часть преподавания! Чайная церемония, китайская каллиграфия, красные фонарики – дети легко откликаются на всё, что ярко и красиво, что необычно для их глаз и ушей. В мае текущего учебного года мы устроили праздник китайского языка, на котором присутствовали заместитель директора РИКК БГУ госпожа Лю Сулин, а также старшие преподаватели кафедры китайского языка и страноведения Джоу Ян и Нин Цзюньцзе и преподаватель курсов китайского языка Гао Ванжоу. Они провели для всех мастер-классы. Из Китая я привезла много атрибутики, которую использую на занятиях. Родители учащихся оказали нам спонсорскую помощь и приобрели сервиз для чайной церемонии.
Конечно, без трудностей не обходится. Не всегда родители понимают важность изучения китайского в современном меняющемся мире. А ведь нашей стране уже сегодня необходимы специалисты со знанием этого языка, в будущем спрос на них будет только расти. Причем я убеждена: сначала нужно увлечь детей, а они в свою очередь будут мотивировать родителей.
– Тем не менее не все папы и мамы готовы, чтобы их ребенок сосредоточил усилия на китайском. Чего они в основном опасаются?
– Во-первых, этот язык взрослому поколению белорусов пока все же незнакомый. Во-вторых, родители боятся, что не смогут, например, помочь детям с выполнением домашнего задания. Поэтому в наших планах открытие на базе школы центра изучения китайского языка для учащихся и их родителей. Это путь небыстрый, но очень важный. Думаю, и сама жизнь скоро подтолкнет нас к более массовому изучению китайского. Ведь у нас с Китаем сегодня «Один пояс – один путь».
Татьяна ШПАК,
учитель средней школы № 9 Пинска
Фото предоставлено автором





