Каким должен быть алгоритм изменения наименования учреждения образования

- 10:04Компетентно

Понятие “учреждение образования” определено подпунктом 1.38 пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Беларусь об образовании, в соответствии с которым под учреждением образования понимается юридическое лицо в организационно-­правовой форме учреждения, основной целью деятельности которого является осуществление образовательной деятельности и (или) которое принимает участие в реализации плана защиты прав и законных интересов ребенка и отнесено к учреждениям образования в соответствии с Кодексом об образовании.

Решение об изменении наименования

Решение о смене наименования учреждения образования вправе принимать учредитель учреждения образования либо орган, уполномоченный на принятие решения о смене наименования и внесении изменений в его устав. Поскольку учреждение образования действует на основании устава, в котором в обязательном порядке указывается наименование учреждения образования (требования подпункта 2.1 пункта 2 статьи 21 Кодекса об образовании), при смене наименования учреждению образования необходимо вносить изменения в устав.

Но прежде чем принимать решение о смене наименования учреждения образования и внесении изменений в устав, необходимо в установленном порядке согласовать новое наименование учреждения образования.

Согласование наименования

Порядок согласования наименований юридических лиц определен Положением о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 февраля 2009 года № 154.

Для изменения наименования учреждению образования необходимо обратиться в регистрирующий орган и предоставить:

заявление, заполненное руководителем учреждения образования или другим уполномоченным на это лицом;

копию документа, который подтверждает полномочия заявителя, например, доверенность — если заявление будет подаваться не руководителем учреждения образования;

разрешение на использование фамилий/псевдонимов известных лиц или наименований, если они используются в новом наименовании.

Обратиться в регистрирующий орган можно разными способами по выбору учреждения образования:

личное обращение в регистрирующий орган с предъявлением документа, удостоверяющего личность;

направление документов по почте; представление документов в электронном виде через веб-портал Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — ЕГР) (http://egr.gov.by).

Срок согласования наименования зависит от выбранного способа обращения и составляет: в день обращения — при подаче лично; в течение двух рабочих дней с даты поступления обращения — при направлении по почте; не позже следующего рабочего дня с даты направления обращения — при электронной подаче через веб-портал ЕГР.

По результатам рассмотрения заявления регистрирующий орган выдаст справку о согласовании наименования или справку об отказе в его согласовании. Соответствующая справка будет направлена/передана тем же способом, каким было подано заявление.

Учреждение образования, которым согласовано наименование, в течение месяца со дня согласования вправе использовать это наименование для государственной регистрации изменений, вносимых в устав. На указанный срок наименование резервируется в ЕГР.

Устав

Изменения в устав в связи со сменой наименования можно оформить по выбору учреждения образования в виде приложения к уставу или его новой редакции. Изменения в устав в обязательном порядке подлежат государственной регистрации, обратиться за которой можно различными способами, в том числе на веб-портале ЕГР. Срок, государственная пошлина и порядок выдачи зарегистрированного изменения в устав и нового свидетельства о регистрации зависит от выбранного учреждением образования способа обращения за государственной регистрацией.

При государственной регистрации изменений в устав регистрирующий орган самостоятельно информирует о таком изменении налоговые органы, органы государственной статистики, Фонд социальной защиты населения, РУП “Белгосстрах”.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности

После внесения изменений в устав учреждению образования необходимо в месячный срок со дня государственной регистрации изменений в ЕГР подать заявление об изменении лицензии на образовательную деятельность. Такая обязанность на учреждение образования, являющееся лицензиатом, возложена пунктом 1 статьи 22 Закона Республики Беларусь от 14.10.2022 № 213-З “О лицензировании”. Данная административная процедура осуществляется бесплатно.

Законом предусмотрены несколько способов подачи заявления об изменении лицензии: в лицензирующий орган лично лицензиатом; посредством почтовой связи; в электронной форме через единый портал электронных услуг.

Заявление об изменении лицензии рассматривается лицензирующим органом в течение 15 рабочих дней со дня его приема. О принятом решении лицензирующий орган уведомляет лицензиата и вносит соответствующие изменения в Единый реестр лицензий.

Напомним, что лицензирующими органами для учреждений общего среднего образования выступают Минский городской исполнительный комитет, городские (городов областного подчинения) и районные исполнительные комитеты.

Решение о государственной аккредитации

Изменение наименования учреждения образования влечет необходимость внесения изменений в решение о государственной аккредитации (подтверждении государственной аккредитации) учреждения образования на соответствие заявленному виду. Данная обязанность предусмотрена пунктом 41 Положения о порядке проведения государственной аккредитации и подтверждения государственной аккредитации учреждений образования, иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять
образовательную деятельность, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2022 № 572 (далее — Положение о государственной аккредитации).

Согласно пункту 4 статьи 28 Кодекса об образовании решение о государственной аккредитации учреждения общего среднего образования на соответствие заявленному виду устанавливается право учреждения образования на выдачу выпускникам документов об образовании.

Таким образом, с момента регистрации изменений в устав в ЕГР в части смены наименования учреждения образования до внесения изменений в решение о государственной аккредитации (подтверждении государственной аккредитации) учреждения образования на соответствие заявленному виду право учреждения образования на выдачу выпускникам документов об образовании отсутствует.

Заявление о внесении изменений в решение о государственной аккредитации подается учреждением образования в Департамент контроля качества образования Министерства образования (далее — Департамент) в двухнедельный срок после внесения записи о государственной регистрации соответствующего изменения в устав в ЕГР одним из следующих способов: в Департамент лично руководителем учреждения образования либо уполномоченным им лицом; посредством почтовой связи.

К заявлению в обязательном порядке прикладывается оригинал сертификата о государственной аккредитации и копия документа, который подтверждает полномочия заявителя, если заявление будет подаваться не руководителем учреждения образования. Внесение изменений в административное решение осуществляется бесплатно. Формы заявлений о внесении изменений в решение о государственной аккредитации размещены на странице Департамента на сайте Министерства образования и доступны для скачивания по следующему QR-коду.

Решение о внесении изменений в решение о государственной аккредитации принимается Департаментом в десяти­дневный срок со дня регистрации заявления. О принятом решении учреждение образования уведомляется Департаментом.

Сертификат о государственной аккредитации учреждения образования с новым наименованием выдается Департаментом только в ходе личного приема руководителю учреждения образования или уполномоченному им лицу при предъявлении документов, предусмотренных абзацами 3 и 5 части 1 пункта 2 статьи 15 Закона Республики Беларусь “Об основах административных процедур”: подтверждающих служебное положение руководителя учреждения образования, а также удостоверяющих его личность; подтверждающих полномочия представителя заинтересованного лица, а также удостоверяющих его личность.

Другие документы

При смене наименования необходимо внести изменения в локальные правовые акты учреждения образования: правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, правила внутреннего распорядка для обучающихся, правила внутреннего распорядка в общежитиях (при наличии общежития), порядок и периодичность проведения самоконтроля за обеспечением качества образования, положение о ресурсном центре, регламент работы ученического совета, положения о структурных подразделениях, инструкция о пропускном режиме и т.д.

Изменения в локальные правовые акты вносят в том же порядке, в каком данный локальный правовой акт принимался.

Образцы подписей и печати

После регистрации изменений в устав о смене наименования учреждения образования и изготовления печати с новым наименованием в Департамент направляются образцы подписей руководителя, заместителей руководителя и образец оттиска печати учреждения образования. Данные образцы включаются в базу печатей и подписей руководителей учреждений образования, необходимую для осуществления отдельных административных процедур.

Ольга РЫБАКЛЮЧЕВА,
директор Департамента контроля качества образования
Министерства образования, кандидат юридических наук, доцент