С начальником управления по образованию Оршанского райисполкома Андреем Загурским говорим о закрепляемости молодых специалистов, обращениях на личном приеме и энтузиазме в работе.
В команде
— Вы один из самых опытных руководителей в системе образования страны. Скажите, в чем секрет вашего личного, не иссякающего интереса к ее развитию, умения радоваться успехам педагогов и детей Оршанского района, словно вас только-только назначили на должность?
— Образование в моем понимании — это люди. Педагоги, коллеги, с которыми работаешь, дети, которые всегда удивляют, дают тебе лично что-то новое и интересное; технический персонал, который помогает создавать условия. В образовании никак без определенного энтузиазма — при этом ты достигаешь результата не один, а в команде. Вот потому и хочется дальше работать, развиваться. Так было в первые годы работы, когда я работал директором сельской школы, когда только-только начинал в отделе образования Лиозненского райисполкома, и так есть сегодня. Конечно, когда что-то не удается — а как же без проблем, неудач? — безусловно, расстраиваюсь. Но силы двигаться дальше дают все те же самые коллеги, педагоги и дети.
Как тут не вспомнить всем известные трудности с ковидом?.. Нам удалось сохранить коллективы, стабильность, побороть психологическую боязнь болезни века — и люди вернулись к обычной нормальной жизни. Считаю это значительным результатом, когда всем вместе нам удалось побороть сложные внешние обстоятельства.
Образование в моем понимании — это люди. Педагоги, коллеги, с которыми работаешь, дети, которые всегда удивляют.
— Традиционно интересуюсь у руководителей, в какое из учреждений образования они приходят за настроением. Как вы, Андрей Владимирович, ответите на этот вопрос?
— Как и в любом районе, у нас есть лидеры в тех или иных направлениях, а есть аутсайдеры. Любимчиков, сразу скажу, у меня нет, но есть учреждения, которые мне нравятся в своем развитии, которые больше всего удивляют. Но в целом хочу отметить: все учреждения Оршанского района (школы, гимназии, сады, учреждения дополнительного образования) работают на высоком профессиональном уровне, компетентны в разных вопросах, сюда можно обратиться по любому вопросу. При этом персонально никого не выделю — не считаю это правильным.
— С какими проблемами чаще всего к вам обращаются на приеме по личным вопросам?
— Обращений много по различным вопросам. Безусловно, большая их часть касается трудоустройства, так как в самой системе районного образования трудится 5500 человек, из них 2700 — это педагоги. Актуальны вопросы учебной деятельности учащихся, хозяйственные проблемы (жалобы по поводу ремонта). Никуда не денешься и от жалоб на сотрудников, которые бывают обоснованными и необоснованными.
В общем, люди достаточно активно записываются на приемы, приходят, звонят. А мы стараемся решить любые вопросы и проблемы для того, чтобы они не повторялись.
Педагоги — как звездочки
— Результативная работа с молодыми педагогами всегда была отличительной чертой образования Оршанского района. Ситуация не поменялась?
— На сегодняшний день у нас один из самых высоких показателей закрепляемости молодых специалистов, где-то около 75%. Согласитесь, достойная цифра… Мы стараемся брать молодых специалистов именно из Орши, у кого здесь есть место жительства. И многие педагоги действительно остаются дома, заводят семьи и никуда не уезжают.
Что касается моей оценки деятельности молодых педагогов, то позвольте напомнить вечно существующую проблему отцов и детей, когда старшие часто бывают недовольны молодым поколением. Но как руководитель отмечу: в настоящее время к нам приходит очень интересное молодое поколение. Отрадно, что в нем есть и сильные учителя.
— Судя по первому месту, которое Орша завоевала в конкурсе Издательского дома “Педагогическая пресса” по результатам подписки на IV квартал минувшего года, ваши педагоги активнее других читают “Настаўніцкую газету”…
— И я ее читаю, и в первую очередь меня интересуют публикации об образовании Витебской области. Хотя, безусловно, интересен и опыт коллег со всей республики…
Мне представляется очень правильной практика, когда педагоги становятся авторами своего профессионального издания. Учитель делится своим опытом, и это всегда интересно для коллег. Педагоги — они ведь как звездочки, их нужно зажигать! Публикациями в том числе!.. К слову, когда я был учителем, то всегда старался что-то публиковать.
Итоги рядом с задачами
— Каким вопросам уделите особое внимание в этом году, Андрей Владимирович?
— Планы обычно начинаю писать в декабре, когда подвожу итоги сделанному… Что касается основных направлений работы, то у нас есть Комплекс мер по реализации Программы развития Оршанского района — документ, утвержденный постановлением Совета Министров, который мы реализуем уже на протяжении нескольких лет. 2023 год — последний и самый ответственный, будут подведены итоги. В комплексе мер есть мероприятия, направленные на повышение квалификации кадров, развитие учреждений дошкольного, общего среднего, специального и дополнительного образования, укрепление материальной базы и др. Многое было реализовано в прошлом году, и мы продолжаем эту работу. Спасибо за помощь главному управлению по образованию Витебского облисполкома в выделении соответствующего финансирования.
Основной же задачей остается работа с кадрами. Произошло их значительное обновление, поэтому актуален вопрос учебы. А это значит — надо продолжать учиться самому и учить других.
Екатерина РУМЯНЦЕВА
Фото автора