Непослушание: формы проявления и реакция родителей

- 16:16Газета "Домой!", Новости

— Мамочка, а что ты делаешь?

— Статью про непослушных детей пишу.

— Ой, мамочка, пожалуйста, не прописывай меня туда.

(Из диалога с пятилетней дочерью.)

Непослушание является одним из ключевых запросов родителей и педагогов на оказание психологической помощи. Описывая суть проблемы, взрослые часто прибегают к таким прилагательным в адрес ребенка, как невоспитанный, недисциплинированный, капризный, упрямый, делающий всё и всем на зло, грубый, невозможный, безответственный, ленивый и т.д.

В “Толковом словаре русского языка” (М., 2003) С.И.Ожегов объясняет непослушание как отказ слушаться кого-нибудь. А доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и организационной психологии Белорусского государственного университета Игорь Фурманов в пособии “Психология детей с нарушением поведения” утверждает, что непослушание — это одна из форм нарушений поведения, которая проявляется через повторяющиеся агрессивные действия и во всех случаях приводит к дезадаптации в социуме. Но какие бы определения мы ни предлагали, всё равно выйдем на то, что:

во-первых, поведенческие проявления непослушания весьма разнообразны;

во-вторых, само непослушание приводит либо к кратковременному, либо к долговременному нарушению отношений ребенка с окружающей средой;

в-третьих, в ситуациях непослушания всегда есть активный либо пассивный протест против указаний более старшего человека.

Несмотря на то, что поведенческие формы весьма разнообразны, важно различать их ключевые характеристики с тем, чтобы подобрать адекватные способы реагирования, не ломающие ребенка и вместе с тем четко указывающие на границы дозволенного.

Итак, какие существуют формы проявления непослушания.

Негативизм. Как правило, это научный термин. Родители или педагоги, имея ввиду негативизм, жалуются на то, что ребенок либо делает всё наоборот, либо делает вид, что ничего не слышит (“как глухой”, “надо сто раз повторить” и т.п.). Известным психологом Л.С.Выготским негативизм описывается как проявления в поведении ребенка, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому, что это предложил взрослый. По сути, негативизм имеет два варианта проявления — активный и пассивный. Активный — это когда ребенок демонстрирует яркое сопротивление требованиям взрослых через выполнение действий, противоположных требуемым. Например: “Сложи игрушки в корзину!” — и в один момент игрушки уже разбросаны по всей комнате. При пассивном негативизме наблюдается полное отсутствие реакции на слова взрослого человека, побуждающие к некоему действию.

В определенные периоды жизни ребенка негативизм является одной из характеристик нормального психического развития. Так, если мы наблюдаем активный протест против слов хорошо знакомых (но не чужих) близких людей либо пассивный протест против слов родителей, то речь идет о проявлениях возрастных кризисов: в первом случае — о кризисе трех лет, во втором случае — о подростковом кризисе. Во всех иных случаях негативизм в поведении ребенка проявляется при нарушенных детско-родительских отношениях, требующих коррекции.

Возрастные кризисы развития — достаточно обширная тема для размышлений. В рамках данной статьи хотелось бы отметить, что эти периоды необходимы для перехода от предыдущей стадии развития к следующему качественно новому этапу. При разумном взаимодействии родителей с детьми в такие переходные периоды формируются (или не формируются) важные для будущей жизни характеристики ребенка: самостоятельность или конформизм (подчиняемость) при проживании кризиса трех лет и четкое представление о себе как целостной личности или размытые границы личности подростка. Даже у очень послушных детей в кризисные периоды поведение становится малоуправляемым и неподдающимся никакому контролю.

В целом же, чтобы негативизм не рвал тонкие нити отношений в системе “родитель — ребенок”, можно прибегать к следующим приемам реагирования:

прием “Наоборот”. Например, ребенок не хочет одеваться на улицу. Вы говорите: “Знаешь, на улицу сегодня не одевайся. Я надену курточку и ботинки, а ты иди босая и в маечке”;

прием “Ожидание”. Его могут позволить себе родители, обладающие временем с запасом: просто ждете, без излишних уговоров, пока ребенок не выполнит то действие, которое сейчас важно (одеваться на улицу, что-то собрать и т.п.);

прием “Спрячем важное”. Например говорите ребенку: “Давай ты скушаешь кашу, а на дне тебя ожидает чудо” (тарелка с рисунком на дне или ягодка на дне).

Кроме того:

не стоит наказывать ребенка при чужих людях, зная, что, с одной стороны, дети остро переживают несправедливость и нетактичность со стороны родителей, а с другой — наказание в общественных местах может привести к формированию сложного психологического комплекса, который трудно будет исправить в будущем;

иногда, если истерика долго не прекращается, пожалейте ребенка, прикоснитесь к нему, крепко обнимите, выразив тем самым любовь и понимание даже в такие минуты;

не применяйте так называемое демонстративное наказание, заключающееся в лишении сладкого или чего-то обещанного (игрушки, например);

рассказывайте и показывайте на примере, что взрослость и самостоятельность проявляется не в слезах и крике, а в умении вести себя соответствующим образом, обратите внимание ребенка на поведение других детей, которые ведут себя подобным образом, объясните, как некрасиво они выглядят в эти моменты.

Упрямство. Это реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что этого сильно хочет. Чаще упрямство возникает в ответ на излишнюю требовательность взрослых, которые не обращают внимания на интересы и возраст ребенка, немотивированно требуют беспрекословного и сиюминутного подчинения. Какие-то аргументы со стороны ребенка взрослым не выслушиваются; в такой ситуации всё, что остается делать детям, — топать ногами, ложиться на пол, громко и демонстративно плакать, создавать в комнате беспорядок, отстраненно реагировать на то, что происходит вокруг. Кроме игнорирования интересов ребенка, упрямство могут вызывать замечания, сделанные в присутствии других людей, невыполнение обещаний, сравнение детей между собой.

Как реагировать взрослым?

Чтобы просьба (требование) была услышана и не вызвала приступа упрямства, надо установить с ребенком зрительный контакт, твердо и четко (кратко) проговорить свое пожелание и убедиться, что ребенок вас услышал. При этом важно пояснить, почему ему нужно сделать то, что вы просите.

Имеет смысл объяснить суть запрета, приводя примеры из жизни.

Иногда целесообразно идти ребенку навстречу и в случаях конфронтации уступать (это покажет сыну или дочери, что вы его слышите и уважаете его мнение). Важно это делать, когда ребенок не просто капризничает, а приводит некие доводы и аргументы.

Ребенку важно давать выбор в возможных для этого ситуациях, то есть предложить способ выполнения необходимого для вас действия (например: “Ты сегодня хочешь одеть в сад синие брючки или розовое платьишко?”).

У любого ребенка, как и у взрослого, может быть плохое настроение, которое он захочет отыграть на вас. Главное — попытаться узнать, что смогло испортить ему настроение, посочувствовать и всё же донести, почему важно выполнить именно то, что ребенок отказывается сделать.

Помните, что ребенок не всегда должен беспрекословно выполнять родительские требования. Задача родителей — научить детей жить в радости, проявляя инициативу и формируя свое мнение (даже в споре с родителями).

Капризность. Это протестное поведение, направленное на достижение сиюминутно возникшего желания. Зачастую капризность развивается в условиях гиперопеки, когда все желания ребенка моментально исполняются. У детей дошкольного возраста ситуативные капризы случаются при нервной или физической перегрузке, при большом количестве впечатлений, при смене привычного режима жизнедеятельности. В таких ситуациях достаточно организовать для ребенка привычный режим и дать возможность отдохнуть.

Враждебность. Это неприязнь по отношению к тому, с кем ребенок находится в конфликтных отношениях. Враждебность не всегда находит выражение в агрессивном поведении, но всегда имеет место быть злость, презрение и отвращение по отношению к другому. Враждебность по отношению к детям и по отношению ко взрослым проявляется по-разному. Например, в системе отношений “ребенок — ребенок” она может проявляться следующим образом:

ребенок мешает детям в играх, посмеивается над ними, любит их пугать;

надоедает детям, пристает к ним;

прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим;

пристает к более слабым детям;

дерется несоответствующим образом (кусается, царапается и пр.). 

Враждебность по отношению ко взрослым характерна в основном подросткам (нетерпелив во взаимодействии со взрослыми, переменчив в настроении; выражает открытую враждебность через вульгарный язык, порчу имущества, беспричинный обман, единичные случаи воровства).

Раздражительность. Это склонность к чрезмерным эмоциональным реакциям на обычные варианты воздействия среды. С одной стороны, раздражительность во многом определяется типом нервной системы человека и может быть наследственно обусловленной особенностью характера. С другой стороны, достаточно часто в детском возрасте раздражительность является реакцией на замечания со стороны окружающих. Сама по себе раздражительность не представляет реальной угрозы окружающим, потому что ее проявления в большей степени затрагивают самого ребенка. Раздражительность предполагает:

плаксивость, повышенное беспокойство и плохую переносимость малейшего дискомфорта (особенно у маленьких детей);

быструю утомляемость и общую слабость, качание ногами и постукивание пальцами (у младших школьников);

резкое и нетерпимое поведение, при котором речь переходит на уровень крика (особенно у подростков).

В каких случаях следует обратиться за консультацией к медикам?

Если ребенок неадекватно рассчитывает собственную силу и в состоянии раздражительности может себе или окружающим причинить травму; если приступы раздражительности чаще всего случаются в общественных местах; если проявления раздражительности у ребенка случаются чаще, чем один раз в день, каждый день на протяжении 7—10 дней.

В подростковом возрасте беспричинная раздражительность и нервозность обусловлена закономерными переменами в гормональной системе взрослеющих детей; именно поэтому она и не поддается управлению и контролю с их стороны.

Недисциплинированность. Это нежелание выполнять социальные нормы поведения в общественных местах. В основе недисциплинированности в целом может лежать незнание норм и правил поведения либо неумение подчинять свое поведение нормам и правилам.

К первой группе, как правило, относятся дети старшего возраста, которых учебная деятельность не всегда интересует, школьные обязанности игнорируются. Их круг интересов — за рамками школы, что, естественно, вызывает конфликты с педагогами и родителями. Их тактика демонстрирования себя (паясничание, выкрикивание с места, нелицеприятная оценка других) приводит не к достижению намеченной цели, а к выстраиванию конфликтных отношений. В этом случае важна организованная воспитывающая деятельность и педагогов, и родителей.

Иного подхода требуют недисциплинированные учащиеся второй группы, которые не умеют контролировать поведение в соответствии с выдвигаемыми по отношению к ним требованиями. Как правило, это дети с замедленным темпом психического развития, поступившие в школу без необходимой школьной зрелости, предполагающей психофизиологическую готовность организма к систематическим нагрузкам. Правильно организованная педагогом учебная деятельность таких учащихся позволит избежать грубых вариантов нарушения в их поведении.

Помните! Ребенок не бывает непослушным и неуправляемым с рождения. Для любого проявления непослушания есть причины.

Ольга ПШЕНИЧНАЯ,
заведующий отделом ГУО Социально-педагогический центр Брестского района
Фото pinterest.сom носят иллюстративный характер