Очередной этап соревнований по разработке игр «ГеймДев Юниоры» пройдет 24 декабря на базе столичного Центра технического творчества детей и молодежи. Учитель информатики высшей квалификационной категории гимназии № 33 Минска, автор идеи и методики подготовки к соревнованиям Наталия Курсова рассказала, какие возможности дает инженерное состязание и чего ожидают от школьников. Подробности — в материале корреспондента «Настаўніцкай газеты».

Традиционно соревнования проходят на каникулах — 4 раза в год. К участию приглашаются школьники 8—14 лет со всей страны, увлекающиеся разработкой игр или занимающиеся в тематических кружках и объединениях по интересам.
— Обычно конкурсы, в том числе технической направленности, проводятся один раз в год. Нашей же идеей было создать регулярный соревновательный процесс, благодаря которому у детей появилась бы возможность исправить свои ошибки и продолжить отработку навыков, — поделилась Н. Курсова.

Перед соревнованиями все ребята, подавшие заявку на участие, проходят обучающий дистанционный курс, выполняя задания которого получают баллы. До финального очного этапа доходят только школьники с самым высоким рейтингом.
— Мы создаем открытую среду, где каждый учащийся может задать все интересующие вопросы. Дети присоединяются к вебинарам, выполняют задания, вместе разбирают ошибки и проблемные темы. А самое главное — мы объясняем юным разработчикам критерии оценки и требования, которые стоят перед участниками соревнований, — отметила педагог. — Обучающий трек включает в себя игровой дизайн, программирование, изучение навыков эффективного кодирования, правильного использования Scratch-процедур. Также рассказываем про самодокументирующийся код, его правильное оформление. Школьники не просто учатся программировать, а учатся делать это грамотно: правильно использовать названия переменных и других процедур.
Автор инициативы подчеркнула, что в рамках соревнований ребята получают опыт работы в команде, применения знаний в стрессовой ситуации, а также развивают навыки тайм-менеджмента, проектирования, планирования и выносливости.

— За 3 часа, отведенных на выполнение технического задания соревнований, участникам необходимо не просто придумать игру, а разложить процесс на отдельные задачи, правильно распланировать их выполнение и, конечно, закодировать программу. Мы не делим конкурсантов по возрастному критерию. Существуют только две подгруппы для тех, кто соревнуется впервые и повторно, а также командная разработка, — пояснила Н. Курсова.
Она добавила, что видит прогресс в игровых решениях детей, которые участвуют второй год. Ребята создают более качественную графику и интересный сюжет.
— Оценка созданных игр происходит по трем параметрам: гейм-дизайн, код и игровой арт. В экспертное жюри входят сотрудники профильных вузов, студенты, представители индустрии, — уточнила учитель информатики. — Приятно видеть интерес к соревнованиям со стороны школьников. Так, на последний этап состязания было подано 94 заявки, до финала обучения дошло 36 человек, в очных же турах приняло участие 29 учащихся.

Ребята в рамках образовательной инициативы Парка высоких технологий «IT-каникулы» посещают индустриальных партнеров. На прошлой неделе дети заглянули в офис компании «Гейм Стрим». Ее сотрудники обсудили разработки школьников, дали практические рекомендации, провели неформальные беседы о выборе будущей профессии и возможностях индустрии.
Н. Курсова сообщила, что уже открыта регистрация на зимний этап инженерных состязаний.
О впечатлениях от соревнований рассказал шестиклассник столичной гимназии № 33 Илья Левин, который уже не в первый раз проверяет свои умения в создании игровых проектов:
— Интерес к программированию появился в 3—4-м классе, поэтому пошел в тематический кружок. Сейчас более детально стал заниматься именно разработкой игр.

Юный айтишник отметил, что кроме практических навыков, соревнования дают возможность пообщаться с ребятами из других школ, обсудить общие интересы. Последний проект, над которым работал Илья, посвящен вопросам экологии.
— В игре можно выбрать один из двух уровней: энергосбережение или сортировка мусора. Целью ставил научить пользователей экономить собственные деньги и ресурсы нашей планеты. Каждому игроку сначала предоставляется теоретический блок, потом можно проверить знания, отвечая на вопросы. Также есть игровой уровень, где управляемым баком нужно поймать мусор, — раскрыл детали шестиклассник.
Илья самостоятельно изучает нейросети. По словам школьника, они помогают в создании персонажей и графики.
Директор Минского государственного дворца детей и молодежи Надежда Великая прокомментировала, что реализация подобных проектов существенно развивает детские способности благодаря погружению в реальную инженерную практику.

— Регулярные конкурсы способствуют формированию дисциплины, целеустремленности и мотивации к постоянному обучению. Внедрение подобных инициатив на уровне республики целесообразно и перспективно: единая стратегия взаимодействия образовательных учреждений с Центром технического творчества детей и молодежи позволит создать доступную сеть кружков и секций, обеспечить равные возможности для регионов и стимулировать развитие инженерного потенциала подрастающего поколения, — подчеркнула Н. Великая.
Она также выразила уверенность, что ранняя профориентационная работа, в том числе через вовлечение детей в инженерные проекты и соревнования, способствует более осознанному выбору траектории обучения.
— Учащиеся получают возможность оценить свои сильные стороны, понять требования различных технических специальностей и увидеть практическую ценность приобретаемых знаний. Это позволяет снизить риск разочарований в ходе последующего обучения и мотивирует к целенаправленному развитию необходимых навыков. В итоге такие инициативы формируют основу для устойчивого инженерного потенциала региона и страны в целом, — подытожила Н. Великая.
Ульяна КОСТЮНИНА
Фото автора и предоставлены Центром технического творчества детей и молодежи





