Рукотворные чудеса: педагог из Белоозерска учит детей традиционному ремеслу

- 9:00Главная, Новости

Воспитанники руководителя объединения по интересам «Беларускае ткацтва» Центра дополнительного образования детей и молодежи Белоозерска Татьяны Пунько готовы тратить две недели на заправку каждого из четырех ткацких станков, завязывать тысячи узелков, экспериментировать с природными материалами. Как педагог возрождает традиционное ремесло, узнавала корреспондент «Настаўніцкай газеты». 

От школьной доски — к бабушкиному станку

В кабинете во время занятий шумно по-особенному. Здесь раздается мерное постукивание да поскрипывание. Это работают ткацкие станки. Руководит этим «царством» Татьяна Владимировна Пунько. Кружок ткачества учительница начальных классов возглавила 18 лет назад. И не просто стала обучать школьников, а вдохнула в старинное ремесло такую жизнь, что теперь десятки ребят стоят в очереди, чтобы сесть за один из четырех старых станков.

Когда с семьей переехали в Белоозерск, места в школе не нашлось. А рядом с домом — Центр внешкольной работы (сейчас ЦДОДиМ). Зашла — и мне предложили вести кружок ткачества. Я растерялась. Опыта не было. Только детские воспоминания о бабушке из деревни Огородники (Березовский район), которая владела этим ремеслом. Но отступать не стала. Поставила станок в доме бабушки, нашла мастериц, которые еще помнили, как ткать. Так и работала, и училась одновременно. Днем — занятия с детьми, а во вторую смену мчалась в деревню. По книжкам этому не научишься, только наглядный пример и практика. Свой первый рушник я соткала к новому, 2007 году, потратив три месяца, — рассказывает педагог.

А вот азы ткачества поясов на дощечках Татьяна Владимировна изучала самостоятельно по книгам. Настольным в тот момент стал сборник Е.М. Сахуты. Потом освоила бердечки и ковроткачество. Училась сама и учила детей. Так, шаг за шагом, методом проб, ошибок и с помощью деревенских умелиц она сама стала мастером и педагогом.

Магия нитей и терпения

Сейчас в кабинете четыре станка — они главные «рабочие лошадки». Все старые, найденные педагогом по деревням, но в полном порядке. Татьяна Владимировна знает их как свои пять пальцев.

— Прежде чем станок застучит, его надо заправить. И это очень длительный и нудный процесс. Может растянуться на несколько недель. Одному не справиться. Нужно три человека минимум. Этот момент я считаю отличной школой командной работы и выдержки. Терпение нужно проявить железное, поверьте, и мне, и детям, — признается Татьяна Владимировна.

Только представьте: количество нитей основы в среднем 500, длина их 14 м. Вначале их нужно заправить в ремизки. Это такие детали ткацкого станка, состоящие из двух деревянных реек, соединенных нитками. Они отвечают за поднятие и опускание нитей основы для образования зева. Бывает от 2 до 12 штук. Чем их больше — тем сложнее узор можно создать.

Далее каждая ниточка проходит через бердо (деревяшка с частыми металлическими зубьями, которая отвечает за то, насколько плотным и ровным получится полотно). Промахнуться с зубом нельзя — будет брак. Завершается заправка станка закреплением каждой нити. А далее настройка, чтобы всё было натянуто равномерно. Она занимает всего-то (подумаешь!) несколько часов.

— И только тогда можно ткать. Этот процесс куда живее, динамичнее и интереснее. Нажал на педаль — нитки основы разделились (одни вверх, другие вниз). Получился зев — промежуток. Туда челнок с ниткой (утком) пробегает. Еще раз нажал педаль — опять зев, опять челнок пробежал. И так — ряд за рядом, — объясняет педагог.

Для создания узоров на полотне используется браный способ: специальной дощечкой (бральницей) создают дополнительный зев для цветной нити узора. Его схема напоминает схему для вышивки крестиком. Только каждая клеточка — это две, четыре или шесть нитей основы. Так, вооружившись большой иглой и считая нити, вручную создаются национальный орнамент или, к примеру, изображения котиков.

От пояска до рушника

Программа в кружке рассчитана на 7 лет, чтобы всё освоить без спешки. Занимаются здесь шесть групп, от 8 до 15 человек в каждой. Младшие — 2 раза в неделю по 2 часа, старшие — 3 раза по 3 часа.

Самые маленькие (1—3-е классы) начинают постигать основы ткацкого ремесла с помощью специальных дощечек, создавая первые пояса. Далее переходят к ткачеству на бердечке. Это дощечка с прорезями, на которой крепятся от 35 до 80 нитей основы. Челноком может служить обычная палочка от мороженого.

— Но самый любимый вид ткачества у детей раннего возраста — узелковое ковроткачество. Ребята обожают создавать коврики с котиками и мишками по схемам для вышивки, один крестик — один узелок, который нужно завязать пальчиками. И таких узелков может быть не одна тысяча. Настоящий тренажер для мелкой моторики и усидчивости получается, потому как на маленький коврик размером 20 х 20 см детям приходится тратить до двух месяцев. Позже они придумывают свои рисунки, — делится Татьяна Владимировна.

К станку допускаются ребята постарше, обычно с 9—11 лет. И хотя таких агрегатов четыре, выстраивается очередь из желающих.

— Два станка у нас для изготовления выставочных работ, два — для изделий, которые воспитанники делают для себя. На одном ткутся сумки-шоперы и рюкзаки из более толстых нитей, на другом — изящные рушники или салфетки. Почему очередь? Процесс ведь небыстрый. Например, недавно ученица Ульяна Пукало, перешедшая в 10-й класс, соткала себе… свадебный рушник! На это ушло несколько месяцев кропотливого труда. На один шопер в среднем требуется две-три недели. Потом приступает следующий человек, — уточняет педагог.

Как же удается не только научить сложному ремеслу, но и удержать интерес учеников на годы?

— Остаются только самые увлеченные. К тому же у нас здесь особая атмосфера. Мы не только работаем, но и общаемся, иногда за чашкой чая. В группе складываются настолько доверительные и дружеские отношения, что дети делятся друг с другом своими переживаниями, рассказывают о сложных ситуациях, в которых оказались. Знают, что здесь выслушают и поддержат, — говорит собеседница.

Самому же педагогу во время занятий, бывает, голову некогда поднять. Особенно у младших: каждому нужна помощь или подсказка.

Девочек, конечно, больше, чем мальчиков. Но они здесь есть — в прошлом году занималось 15 парней.

— Среди них выделяется Илья Матяш, родственник нашей знаменитой поэтессы Нины Матяш. Он ходит с четвертого класса, сейчас перешел в седьмой. Вначале изготавливал пояса, а сейчас трудится только на станке. Соткал два рушника для конкурса, для себя сделал рушник на четырех ремизках, а это сложно, поверьте, — отмечает Т. Пунько.

Даже страх заработать мозоли не останавливает влюбленных в ткачество детей.

— Был у нас исключительный случай. У девочки были очень нежные ручки, как только садилась за станок, через полчаса мозоли появлялись. Мы бинтовали ей пальчики, и она продолжала. Ходила до 11-го класса, — вспоминает педагог.

Не ради славы, а ради дела

Ткачество для Татьяны Владимировны и ее учеников не просто рукоделие. Это погружение в культуру. Ребята изучают символику белорусских узоров: голуби — любовь, ромб с точками — засеянное поле, ромб с лучиками — солнце. Они вместе создали стилизованные национальные костюмы: узоры для сорочек соткали сами на станках, а сшить одежду помогли на другом кружке. Эти костюмы — предмет особой гордости, их демонстрируют во время конкурсов и мастер-классов.

Успехи кружковцев впечатляют. Только за прошлый учебный год ребята приняли участие в пяти конкурсах, среди них республиканские: второе место на «Каляднай зорцы» и два первых на «Саматканым цудзе».

— Наши работы-победители остаются в Национальном центре художественного творчества детей и молодежи. Это переполняет гордостью и осознанием того, что мы растем и развиваемся, — подчеркивает руководитель объединения по интересам.

Т. Пунько занимается с ребятами исследовательской деятельностью: вместе ездят по близлежащим деревням Березовского района, знакомятся с мастерицами-ткачихами, изучают их изделия, орнаменты, символику, а также технику, которую они использовали. Полученные знания применяют на практике. Всё это помогает сохранить связь между поколениями и сберечь народные традиции.

Чтобы разнообразить деятельность детей и дать возможность больше раскрыть творческий потенциал, Татьяна Владимировна три года назад предложила создавать экоковрики.

— Берем травы, цветы, веточки, солому, бересту и листья кукурузы, нарезаем тонкими полосками и плетем из них изделия. Да, они не имеют практического применения, но ребята с удовольствием ткут природными материалами. И мне самой интересно, — делится педагог.

Спустя 18 лет, которые Татьяна Владимировна провела у ткацкого станка, она не жалеет о том давнем случайном предложении. Ее объединение — это место, где скрип дерева и стук челнока — симфония возрожденной традиции. Где учатся терпению и внимательности. Где дети не просто делают шоперы и рушники — они ткут свой характер, вплетая туда нити уважения к прошлому и создавая основу будущих побед.

Почему важно, чтобы такие кружки существовали:

— возрождение национальных традиций;

— выявление и развитие природных способностей учащихся, реализация их творческих идей;

— формирование художественного и эстетического вкуса, творческого мышления;

— воспитание трудолюбия, аккуратности, терпения, дисциплинированности, умения доводить начатое дело до конца;

— психологическая разгрузка.

Марина ЖДАНОВА
Фото автора и из архива собеседницы