Сохранить и приумножить историческую память помогает музей Логишинской школы

- 14:21Видеосюжет, Новости

Старейший народный историко-краеведческий музей Пинского района работает в Логишинской средней школе. Экспозиция знакомит с историческим прошлым городского поселка. Подробности в репортаже корреспондента «Настаўніцкай газеты».

Инициатором создания музея в 1956 г. была учитель истории Галина Красицкая. Экспонаты приносили учащиеся школы, педагоги и местные жители. Благодаря сплоченной работе была восстановлена история развития поселка и близлежащих деревень. Детальное изучение информации и пополнение фондов музея продолжилось под руководством заместителя директора по воспитательной работе, учителя истории Антонины Майоровой. Совет музея и активисты вели переписку с архивами БССР и Польши, а также с теми, кто освобождал поселок в годы Великой Отечественной войны, и родственниками погибших.

В 2018 г. музею присвоено звание «народный», которое было подтверждено в 2023 г.

Собранные предметы легли в основу 9 тематических разделов. Так, о далеком прошлом Логишина можно узнать благодаря каменным орудиям труда, найденным в окрестностях поселка, камням с отпечатками морских звезд, женским украшениям, фрагментам предметов быта.

— У нас хранятся выдержки из архивных документов и материалов о первых упоминаниях поселка, — отмечает учитель истории и обществоведения, руководитель музея Светлана Юшкевич. — Раздел «Крестьянский быт» рассказывает о жизни крестьян периода XVIIIXIX вв. В экспозиции размещены орудия труда и предметы быта, преимущественно изготовленные жителями Логишина и его окрестностей, а также экспонаты, привезенные из Дрогичинского и Ивановского районов. Здесь представлены корзиноплетение, ткачество, изделия из дерева, железные наконечники на деревянные заступы и многое другое.

По словам педагога, в музее сегодня хранится более 2750 предметов, а его фонды постоянно пополняются новыми экспонатами.

— О развитии промышленности на территории района знакомит раздел «Эпоха капитализма», — продолжает руководитель музея. Среди интересных экспонатов сберегательные книжки, платежные уведомления на уплату налогов, различные квитанции, нотариальные и выкупные земельные акты.

Раздел «Борьба народная» рассказывает о военной истории на территории Логишина. Здесь представлена информация о периоде Первой мировой войны, становлении советской власти, нахождении Логишина в составе Польши. 

Свой след на Пинщине в годы Первой мировой оставила знаменитая сестра милосердия Римма Иванова, единственная в Российской империи женщина, награжденная орденом Святого Георгия. Когда Римма узнала, что погибли офицеры и дрогнули солдаты, она первой подняла роту в бой, во время которого и получила смертельное ранение. Погибла сестра милосердия на территории села Доброславка Пинского уезда Минской губернии в возрасте 21 года.

— Имеет отношение к Логишину и русский поэт Николай Гумилев. Осенью 1915-го близ поселка стоял уланский полк, в котором служил поэт, дополняет руководитель музея.

Среди уникальных исторических находок — указатель на немецком языке, показывающий направление на Логишин.

Период Великой Отечественной войны представлен в разделе «1119 огненных дней».

— У нас хранится множество документальных и вещественных свидетельств военных лет. Среди них — солдатские каски, элементы обмундирования, письма с фронта, газетные вырезки того периода. Большой вклад оказали участники партизанского движения отряда имени Орджоникидзе. Они передали в музей документацию, партизанскую типографию, печатную продукцию и ряд других ценных экспонатов, бережно хранящихся в музее. На отдельном стенде размещены фотографии воинов, которые погибли за освобождение Логишина, — подчеркивает С. Юшкевич.

В 2023 г. музей пополнила постоянная экспозиция «О геноциде белорусского народа». Уголок постоянно пополняется обновленными данными, согласно новым исследованиям. Информация, представленная на стенде, активно используется учителями при проведении внеклассных мероприятий, часов информирования, классных часов.

В музее можно ознакомиться с послевоенным периодом в истории поселка, а также узнать о колхозном движении. Кроме того, школьникам рассказывают про быт в эпоху СССР. В тематическом разделе представлена различная мебель и техника, периодическая печать и фотографии родных мест.

 

— Отдельная часть экспозиции посвящена развитию религий и взаимоотношений представителей конфессий поселка, их святыням. В витринах экспонируются молитвенники, фото, иконы разных конфессий и даже пергамент с текстом молитвы «Богородица» на древнееврейском языке, отмечает учитель истории.

Название раздела «История школы» говорит само за себя. Здесь можно увидеть и учебники разных периодов, и предметы школьного обихода.

По словам С. Юшкевич, музей является не только центром гражданско-патриотического воспитания учащихся школы и учреждений образования района, но и научно-методическим ядром, на базе которого проходит поисковая и исследовательская работа:

Ребята принимают активное участие в районных и областных конкурсах, проектах, научно-практических конференциях. Члены объединения по интересам «Хранители музея» и поисково-исследовательской группы «Память» организовывают походы и экскурсии по историческим местам, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и выпускниками школы.

В музее ведется книга отзывов и учета посетителей. Первая запись датируется июлем 1974 г. Благодарность за работу по розыску родственников павших бойцов и сохранение памяти о военном прошлом поселка выразили бывшие партизаны 208-го партизанского полка.

Традиционными в музее являются уроки-экскурсии для первоклассников, приуроченные к началу учебного года, а для всех учащихся школы в течение года организовываются музейные уроки, посвященные знаменательным датам. Особой популярностью пользуется интерактивная экскурсия «Музейный дозор». Собеседница также отметила, что в канун Дня Победы и Дня защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь здесь проводятся тематические выставки.

— Краеведческая деятельность позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и своей малой родины. В совместной деятельности мы обращаемся к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее на основе исторической памяти, — подчеркивает С. Юшкевич.

Ульяна КОСТЮНИНА
Видео автора, фото Олега ИГНАТОВИЧА