Недавно “SOS-Детская деревня Боровляны” отпраздновала 30-летний юбилей. Торжество объединило многочисленных партнеров, друзей организации и, конечно же, ее сотрудников и воспитанников — как нынешних, так и бывших. Слова благодарности и признания, сюрпризы и теплые объятия, энергия юных вокалистов и танцоров, мастер-классы и подарки сделали это праздник ярким и запоминающимся.

Заглянули в гости к одному из родителей-воспитателей, которая является еще и профессиональным детским психологом. Оксана Карпова начала путь в замещающее родительство в 22 года. Первые 15 лет в должности родителя-воспитателя работала в Кобринской детской деревне, столько же успела проработать и в “SOS-Детской деревне Боровляны”. Поменяла Оксана Викторовна место жительства и работы, когда вышла замуж и переехала к мужу. Но cемейная жизнь не сложилась, ей в одиночку пришлось воспитывать дочь (сейчас девушке уже 20 лет). Поэтому, отвечая на вопрос “Счастлив ли ребенок с одним родителем?”, собеседница основывается на своем богатом опыте.
“Если воспитывать детей одной, я бы сказала, что это сложно, — говорит Оксана Викторовна. — Но здесь, в Боровлянах, созданы уникальные условия, которые не дают нашим воспитанникам чувствовать себя обделенными в гендерном отношении. И хоть все наши родители-воспитатели — женщины, в деревне есть и мужчины — в администрации, среди педагогов, рабочих. Они в каком-то смысле становятся для наших воспитанников положительным примером мужчин. Конечно, замечательно, когда дети растут в полной семье — с мамой и папой. Тогда перед ними есть образец правильных взаимоотношений, образ мужчины и женщины, мужа и жены. У большинства же моих воспитанников не было пап, поэтому, придя к нам, им было сложно даже разговаривать с мужчинами-педагогами. За 30 лет из 18 моих воспитанников было всего трое мальчишек. Причем двое из них пришли уже старшеклассниками и успели побыть с нами всего пару лет. Только Ваня пришел в пятилетнем возрасте (сейчас ему уже 20). У него изначально был сильный мужской стержень, многие черты его характера я старалась не менять, а корректировать. Например, он был задиристым, все конфликты решал через драку и с нашими детьми, и с другими воспитанниками детской деревни, в том числе и с девочками. Я упорно боролась с этим, и через какое-то время он перестал затевать потасовки. Девочек Ваня больше не обижал, стал настоящим джентльменом: подавал им руку, открывал дверь, пропускал вперед. А если конфликт назревал по инициативе других мальчиков, Ваня вначале предлагал решить его мирным, дипломатическим путем, а если те не соглашались, то считал до трех, а только потом пускал в ход кулаки. К подростковому возрасту он стал более спокойным, энергию тратил на спорт — увлекся биатлоном, футболом. Сначала играл в футбол как любитель, а на одном из матчей его заметили тренеры и пригласили в профессиональный клуб “Славянин”, где он успешно играл четыре года”.
Лето на природе

Много лет подряд в детской деревне реализовывались проекты, которые давали детям окунуться исключительно в мужское воспитание. Их инициатором и реализатором был Валерий Михалевич, первый директор детской деревни. Он отправлял родителей-воспитателей в отпуск, а сам забирал воспитанников — девочек и мальчиков от 5—6 до 11—12 лет — и шел с ними и мужчинами-педагогами деревни в поход на берег реки Березины в лесной лагерь на 37 суток. Именно столько дети обходились без привычных удобств: мылись в полевой бане, еду готовили на костре, пили воду из родника и т.д. Валерий Михайлович и педагоги-мужчины учили детей колоть дрова, ловить рыбу, готовить добычу на огне. Да и готовясь к старту смены, подростки с педагогами сообща благоустраивали лагерь: устанавливали палатки, строили полевую баню и туалеты, копали погреб для хранения картофеля, моркови и других овощей. И только после этого заезжали младшие дети. Некоторые подростки 13—14 лет оставались в лесу на всю смену в качестве помощников. В лагере собиралось по 25—30 детей, поэтому было кстати, что старшие девочки помогали педагогам на кухне, а мальчики приносили из родника бутыли с водой, заготавливали дрова и следили за костром.
“По выходным в лесном лагере было особенно многолюдно. Многие из родителей-воспитателей приезжали к воспитанникам с малышами, чтобы провести пару дней вместе — на природе, на чистом воздухе, позагорать на хорошем пляже и покупаться в Березине, — рассказывает Оксана Викторовна. — Помню, приехала я на выходные к Ване (ему тогда было лет одиннадцать). Он заранее словил для меня рыбу, сам ее пожарил. И пусть она немного пригорела к сковороде (думаю, и у взрослого не сразу получится идеально приготовить на костре), эта была самая вкусная в моей жизни рыба, ведь она была приготовлена моим воспитанником специально для меня. И Ваня был счастлив, что смог меня так порадовать”.
В день, когда младшие заезжали в лесной лагерь, дети старше 11—12 лет на 37 дней отправлялись с педагогами в водный поход по Березине на плоту. Этот плот они тоже строили вместе со взрослыми — он был огромный, размером с комнату. На нем устанавливалась палатка для укрытия путешественников от дождя и палящего солнца, там же хранились их вещи, продукты. На плоту свободно, с комфортом размещались 20—25 путешественников. Начинали сплав с устья реки, куда их отвозили на машинах, на ночь причаливали к берегу и делали привал с палатками и костром на суше. Примерно на половине пути старшие приплывали к лесному лагерю и делали остановку на 2—3 дня для совместного отдыха, после чего продолжали путь.
“Все мои воспитанники — и мальчики, и девочки — не раз прошли через эти проекты: начинали с лесного лагеря, а потом оттачивали навыки путешественников в водном походе. Возвращались домой загорелые, чумазые, с песком в волосах и в карманах, но счастливые! Они становились сплоченными, ответственными, а мальчики — еще и мужественными. После этого им не страшны были ни грозы, ни дождь, ни холод”, — замечает родитель-воспитатель.
Хоздвор как место притяжения

Интересно, что дети ждали не только старта этих проектов, но и начала подготовки к ним. Уже в феврале — марте формировались команды участников, с ранней весны все они ходили на хоздвор и помогали педагогам готовить инвентарь.
К большому сожалению, последние два года проекты уже не проводятся — Валерий Михайлович ушел на заслуженный отдых. Но зато он продолжает сотрудничество с детской деревней в несколько другом направлении — создал на базе хоздвора клуб “Подросток”, где учит желающих делать красивые и практичные вещи из дерева. Все инструменты, оборудование, включая деревообрабатывающие станки, в их распоряжении. В том числе и поэтому любимым местом для времяпрепровождения у детей, особенно у мальчишек, стал хоздвор.
“Для Вани хоздвор был настоящим местом притяжения. Мальчик помогал там нашим мужчинам в любой работе”, — говорит Оксана Викторовна.
Родитель-воспитатель с гордостью отмечает, что с 11 лет Ваня для нее — лучший помощник. Он старался починить любую вещь в доме. Заметит, что стул качается, — тут же идет на хоздвор. Чинил там свой велосипед и велосипеды девчонок со всей деревни. Если Ваня отремонтировал что-то бесхозное, то эту вещь отдавали ему, а он все нес в дом.

“Когда мы приняли в семью маленького Захара, тот не мог спать в кровати, все время плакал, — продолжает рассказ родитель-воспитатель. — Нам одолжили люльку, чтобы я могла в ней качать мальчика. Ваня увидел люльку, обнаружил на ней какие-то кнопки и сделал вывод, что раньше они включались. Отнес люльку на хоздвор, починил, вставил батарейки, принес и включил. Оказалось, люлька не только сама укачивает ребенка, причем в разных режимах, но и поет ему колыбельные, сверкает, переливается огоньками. Мы смогли воспитать Ваню как мужчину. Он теперь вежливый, общительный, без вредных привычек, спортсмен, душа любой компании и очень мастеровитый. Окончил строительный колледж, недавно переехал в квартиру, оставшуюся от биологических родителей. Жилье было в очень плохом состоянии, но наша организация помогла сделать минимальный ремонт, а вот идеальный ремонт Ваня делает там сейчас сам”.
Отцовское воспитание для девочек
“По опыту родителя-воспитателя знаю, что девочкам, которые росли без папы, сложно создавать семью, они боятся и смущаются даже присутствия мужчин, не знают, как с ними разговаривать, как себя вести при этом, — продолжает рассказ Оксана Викторовна, отмечая не менее важную роль мужчин в воспитании девочек. — Не зря такие девочки чаще других попадаются потом в ловушки, которые мужчины расставляют в интернете. Это отчасти объясняется тем, что они не видели в семье образа мужчины, папы, мужа, не знают, чего им стоит опасаться. В педагогах и рабочих деревни воспитанницы не видят образа отца, но хотя бы понимают на их примере, что мужчина должен быть воспитанным, корректным, вежливым, поэтому в жизни, если сталкиваются с противоположным, его избегают. Среди моих воспитанниц только у одной девочки в биологической семье мама и папа состояли в браке. Остальные дети жили с мамами и постоянно меняющимися сожителями. Девочки называли их либо по именам, либо по счету: второй папа, третий папа и т.д. Я много беседовала с девочками, объясняла им: это не норма, так не должно быть. Им важно это понимать и как будущим женам, и как будущим мамам.
Но есть у нас один пример, где даже посторонний человек сыграл для девочки очень важную роль. У мамы одной из моих воспитанниц три года был сожитель, который заботился и о ней, и о ее дочери, пытался вылечить маму от зависимости, но не смог и ушел. Но когда после его ухода девочку изъяли из семьи и она попала к нам, мужчина навещал ее, всячески помогал, вкладывал в девочку душу, как в родную дочь. Естественно, их общение происходило исключительно в моем присутствии. С юридической точки зрения я имела полное право не допускать их общения, но я видела, насколько важно это было для самой девочки. Во всем хаосе ее прежней жизни папа Леша был единственным кусочком ее счастья, светлым мгновением. Даже сейчас, когда моя воспитанница уже выросла и выпустилась, ее молодой человек по характеру очень напоминает этого мужчину. При этом она по-прежнему со своими проблемами и тревогами обращается к папе Леше. Это тот редкий случай, когда девочка смогла в своей далеко не радужной жизни найти ориентир, образ мужчины, который стал для нее примером добропорядочности и мудрости.
Сейчас мы много говорим об образе мужчины с младшей воспитанницей. Даже на примере сожителей ее мамы я стараюсь делать акцент на их положительных качествах (один из них, например, учил девочку плавать, приносил продукты из магазина). Еще одна воспитанница пришла к нам с братом. Ей было 6 лет, а брату 15, он учился в 10 классе. Именно Егор занимался воспитанием сестры с рождения, это были два самых близких человека. Сейчас брат взрослый, работает геодезистом, они стали встречаться реже, но всегда эти встречи очень долгожданные, теплые, эмоциональные. И в трогательные моменты их встреч я наглядно вижу, что такое счастье”.
Светлана НИКИФОРОВА
Фото автора





