В Минске обсудили перспективы развития системы образования

- 16:53Актуально

Более 330 педагогов, директоров учреждений образования, руководителей управлений (отделов) образования из всех регионов страны приняли участие в научно-практической конференции «Образование Беларуси: тенденции и направления развития», передает корреспондент «Настаўніцкай газеты».

Президент на прошедшем Республиканском педагогическом совете сказал, что сфера образования является государствообразующей отраслью. Мы понимаем всю ответственность по подготовке высококвалифицированных кадров, воспитанию патриотов Беларуси. Сегодня здесь собрались ученые, педагоги-практики, чтобы выработать новые решения, наметить ориентиры в развитии образовательной сферы, — отметил первый заместитель министра образования Александр Баханович.

В свою очередь ректор БГПУ Александр Жук высказал мнение, что главной фигурой в решении стратегических задач системы образования является педагог.

Высокая социокультурная значимость педагогического образования объясняет пристальное внимание к качеству профессиональной подготовки педагогов в нашей стране. Современным учреждениям образования нужны не просто воспитатели, учителя, преподаватели — ретрансляторы знаний, а педагоги, способные быстро реагировать на изменения в обществе, осваивать новое, менять стереотипы педагогической деятельности. В условиях глобализации культурных и образовательных процессов педагогические работники должны быть готовы к формированию личностных и метапредметных компетенций обучающихся, к организации воспитательной деятельности с современными детьми, к работе в цифровой образовательной среде, реализации принципов инклюзии, творческому сотрудничеству и эффективному взаимодействию в поликультурной среде, — отметил руководитель вуза.

Также Александр Жук напомнил об успешной системе непрерывного педагогического образования, которая включает профильное обучение школьников в педклассах и педгруппах (их количество с 2015 г. выросло в 8 (!) раз), среднее специальное и высшее педагогическое образование и дополнительное образование взрослых. При этом обратил внимание на усиление практикоориентированности подготовки студентов:

— При разработке новой учебно-программной документации педагогических специальностей мы руководствовались идеей опережающего характера образования. В новых учебных планах оптимизирована модель педагогической практики, которая реализуется с 1-го по 4-й курс. На первом курсе это ознакомительная практика в волонтерском формате, на втором — учебно-поисковая (один школьный день в неделю), на третьем — педагогическая в учреждениях образования и летняя в детских лагерях, на четвертом — преддипломная. Такой подход обеспечивает максимально раннее погружение в профессиональную среду.

Также обновленные учебные планы, как ожидается, обеспечат подготовку будущих педагогов к реализации принципа инклюзии в образовании, формирование исследовательских компетенций студентов.

Работа конференции продолжилась в пяти секциях: «Дошкольное образование: современные тенденции воспитания, обучения и развития»; «Общее среднее образование: инновационные практики обучения и воспитания»; «Профессионально-техническое и среднее специальное образование: актуальные направления совершенствования»; «Высшее образование в эпоху трансформаций: национальные приоритеты» и «Дополнительное образование взрослых: достижения и перспективы». Они проходили на площадках БГПУ, РИПО, РИВШ и Академии образования.

Справочно

В Беларуси около 7,3 тыс. учреждений образования всех уровней. В общей сложности там обучаются 2,2 млн человек и трудятся 422 тыс. работников.

Марина КУНЯВСКАЯ
Фото: Telegram-канал БГПУ