Для чего нужны предметные недели филологии и творческие мероприятия в формате офлайн и онлайн

- 15:26Образование

Предметные недели филологии и творческие мероприятия в формате офлайн и онлайн имеют большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение.

Они не только углубляют знания учащихся по русскому языку и литературе, но и способствуют расширению кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и повышают учебную мотивацию к изучению языков. В последние годы из-за пандемии массовые мероприятия в нашей школе были переведены в онлайн-режим. Под руководством председателя учебно-методического объединения филологов педагоги и их учащиеся вместе осваивали новые формы презентации творческих работ.

Была создана группа kreativu-da.ru во “ВКонтакте”. В ленте можно наблюдать за мероприятиями. Здесь ежедневно появляются публикации о планах на день, полезные видео и условия игр и конкурсов, экспресс-вопросы для самых быстрых и сообразительных и творческие работы участников мероприятий для ценителей прекрасного. Эта группа стала уютным местом для неравнодушных, творческих людей. Организаторы, помимо конкурсных работ, разместили в ней интересные клипы с яркими музыкальными композициями для создания настроения и приобщения к современному искусству и идеалам прошлого.

Филологи школы освоили известные соц­сети: вот уже третий год конкурсы проходят в TikTok, Instagram и “ВКонтакте”.

Начало недели по традиции необычайно яркое и запоминающееся. Понедельник удивил открытием талантов и способностей. В учреждении образования появились “ожившие” герои произведений. Они сидели на уроках, прогуливались по школьным коридорам, увлекая всех в удивительное путешествие по миру литературы.

Наибольший интерес вызвал косплей “Ожившие герои”. Все желающие могли явиться в школу в костюмах любимых литературных героев и, получив от кураторов конкурса специальный номерок, стать загадкой дня. Участники должны были узнать героя и заполнить бланк с ответом в штабе конкурса. В течение трех дней в школе жили герои прочитанных произведений.  Девчонки и мальчишки оживили сказки и рассказы и подарили праздник всем. По многочисленным просьбам учащихся косплей “Ожившие герои” был продлен еще на 3 дня. Ребята снимали короткие видео, в которых спрашивали о том, кто они, из какого произведения пришли, и выкладывали их в специально созданном для косплея профиле PROРусский в соцсети ТikТоk. Ролики размещались и во “ВКонтакте”. Все желающие могли поучаствовать в отгадывании зашифрованных образов.

Не менее интересным получился квест “Выше облаков”. Самые наблюдательные и начитанные старшеклассники могли расшифровать облака слов, в которых спрятались прочитанные стихотворения классиков. После отгадывания нужно было выразительно прочитать узнанное стихотворение. Победителя выбирали, учитывая количество правильных ответов и выразительно прочитанных стихотворений. Произведения “Жираф” Н.Гумилева и “Послушайте!” В.Маяковского были самыми популярными и узнаваемыми.

В рамках экспресс-конкурсов учащиеся ознакомились с песней М.Магомаева “Королева красоты”. По признанию участников группы во “ВКонтакте”, эта песня стала для них настоящим открытием, ведь многие никогда раньше не слышали о советской звезде и его творчестве. Предметная неделя смогла расширить горизонты тех, кто этого хотел.

Назад в прошлое смогли попасть и те ребята, которые приняли участие в конкурсе собственных литературных произведений в эпистолярном жанре “Письмо любимому писателю (поэту)”. Нужно было написать письмо тому писателю, чье творчество вдохновляет, положить произведение в конверт, как это было в прошлом веке, и опустить в почтовый ящик. Так увидели свет письма А.С.Пушкину, Г.Х.Андерсену.

Конкурс постов (коллажей пейзажных фото со строчками из любимых стихотворений) “Дорогие сердцу места” стартовал в среду. Те, кто любит свой город, смогли поделиться самыми красивыми фотографиями и самыми проникновенными строчками из произведений поэтов. В рамках конкурса нужно было создать коллаж из фотографий родного города, разместить его в своем профиле в Instagram, в комментарии написать, какие строчки из литературных произведений подходят к коллажу, сделать скриншот публикации и отправить его организаторам или самостоятельно опубликовать фото во “ВКонтакте”. После этого все желающие могли проголосовать за понравившуюся историю. Победила работа, получившая наибольшее количество симпатий.

Живой интерес вызвала викторина “Знай русский”. Учащиеся активно отвечали на вопросы по русскому языку, которые в течение дня публиковались организаторами в группе во “ВКонтакте”. Во втором туре нужно было самим придумать и опубликовать вопросы по предмету. Самые быстрые и умные смогли стать победителями в занимательном онлайн-состязании.

Конкурс работ по русскому языку с применением инфографики “Учу словарные слова” стал самым массовым. Учащиеся 6, 9 и 10 классов с энтузиазмом записывали сложные для запоминания словарные слова на листах А4, выделяли орфограммы в них при помощи рисунков-образов, после чего фотографировались со своими произведениями и отправляли свои работы куратору конкурса.

Дистанционные предметные недели — новое слово в организации внеурочной деятельности учащихся по предмету. На перерывах и после уроков, дома и на улице телефон всегда с ребятами. Не игры и пустые видео, а глубокий, современный контент о литературе и языке, преподнесенный онлайн, сделает нахождение школьников в интернете осмысленным, наполненным, творческим. Умное использование возможностей социальных сетей, групп, блогов организаторами предметных недель направляет энергию учащихся на созидание и раскрытие своих индивидуальных способностей.

 Ольга КУПРАЦЕВИЧ,
учитель русского языка
и литературы средней школы № 11 Светлогорска
Фото носит иллюстративный характер