Почему важно развивать навыки самоанализа и анализа урока, и какой шаблон для этого можно использовать

- 12:00Образование, Приложение, Школа управления

Одной из важных задач заместителя директора по учебной работе является организация взаимопосещения педагогами учебных занятий, развитие навыков самоанализа и анализа урока. Подробности – в материале корреспондента “Настаўніцкай газеты”.

Взаимопосещение — это форма повышения квалификации как начинающих, так и опытных учителей, предоставляющая возможность, во-первых, ознакомить коллег со своим педагогическим опытом, во-вторых, обогатить его через изучение, анализ и внедрение в практику новых идей, в-третьих, развить навыки рефлексии. Постоянное изучение опыта работы педагогов в ходе анализа уроков позволяет своевременно выявлять общие и частные проблемы, с которыми сталкиваются учителя, обобщать и развивать творческий потенциал педагогического коллектива, что в итоге способствует повышению качества образовательных услуг.

Взаимопосещение учебных или факультативных занятий допустимо при соблюдении определенных требований. Так, посещение не должно нарушать нормального режима работы учреждения образования. Запрещается входить в аудиторию или выходить во время занятия. Место для наблюдения за ходом урока лучше выбирать в конце кабинета. Нельзя вмешиваться в ход занятия, выражать свои эмоции (восторг, недовольство), задавать вопросы учителю или учащимся.

Взаимопосещения должны сопровождаться самоанализом, самооценкой, взаимооценкой, в результате чего у учителя формируется определенное отношение к себе и своей деятельности. Педагог может оценить эффективность своего труда, выявить мотивы, потребности, возможности для развития профессиональной компетентности, степень готовности к использованию и созданию инноваций, уровень сформированности навыков экспериментальной и исследовательской работы.

От умения анализировать свой урок, конкретные ситуации, возникающие в ходе урока, результаты педагогических воздействий на учащихся во многом зависит, сможет ли учитель спланировать, организовать, отрегулировать свою деятельность. Несформированность навыков самоанализа свидетельствует о низком уровне профессионализма в области педагогической рефлексии. С целью предупреждения такой ситуации заместителю директора следует разъяснять значимость самоанализа для развития профессиональной компетентности, обязательно включать его в план посещения уроков, фиксировать лучшие образцы самоанализа и знакомить с ними учителей, занимать в ходе самоанализа позицию открытого и активного слушателя и консультанта.

Важно сформировать у педагогов потребность в самоанализе учебных занятий: имеется в виду рефлексия каждого без исключения урока, поскольку, как утверждал В.А.Сухомлинский, “сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд”. Если учитель видит достоинства и недостатки своего урока, то гарантия того, что он сможет использовать первые и избежать вторых при планировании и проведении уроков, очевидна.

Цели посещения учебного занятия руководством школы, коллегами разнообразны, поэтому план (алгоритм) самоанализа и анализа может варьироваться.

Чтобы урок был эффективным, целесообразно предложить учителям, например, такую памятку.

Подумайте до начала урока

  1. Что будут делать ваши учащиеся 45 минут?
  2. Какие познавательные задачи вы будете ставить перед ними?
  3. Будет ли на уроке организован самостоятельный поиск знаний?
  4. Какую дополнительную литературу вы порекомендуете учащимся по теме урока?

Подумайте после проведения урока

  1. Полностью ли усвоили учащиеся материал? Если нет, то почему?
  2. Насколько активными они были?

Проведите анализ урока

  1. Удалось ли выполнить план урока? В какой мере?
  2. Были ли допущены отступления от плана?
  3. Как была организована ваша деятельность на уроке и деятельность учащихся? Кто работал интенсивнее: вы или учащиеся?
  4. Что можно было бы улучшить в организации урока, его структуре, содержании и методах работы?
  5. Какие моменты урока были удачными?
  6. Удалось ли вам увлечь учащихся, заинтересовать их? Чем и как?
  7. Что было неудачным на уроке? Что требует переоценки? Как исправить недочеты?

Обратить внимание на существенные аспекты урока позволяет использование алгоритма самоанализа, разработанного Ю.А.Конаржевским.

  1. Дать краткую характеристику классу, в котором проходит урок.
  2. Указать тему урока. Охарактеризовать его местоположение в системе других уроков.
  3. Указать степень сложности изучаемой темы для данного класса.
  4. Охарактеризовать триединую дидактическую цель урока, сопоставить с конечным результатом.
  5. Определить степень соответствия типа урока дидактическим задачам.
  6. Охарактеризовать использованные в ходе урока методы обучения, способы организации деятельности учащихся. Установить их целесообразность в связи с достигнутыми результатами.
  7. Выделить наиболее удачные и неудачные моменты, выявить их причины.

Предлагаем следующую общую схему самоанализа урока

 

  1. Класс.
  2. Тема урока.
  3. Тип урока и его структура.
  4. Место данного урока в теме. Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
  5. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество учащихся по уровням обученности). Какие особенности учащихся учтены при планировании урока?
  6. Триединая дидактическая цель урока, ее обучающий, развивающий, воспитательный аспекты. Степень достижения триединой дидактической цели урока (обосновать показатели).
  7. Соответствие содержания, форм и методов обучения цели урока.
  8. Полный анализ основного этапа с учетом результатов урока.
  9. Правильность распределения времени по этапам урока. Логичность связок между этими этапами.
  10. Соответствие дидактических материалов, технических средств обучения, наглядных пособий цели урока.
  11. Организация контроля усвоения знаний, умений и навыков учащихся (на каких этапах, в какой форме и какими методами осуществлялся).
  12. Психологическая атмосфера на уроке и характер общения учащихся и учителя.
  13. Оценка результатов урока. Степень выполнения поставленных задач (с анализом причин).
  14. Перспективы дальнейшей деятельности. Навыки педагогической рефлексии, которые вырабатываются в ходе самоанализа уроков, позволяют учителю методически грамотно подходить к оцениванию деятельности коллег. Существуют разные виды анализа урока:
  • структурный (выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их логической последовательности, целесообразности, обеспечивающей развитие познавательных способностей учащихся);
  • аспектный (всестороннее изучение и оценка какого-либо аспекта, отдельной задачи урока во взаимосвязи с результатами деятельности обучающихся; аспектный анализ осуществляется на основе структурного);
  • комплексный (рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической цели и одновременно развивающих и воспитывающих целей; применяется преимущественно при анализе нескольких уроков по одной теме).

Эффективным является прием, когда руководство учреждения образования, коллеги, посещающие учебное занятие, используют определенную методику его оценки, по которой и учителю предлагается оценить свое занятие, проставив баллы (после выполнения самоанализа). Затем проводится сравнительный анализ баллов, выставленных коллегами и самим учителем.

В процессе анализа урока у педагога развиваются важные профессиональные умения: обобщать информацию и делать научно обоснованные выводы, вести наблюдения за педагогическими явлениями, выявлять проблемы в области обучения и воспитания, определять пути повышения эффективности урока, направления дальнейшего самообразования.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Закончите предложение: “Взаимопосещение учебных занятий педагогами или руководством учреждения образования допустимо при соблюдении следующих условий:…”.
  2. На какие вопросы нужно ответить педагогу при выполнении самоанализа учебного занятия?
  3. Укажите виды анализа учебного занятия. В чем сущность каждого из них?
  4. Заполните таблицу, отражающую способы организации начала урока.

 

Способы
организации
начала урока

Точка зрения
 одного из коллег

Ваше мнение

Дежурный перечисляет отсутствующих, учитель делает пометки в классном журнале

Бесполезно потраченное время. Отсутствующих можно отметить, когда учащиеся  выполняют самостоятельную работу

 

Учитель спрашивает у учащихся, какое домашнее задание они получили на предыдущем уроке

Какой смысл спрашивать о том, что учитель сам знает?

 

Учитель выдает нескольким учащимся карточки для проверки домашнего задания

Таким образом учитель осуществляет индивидуальный подход

 

Учитель проводит фронтальный опрос и ставит отметки тем учащимся, которые проявили активность

Такой контроль не позволяет установить степень владения материалом каждым учащимся. Создается иллюзия активности класса

 

Учитель излагает факты, которые не соответствуют опыту учащихся

Создается ситуация неопределенности (проблемная ситуация), что позволяет активизировать внимание учащихся

 

Учитель предлагает учащимся выбрать цель урока из предложенного списка

Это эффективный прием, поскольку он является стимулом для учащихся

 

  1. Разработайте схему самоанализа, анализа учебного занятия для педагогического коллектива учреждения образования, в котором работаете.

Татьяна КРАВЧУК,
заместитель директора по учебной работе
средней школы № 1 Пинска, магистр педагогических наук
Фото Олега ИГНАТОВИЧА